"НОВЫЕ РЫНКИ" № 2, 2001
 

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ЕГИПТА И ОТРАСЛИ-ПОСТАВЩИКИ

Мухамед Салех Эль Хадари,
Генеральный секретарь Египетской ассоциации
производителей автомобилей

В первой половине ХХ века Египет был крупнейшим рынком для иностранных автомобилей. Это привлекало в регион европейских и американских производителей. Эффективное государственное регулирование вкупе с растущим автомобильным парком страны создали мощный потенциал для развития местного производства деталей, запчастей и узлов. Собственная автомобильная промышленность в Египте развивается с конца 40-х годов. Она начиналась с небольших сборочных и кузовных предприятий. Одно такое предприятие, принадлежавшее фирме "Форд", находилось в Александрии, два других – в Каире.

В 1958 году Египет начал осуществлять амбициозную программу экономического развития. В ее рамках в 1960 году была основана государственная компания NASCO (Nasr Automobile Company) – первый производитель автомобилей в регионе. Одновременно были созданы две государственные компании по производству велосипедов, мотоциклов и прочих транспортных средств – Eltramco и Micar.

В 80-е годы автомобильная промышленность Египта переживала бурный рост. Сегодня в стране работают 16 автостроительных предприятий, действующих в рамках соглашений с такими всемирно признанными фирмами, как Dimler-Chrysler, BMW, Peugeot, Suzuki, Hyundai, Nissan, Daewoo, Citroen, Opel, Kia и Tofas. Развитие автомобильной промышленности стимулировало также и рост предприятий-смежников.

Египетская автомобильная промышленность по своим объемам производства на Африканском континенте уступает только ЮАР и выглядит весьма привлекательной для мировых автомобильных гигантов благодаря невысокой стоимости рабочей силы, активному развитию частного сектора, росту емкости внутреннего рынка и географической близости к европейским и ближневосточным рынкам. Египетское автомобилестроение особенно быстро развивается последние семь лет по мере роста числа совместных предприятий с зарубежными компаниями. Естественно, что развитие этой отрасли прямо или косвенно влияет и на остальные отрасли египетской экономики. За последние 5 лет автомобильный парк Египта пережил небывалый рост. Общее количество транспортных средств выросло на 13% (с 2384076 до 2730045 единиц) за период с 1994 по 1997 год. Число только пассажирских транспортных средств выросло за этот период с 996174 до 1154735 единиц.

Egypt1

По последним данным, инвестиции в автомобильную промышленность Египта составили 6 млрд. египетских фунтов, в смежные отрасли – 1,5 млрд. египетских фунтов. В прошлом году в Египте было произведено свыше 40 тысяч автомобилей девятью ведущими фирмами-производителями. В Египте работают свыше 250 предприятий-смежников (поставщиков). Они производят аккумуляторы, стекла, глушители, ремни безопасности, краски, текстиль для обивки салонов и т.д. Свыше 80% этих предприятий появились за последние 5 лет.

Для координации развития отрасли в Египте созданы две организации: Египетская ассоциация производителей автомобилей и Египетская ассоциация поставщиков для автомобильной промышленности.

egypt2

В соответствии с правительственными установками, доля произведенных в Египте запчастей и узлов должна составлять не менее 30% в первый год функционирования автосборочного предприятия, а затем вырасти до 40%. Но уже сейчас на некоторых заводах доля отечественных узлов и механизмов доходит до 70%. Автомобиль, собранный в Египте, должен соответствовать принципу CKD (complete knocked down – полностью разобранный автомобиль). В соответствии с CKD, зарубежный производитель должен упаковать все поставляемые им узлы автомобиля в отдельный ящик и в таком виде отгрузить его египетскому предприятию-сборщику. Согласно египетскому законодательству, товар признается произведенным в Египте, если по крайней мере 40% его стоимости было создано в Египте. Только тогда автомобиль, собранный из импортного машинокомплекта, становится египетским и освобождается от импортных и таможенных пошлин.

Импорт всех типов автомобилей в 1992 году был полностью либерализован. Единственный регулятор на сегодняшний день – это таможенные пошлины. Импортные пошлины распространяются как на новые, так и на подержанные автомобили. Они дифференцируются в зависимости от типа транспортного средства, объема двигателя, сферы применения, места и времени сборки (могут ввозиться лишь автомобили, бывшие в употреблении менее одного года). Египет подписал соглашение с ГАТТ, в соответствии с которым к 2005 году пошлины на импорт автомобилей должны быть существенно уменьшены. Однако существующая тарифная система не очень нравится развивающейся автомобильной промышленности. Идет активное лоббирование введения импортных квот. В то же время ВТО пытается заставить египетское правительство снизить импортные пошлины на ввозимые в страну транспортные средства.


