"НОВЫЕ РЫНКИ" № 4, 2002
 

ПРОБЛЕМЫ КОУЧИНГА

И. Боброва, В. Зимин, Н. Плотникова, И. Луценко,
компания «ЮНИПРАВЭКС»
uni@mpei-14.mpei.ac.ru

Компания «ЮНИПРАВЭКС» завершила первый этап исследований нового для российского рынка вида бизнес-услуг — коучинга (тренерства для бизнесменов). В предлагаемой статье представлены новые данные в области этого перспективного для России направления деятельности.



Коучинг остается еще довольно редким видом бизнес-услуг в современной России. Происходит эта профессия из спорта. Коучинг фокусируется на будущих возможностях, а не на прошлых ограничениях. Самым лучшим сравнением здесь является работа коуча со спортсменом-чемпионом, построенная таким образом, чтобы ученик самостоятельно мог ставить рекорды. Партнерство — основной принцип и контекст взаимодействия коуча и клиента. На Западе коучинг активно применяется, например, как новый стиль менеджмента.

Тренеры-коучи могут быть как универсальные, так и специализирующиеся в каком-либо направлении. В свою очередь, их обучение и подготовка — весьма кропотливая и ответственная часть работы известных и опытных тренеров.

Работа коучей — это работа с клиентами для раскрытия потенциала личности с целью повышения эффективности их деятельности в выбранных областях. Это мотивация и тренировка, направленная на выработку у клиентов определенных качеств, необходимых для реализации таких целей, которые до сих пор казались невыполнимыми.

Большую роль играет организационно-методическое обеспечение процесса. Российские специалисты разработали и применяют уникальные авторские методики и уже имеют большую практику.

Формы коучинга различны. Это открытые бизнес-тренинги; выездные тренинги; индивидуальные коучинговые сессии; разовые консультации; включенное обучение; индивидуальный психологический ассесмент; видеокурсы; Internet-коучинг; учебные курсы; симпозиумы.

По итогам изучения рынка составлен краткий перечень видов коучинга: стратегический коучинг; ситуационный коучинг; тренинги делового общения и продаж; тренинги по управлению сбытом; тренинги по управлению конфликтами; тренинги по управленческому учету; психологические тренинги; телефонный коучинг; коучинг-менеджмент; проектный коучинг; нетрадиционные тренинги (медицина и др.); психологическая поддержка бизнеса; стилистический имиджмейкинг; HR-практикум; проведение деловых игр; фасилитация; OD-консалтинг; классический консалтинг; тренинги по психологии успешного бизнеса; экзистенциальный коучинг; бизнес-коучинг.

Экспертный опрос выявил ряд базовых критериев при выборе коуч-партнера. Клиенты обращают большое внимание на рейтинг компании или личность тренера, их опыт, методологию обучения, цену и качество предлагаемой услуги (см. табл. 1). Вместе с тем, как отметили руководители компании «Kaplan & Galata» Роман Каплан и Юрий Галата, «в России и СНГ еще никто и никогда не проводил рейтинги коучей. Нет ни методики, ни практики участия в профессиональных рейтингах».

Табл. 1
Критерии для выбора коуч-партнера
Критерии Показатели
Рейтинг
  • Позиция в рейтинге тренинговых компаний на рынке
  • Позиция в рейтинге индивидуальных консультантов (коучей)
Опыт
  • Опыт работы компании. Проработанность консультационных кейсов. Отзывы других клиентов
  • Личность тренера. Портфолио. Длина клиентской цепочки
Методология
  • Уникальность методики. Наличие современных технических средств и технологий обучения. Широкий ассортимент литературы
  • Знания, умения, навыки, приводящие клиента к успеху
Продукт (услуга)
  • Соотношение цены и качества. Результат в оптимальные сроки

Анализ статистических данных и экспертные опросы заказчиков данного вида услуг показали, что в среднем один день работы коуча стоит около тридцати тысяч рублей (без НДС). Некоторые клиенты готовы платить такие гонорары даже за один час работы профессионала.




Соотношение заказчиков коучинговых услуг в России




Как видно из рисунка, среди заказчиков лидируют политика и спорт, каждая из этих областей занимает примерно четвертую долю рынка. В политике, как и в спорте, успех зависит прежде всего от азарта и стремления к первенству, а это во многом определяется честолюбием лидера. На втором месте — крупный бизнес. Руководители здесь знают себе цену и хотят ее поднять, в том числе с помощью личного тренера. Не намного отстает и бизнес с приставкой show.

Диспропорция рынка сбалансирована доступностью услуги

В результате исследования удалось сформировать список компаний, среди видов деятельности которых обозначены такие направления, как коучинг, тренинги, обучение и т.п. Сейчас их более двухсот. В полном объеме вся информация содержится на официальном Интернет-сайте специализированной программы «Коучинг в Российской Федерации» www.coaching.ru.

Табл. 2
Рынок коучинговых услуг в России
Федеральные округа Количество заказчиков, %
Центральный (вкл. Москву) 85
Северо-Западный (вкл. Санкт-Петербург) 5
Приволжский 3
Уральский 3
Сибирский 2
Дальневосточный 1
Южный 1

Как видно из таблицы 2, этот новый вид бизнес-услуг сконцентрирован в основном в двух российских столицах. Однако темпы роста внушают надежды на его развитие в каждом субъекте Федерации. Так, опросы показали заинтересованность в коучинге органов местного самоуправления, а также отдельных муниципальных образований.

Исследования также подтверждают потребность в тренерстве в различных отраслях народного хозяйства. Среди форм работы преобладают корпоративные (командные) тренинги. Индивидуальные (личностные) тренинги практикуют в основном представители фондового рынка. В ходе тренингов руководители обучаются отдельно от персонала, менеджеры среднего звена — отдельно от топ-менеджеров. Другими словами, в работе с персоналом применяется сугубо индивидуальный подход.

Коучинг называют профессией ХХI века. В России этот вид деятельности только начинает выходить на рынок, но специалисты высокого класса, имеющие большую практику, всегда готовы прийти на помощь российскому бизнесу.

Журнал "Новые рынки" №4(10), 2002 Журнал "Новые рынки" №4(10), 2002
   «Главная»    Содержание    ©   
Авторские права © «Новые рынки»