"НОВЫЕ РЫНКИ". Содержание: |
Рекламодатели номера:
· Caesar Tours (Сирия)
· Южно-российский экспоцентр
· Парад-Экспо
· Газета "Экономические новости"
· Альманах "Документы"
· Газета "Тамженный вестник"
· II Всеросийская неделя нефти и газа
· Союз производителей нефтегазового оборудования
· Messe Frankfurt (Германия)
|
Точка зрения |
КАК НАЧАТЬ БИЗНЕС В КИТАЕ
Я. Забелло, И. Мажаров
С каждым годом Китай привлекает все больше российских компаний. Например, в 2002 году за приглашениями только на Харбинскую торгово-экономическую ярмарку - одну из крупнейших региональных ярмарок КНР - обратилось более 200 фирм из России. Тем не менее бизнес в этой стране может обернуться как огромными прибылями, так и немалыми убытками - в зависимости от того, насколько вы подготовлены ступить на китайскую почву.
Для многих европейцев Китай - не просто другое государство, это совершенно иной мир! Люди, впервые приехавшие сюда, не только сталкиваются с различиями в языке, географии, политике, но часто испытывают настоящий культурный шок. Китайские нормы и обычаи уходят своими корнями в древнее прошлое, и многие из них с точки зрения европейцев кажутся лишенными здравого смысла и даже немного дикими. Однако если вы хотите работать в Китае, без знания местных правил не обойтись. Эта статья, разумеется, не может охватить все особенности бизнеса в Китае, но призвана дать представление о важных моментах, с которыми вы столкнетесь в самом начале.
|
Ресурсы и энергоносители |
КТО ЕСТЬ КТО В ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ РОССИИ? И. Петров
Цветные металлы… Эти слова сейчас во многом ассоциируются с оборванными медными и алюминиевыми проводами, а также с большими деньгами, которые "крутятся" в этом бизнесе.
Что касается последнего, то объем денежных средств можно косвенно оценить по экспорту цветных металлов. В 2001 г. он составил, по расчетам автора на основе данных таможенной статистики РФ, 6,77 млрд. долл., так что основания говорить по поводу "денежного" бизнеса, конечно есть.
Цветная металлургия страны - это громадный и разветвленный организм, включающий в себя около 100 предприятий и функционирующий благодаря связям как внутри этих предприятий (самая главная цепочка: рудник - обогатительная фабрика - металлургическое производство), так и между самими предприятиями.
Во многом все эти связи созданы еще в советское время, да и самой цветной металлургии тогда уделялось повышенное внимание со стороны государства. Кто-то из оставшихся ветеранов отрасли еще помнит сталинского наркома Петра Фаддеевича Ломако, чьим самым весомым способом воздействия на людей при решении производственных вопросов был вынимаемый из кобуры маузер…
Кто же теперь владеет цветной металлургией России?
|
"ХОЗЯЙКИ МЕДНЫХ ГОР" СОЗДАЮТ НОВЫЕ АЛЬЯНСЫ Н. Куликова
В последние годы ХХ века мировой медный рынок переживал не лучшие времена. Однако ведущие производители меди ответили на удары судьбы не только сокращением производства: 1999 г. стал годом реструктуризации, восстановления и обновления мировой медной промышленности. Начался процесс объединения и укрупнения компаний, в том числе одних из самых больших в медной отрасли, что оказало влияние на производителей меди всех уровней и всех регионов. Подробнее об этих событиях читайте в статье.
|
АВСТРАЛИЯ ПРИМЕРЯЕТ СЕРЕБРЯНУЮ МАЙКУ ЛИДЕРА А. Милехин
Начиная с 1990 г., в мире отмечается неуклонный рост потребления серебра практически во всех областях его применения, что привело к превышению спроса над количеством этого металла, добываемого из недр и производимого из вторичного сырья.
Наличие значительного количества товарных запасов металла сдерживало рост цен, тогда как ежегодное сокращение этих запасов подогревало на рынке атмосферу ожидания резкого повышения цен. Такое состояние рынка привело к активизации серебродобывающей отрасли во многих странах.
|
"ЦИАНИДНОЕ" ЗОЛОТО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ И. Петров, В. Троицкий, Дм. Магазаник, О.Попова
Золото всегда играло особую роль в финансово-экономической системе каждого государства. По мере увеличения темпов экономического развития страны и его влияния на политику значение этого благородного металла постоянно возрастало.
