"НОВЫЕ РЫНКИ" № 2, 2001 | |||||||||||||||
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ЕГИПТА И ОТРАСЛИ-ПОСТАВЩИКИ | |||||||||||||||
Египетское правительство установило специальные ставки налога с продаж и импортные пошлины чтобы стимулировать экспорт. Оно также ведет переговоры с Европейской комиссией о расширении торговых связей с Европейским Союзом, конечной целью которых является создание в ближайшие 12-15 лет Европейско-Средиземноморской зоны свободной торговли за счет устранения торговых барьеров. Все более важными становятся экологические нормативы. В первую очередь это касается постепенного перехода на использование дизельного топлива, поскольку требования к выхлопу бензиновых двигателей постоянно ужесточаются. В ближайшем будущем на новые автомобили в обязательном порядке должны будут устанавливаться катализаторы. В Египте появились немногочисленные пока предприятия вторичной переработки, но их развитие сдерживается отсутствием соответствующего законодательства. Благодаря высокой эффективности, низкой стоимости и доступности растет популярность транспортных средств на сжиженном газе. Особенно широко эти средства используются в качестве такси. На египетском рынке существует жесткая конкуренция производителей транспортных средств. Правительственная экономическая программа нацелена на стимулирование экономического роста и повышение жизненных стандартов. Рост уровня жизни привел к увеличению числа легковых автомобилей. За последние 12 лет число собственников легковых автомобилей выросло на 33%. Растет также число дорогих (роскошных) автомобилей. Это связано с тем, что все больше таких машин собирается в Египте. Соответственно, цена на такие автомобили существенно ниже импортных. Наличие собственного сборочного производства позволяет учитывать все специфические особенности рынка, такие как величина дорожного просвета, степень антикоррозийной обработки или дополнительная очистка топлива. Либерализация рынка в 1993 года ожесточила конкуренцию и в смежных отраслях. Поскольку в игру вступили частные инвесторы, основное внимание сосредоточивается на получении необходимого дохода на инвестиции. Медленно, но верно участники рынка начинают учитывать в своей деятельности экономические факторы, стремятся повысить качество продукции. Рыночные структуры появляются на всех участках рынка: покупатели, продавцы, сборщики, смежники и т.д. Основные проблемы этого рынка – низкое качество и небольшой объем производства – обусловлены слабым управлением материально-техническими ресурсами, отгрузкой и перевозкой, низким уровнем технологии, высоким финансовым риском. Другим слабым местом отраслей-поставщиков является отсутствие базовых конструкторских и инженерных знаний. Существенное повышение качества продукции невозможно без глубокого понимания технологических процессов, определенной технологической культуры. Необходимо обучение персонала глубинному пониманию и системному подходу к существующим технологиям. Для исправления ситуации в смежных отраслях правительство и другие учреждения предпринимают ряд шагов. Однако комплексного подхода к решению проблем отрасли до сих пор не выработано. Некоторые компании пытаются решить проблемы качества за счет внедрения процедур ISO 900x и сертификации продукции. Хотя эти процедуры безусловно полезны, они не могут решить такие проблемы, как ограниченная номенклатура продукции, отсутствие ноу-хау и должной квалификации инженерного персонала и рабочей силы. Контроль качества должен осуществляться на всех этапах производства, начиная с дизайна и конструкторских. работ, охватывать весь производственный процесс и отгрузку заказчикам. Этот аспект должен учитываться и в "послепродажный" период на протяжении всего жизненного цикла изделия. Следует отметить, что существующие производственные мощности автомобильной промышленности в четыре раза превышают реальный объем производства. Аналогичная тенденция существует и в смежных отраслях, где часто закупается дорогая, но неприменимая технология. Для выхода из сложившейся ситуации мерилом должна стать не "новейшая технология", а устойчивость, эффективность, четкий бизнес-план и план переподготовки персонала. Египетская экономика превращается в наиболее открытый и интегрированный рынок региона. Интеграция Египта в мировую экономику создает условия для дальнейшего развития промышленности и торговли. Правительство планирует выход на ежегодные показатели экономического роста 6-7%. Предпринимаются шаги для привлечения прямых иностранных инвестиций. Можно предположить, что потребность в транспортных средствах в Египте в ближайшие годы будет расти. К концу 2001 года объем рынка может составить 110000 единиц. Вырастет сектор легковых автомобилей. В более отдаленной перспективе рост этого рынка возможен как за счет легковых автомобилей, так и за счет коммерческих транспортных средств. Журнал "Новые рынки" № 2, 2001 |
|||||||||||||||
|