Влияние объема двигателя на пошлины, тарифы, платежи и налоги
Объем двигателя (куб. см) Прирост к цене CIF (%)
Меньше 1000 67
1000 - 1299 84
1300 - 1599 136
1600 - 1999 211
Свыше 2000 247


Египетское правительство установило специальные ставки налога с продаж и импортные пошлины чтобы стимулировать экспорт. Оно также ведет переговоры с Европейской комиссией о расширении торговых связей с Европейским Союзом, конечной целью которых является создание в ближайшие 12-15 лет Европейско-Средиземноморской зоны свободной торговли за счет устранения торговых барьеров.

Все более важными становятся экологические нормативы. В первую очередь это касается постепенного перехода на использование дизельного топлива, поскольку требования к выхлопу бензиновых двигателей постоянно ужесточаются. В ближайшем будущем на новые автомобили в обязательном порядке должны будут устанавливаться катализаторы. В Египте появились немногочисленные пока предприятия вторичной переработки, но их развитие сдерживается отсутствием соответствующего законодательства. Благодаря высокой эффективности, низкой стоимости и доступности растет популярность транспортных средств на сжиженном газе. Особенно широко эти средства используются в качестве такси.

egypt3

На египетском рынке существует жесткая конкуренция производителей транспортных средств. Правительственная экономическая программа нацелена на стимулирование экономического роста и повышение жизненных стандартов. Рост уровня жизни привел к увеличению числа легковых автомобилей. За последние 12 лет число собственников легковых автомобилей выросло на 33%. Растет также число дорогих (роскошных) автомобилей. Это связано с тем, что все больше таких машин собирается в Египте. Соответственно, цена на такие автомобили существенно ниже импортных. Наличие собственного сборочного производства позволяет учитывать все специфические особенности рынка, такие как величина дорожного просвета, степень антикоррозийной обработки или дополнительная очистка топлива.

egypt4

Либерализация рынка в 1993 года ожесточила конкуренцию и в смежных отраслях. Поскольку в игру вступили частные инвесторы, основное внимание сосредоточивается на получении необходимого дохода на инвестиции. Медленно, но верно участники рынка начинают учитывать в своей деятельности экономические факторы, стремятся повысить качество продукции. Рыночные структуры появляются на всех участках рынка: покупатели, продавцы, сборщики, смежники и т.д.

Основные проблемы этого рынка – низкое качество и небольшой объем производства – обусловлены слабым управлением материально-техническими ресурсами, отгрузкой и перевозкой, низким уровнем технологии, высоким финансовым риском.

Другим слабым местом отраслей-поставщиков является отсутствие базовых конструкторских и инженерных знаний. Существенное повышение качества продукции невозможно без глубокого понимания технологических процессов, определенной технологической культуры. Необходимо обучение персонала глубинному пониманию и системному подходу к существующим технологиям. Для исправления ситуации в смежных отраслях правительство и другие учреждения предпринимают ряд шагов. Однако комплексного подхода к решению проблем отрасли до сих пор не выработано.

Некоторые компании пытаются решить проблемы качества за счет внедрения процедур ISO 900x и сертификации продукции. Хотя эти процедуры безусловно полезны, они не могут решить такие проблемы, как ограниченная номенклатура продукции, отсутствие ноу-хау и должной квалификации инженерного персонала и рабочей силы. Контроль качества должен осуществляться на всех этапах производства, начиная с дизайна и конструкторских. работ, охватывать весь производственный процесс и отгрузку заказчикам. Этот аспект должен учитываться и в "послепродажный" период на протяжении всего жизненного цикла изделия.

Следует отметить, что существующие производственные мощности автомобильной промышленности в четыре раза превышают реальный объем производства. Аналогичная тенденция существует и в смежных отраслях, где часто закупается дорогая, но неприменимая технология. Для выхода из сложившейся ситуации мерилом должна стать не "новейшая технология", а устойчивость, эффективность, четкий бизнес-план и план переподготовки персонала.

Египетская экономика превращается в наиболее открытый и интегрированный рынок региона. Интеграция Египта в мировую экономику создает условия для дальнейшего развития промышленности и торговли. Правительство планирует выход на ежегодные показатели экономического роста 6-7%. Предпринимаются шаги для привлечения прямых иностранных инвестиций.

Можно предположить, что потребность в транспортных средствах в Египте в ближайшие годы будет расти. К концу 2001 года объем рынка может составить 110000 единиц. Вырастет сектор легковых автомобилей. В более отдаленной перспективе рост этого рынка возможен как за счет легковых автомобилей, так и за счет коммерческих транспортных средств.

Журнал "Новые рынки" № 2, 2001
   «Главная»    Содержание    ©   
Авторские права © «Новые рынки»