Для переработки коренных золотосодержащих руд применяются различные методы извлечения золота, однако главным способом является цианирование. В последние годы резко возросло значение экологических факторов при производстве золота, т.к. этот процесс, как показывает практика, может быть сопряжен со значительным загрязнением природной среды.
Исключение цианистых солей из процесса добычи золота в ближайшей перспективе малореально, и это сохраняет вероятность новых экологических аварий и катастроф. Весомый рынок золота пока поддерживает на плаву рынок цианидов. Надолго ли?
|
Вокруг света |
АВТОДОРОГА ТАШКЕНТ-КАРАЧИ: НОВЫЕ МАРШРУТЫ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ЭКСПОРТЕРОВ С. Григорьев, Я. Забелло, М. Чакеева
Сейчас грузопотоки между Россией и странами Азии идут - и это признают все участники рынка - далеко не самыми короткими и дешевыми путями. Например, партия минеральных удобрений с Урала, предназначенная для индийского получателя, движется к цели месяц-полтора: сначала по железной дороге до одного из портов, затем требуется перевалка, которая в зависимости от загруженности порта может занять до двух недель, дальше - морем в обход Китая или (если груз отправлен, например, через Санкт-Петербург или Ригу) через Суэцкий канал.
Тем не менее, более короткий и удобный путь существует и, вполне вероятно, будет доступен российским грузоотправителям уже в ближайшие годы. Речь идет об автомобильном, а затем, возможно, и железнодорожном сообщении через Казахстан, Ташкент и западные области Китая в пакистанский порт Карачи на побережье Аравийского моря.
|
КРИМИНАЛЬНЫЕ ГРАНИ АФРИКАНСКИХ АЛМАЗОВ В. Черенков
Продолжение статьи, опубликованной в предыдущем номере. Автор рассматривает вопросы создания мировой системы сертификации сырых алмазов.
|
МОНИТОР НОВОЙ ЕВРОПЫ. СЛОВАКИЯ
Самая свежая и точная информация об экономических показателях развития Словакии.
|
Сегодня и завтра товарных рынков |
РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ВОЕННО-АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ Д. Никишов
Россия является сегодня одним из основных традиционных производителей и экспортеров современной военно-авиационной техники (ВАТ). В структуре российского экспорта вооружений и военной техники (ВВТ) поставки ВАТ составляют до 70%. Экспорт российской ВАТ является одним из наиболее значительных и стабильных источников получения валютной выручки в государственный бюджет.
Унаследовав после 1991 г. около 85% всей военно-авиационной промышленности (ВАП) СССР, Россия стала постепенно терять свои позиции на мировом рынке ВАТ, поскольку ее военно-промышленные компании были поставлены в новые рыночные условия конкурентной борьбы, к которым они и до сих пор приспосабливаются с большим трудом.
|
Малые города России |
МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ГОРОДА Е. Мамонова
Статья по насыщенности может заменить целый учебник по планированию. Проведен анализ закономерностей стратегического планирования развития города, приведены схемы и взаимосвязи основных показателей жизнедеятельности города.
|
БАЙКАЛЬСК И ОКРЕСТНОСТИ
Визитная карточка города
|
ГОРОД ГАЛИЧ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Визитная карточка города
|
Про-движение
|
PROMOTION: ПРАВИЛА ИГРЫ И. Кирюхина
Для начала давайте немного углубимся в теорию - ведь как показывает практика, не все и не всегда одинаково понимают, что такое промоушн. Итак…
|
Теория и практика лоббизма |
ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ С. Сулакшин, А. Романихин
В последнее время в России уделяется большое внимание вопросам защиты интересов национальной промышленности. Многие средства массовой информации активно обсуждают проблемы российской металлургии, машиностроения и других отраслей промышленности. Заметно активизировали свою деятельность Торгово-промышленная палата, которую возглавил один из наиболее авторитетных российских политиков Евгений Примаков, и Российский союз промышленников и предпринимателей, уже не первый год возглавляемый Аркадием Вольским.
К сожалению, многочисленные российские промышленные объединения развиваются стихийно, без учета опыта развитых стран мира, где давно сформирована эффективная система цивилизованного лоббирования интересов национальной промышленности.
|
ЛОББИЗМ - ДЕЛО РЕАЛЬНОЕ Г. Райков
Представляем реального лоббиста - руководителя депутатской группы "Народный депутат" в Государственной Думе России Геннадия Ивановича Райкова.
Он сибиряк, человек с большим жизненным опытом и немалым депутатским стажем. Группа депутатов, которую он возглавляет, не работает над эпохальными политическими доктринами, зато делает конкретное дело. Эта группа прокладывает, подобно первопроходцам, путь к зрелым формам парламентаризма в России. Пресса много писала о пионерском опыте "Народного депутата" - соглашениях с отраслевыми промышленными объединениями. Ниже мы приводим одно из таких соглашений, расценивая его как реальный складывающийся механизм цивилизованного лоббирования.
О том, как сам депутат смотрит на эти проблемы - наш разговор.
|
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РФ В СИСТЕМЕ БИЗНЕС-ГОСУДАРСТВО М. Вилисов
В настоящее время Торгово-промышленная палата Российской Федерации (далее - ТПП РФ) является уникальной организацией, статус которой позволяет обеспечивать эффективный диалог российских экономических субъектов как с государственными органами, так и с международными организациями. Немалую роль система торгово-промышленных палат России играет и в информационном, организационном и инфраструктурном обеспечении функционирования российского предпринимательства. Очень важно, что подобный статус торгово-промышленных палат нашел свое законодательное закрепление и имеет уже достаточно устоявшуюся нормативную основу, а также большую правоприменительную практику.
|
Вопросы менеджмента |
ПРИГЛАШАЕМ НА АТТЕСТАЦИЮ! Е. Болотова, Е. Ботова
Сейчас никто уже не будет оспаривать мнение, что квалифицированный и профессионально растущий персонал - это гарантия долговечности организации на рынке, ее конкурентоспособности. И уровень этих людей должен соответствовать требованиям, предъявляемым постоянно меняющейся внешней средой. Непрерывное пополнение запаса знаний, умений и опыта помогает работнику подтверждать свою полезность и ценность для компании.
Перед тем как начать развиваться, необходимо определить направление, пути развития, для этого же, в свою очередь, надо оценить профессиональный уровень работника.
В этой статье хотелось бы обратить внимание читателей на один из способов такого воздействия - аттестацию сотрудников.
|
ПРОБЛЕМЫ КОУЧИНГА И. Боброва, В. Зимин, Н. Плотникова, И. Луценко
Компания "ЮНИПРАВЭКС" завершила первый этап исследований нового для российского рынка вида бизнес-услуг - коучинга (тренерства для бизнесменов). В предлагаемой статье представлены новые данные в области этого перспективного для России направления деятельности.
|
АУДИТ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Данной публикацией журнал "Новые рынки" продолжает серию из нескольких статей, посвященных аудиту различных составляющих бизнеса. Это аудит затрат на качество, аудит стратегий, аудит удовлетворенности потребителей, аудит маркетинговых исследований. Представленная ниже методика проведения аудита более детально изложена в книге "The Customer Satisfaction Audit". Эта книга - вторая из серии работ, выпущенных издательством "Cambridge Strategy Publications Ltd." в серии "Самооценка компании" (www.cambridgestrategy.com).
|
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ А. Серпилин
Опыт профессиональной консультационной работы показывает, что большинство руководителей отечественных предприятий концентрирует свои усилия на решении текущих задач, оперативном уровне управления и, соответственно, краткосрочном горизонте планирования. Вопросы перспективного развития нередко оказываются на обочине хозяйственной деятельности.
Сегодня считается достижением, если руководитель умеет организовать и провести мозговой штурм горячей проблемы, выполнить swot-анализ, построить дерево целей. В какой степени все это отличается от стратегического планирования? Примерно так же, как составление бюджета компании "на коленке" от комплексной автоматизированной системы планирования, продуктом которой является абсолютно реалистичный и жесткий бюджет, готовый стать законом внутренней жизни предприятия.
Организация системы стратегического планирования на предприятии - не дань моде, пришедшей с Запада, а жизненная необходимость.
|
Рецензии и анонсы |
Новые издания для бизнеса
|
In brief |
This issue's rubrics in brief
|
|