"НОВЫЕ РЫНКИ" № 1, 2001
 

Тунис: на перекрестке инвестиционных интересов

По материалам, предоставленным посольством Республики Тунис в РФ и министерством международного сотрудничества и иностранных инвестиций Туниса

Расположенный в сердце Средиземноморья Тунис испокон веков соединял Европу, Африку и Арабский мир. Первым процветающим торговым центром на этой территории стал Карфаген, легендарный город-государство, основанный в 812 году до н.э. Его богатство не оставило равнодушными более крупные и сильные соседние государства. На протяжение многовековой истории территория Туниса постоянно служила ареной войн и переходила из рук в руки. Только в 1956 году государство получило полную независимость, а следовательно и возможность осуществлять самостоятельную экономическую политику и внешнюю экономическую деятельность.

Более 10 лет назад Тунис распахнул двери для иностранных предпринимателей и инвесторов. Законодательство и финансовая система страны были приведены в соответствие с мировыми стандартами, в частности стандартами IASC (International Accounting Standard Committee). Финансовая система Туниса состоит из Центрального банка и других финансовых учреждений. Хорошо развита сеть банков и финансовых агентств, действуют 16 коммерческих банков, 8 банков развития, 8 оффшорных банков, 9 лизинговых обществ, 26 биржевых посредников, 109 инвестиционных компаний, 21 венчурный фонд.

В стране разработан ряд мер по привлечению иностранных инвестиций. В 1994 году вступил в силу Кодекс законов о стимулировании инвестиций, который регулирует взаимоотношения государства с внутренними и внешними инвесторами. Для всех инвесторов данный Кодекс предусматривает освобождение от налогов до 35% реинвестированной прибыли, подлежащей налогообложению; освобождение от таможенных пошлин ввозимого оборудования, не имеющего местных аналогов; ограничение ставки НДС (максимум 10%) на импорт оборудования; возможность использования ускоренной амортизации на те материалы и оборудование, срок хозяйственного использования которых превышает 7 лет. Дополнительные льготы предусмотрены для предприятий-экспортеров: полное освобождение от налогообложения экспортной прибыли в течение первых 10 лет деятельности; освобождение от налогообложения до 50% экспортной прибыли, начиная с 11-го года деятельности на неограниченный период; полное освобождение от налогообложения реинвестированной прибыли; полное освобождение от пошлин и налогов оборудования и материалов (включая транспортировку товаров, сырья, полуфабрикатов, услуг, необходимых для деятельности предприятия); возможность продажи на местном рынке до 20% собственной продукции. Предприятия, получающие данные привилегии, располагаются в двух свободных экономических зонах, расположенных на побережье, рядом с крупными портами: зона Бизерте - у алжирской границы, зона Зарзис-Джерба - у ливийской границы.

Зона Бизерте расположена в 60 километрах от столицы - города Тунис, в 5 минутах езды от центра города Бизерте. Площадь зоны - 46 гектаров, из которых 30 занимает торговый порт Бизерте и прилегающая территория, а 16 - территория доков Менцель и прилегающая территория. В этой зоне развиваются международная торговля, логистика, промышленность и услуги, строительство, судостроение. Имеется развитая инфраструктура, включающая в себя транспортные пути, водопровод, канализацию, электричество, телекоммуникации (2000 международных телефонных линий). Стоимость аренды земли в припортовой зоне зафиксирована на уровне 3 евро за квадратный метр в год, а в Менцеле - 2,5 евро за квадратный метр в год. Максимальный срок аренды составляет 30 лет. Зона Зарзис-Джерба расположена в непосредственной близости от торгового порта Зарзис, в 20 минутах езды от аэропорта Джерба. Площадь зоны 40 гектаров с возможностью расширения до 250 гектаров. Инфраструктура не менее развитая: имеются транспортные пути, электричество, уличное освещение, водоснабжение, телекоммуникации (станция на 2000 телефонных линий), система очистки сточных вод. Функционирует центр деловых услуг, включающий банковский сервис, транзитные услуги, кадровое агентство, административное агентство (следит за реализацией всех проектов инвестора во время его отсутствия). Стоимость аренды земли для строительства промышленных предприятий составляет 3 доллара США за квадратный метр в год, а для осуществления торговли и сферы услуг - 5 долларов. Предельный срок аренды 30 лет.

Для реализации своих целей иностранный предприниматель или инвестор может зарегистрировать следующие типы предприятий: акционерное общество с акциями на предъявителя, закрытое акционерное общество, коммандитное товарищество, филиал. Различия носят, в основном, организационный характер, никаких преимуществ друг перед другом в области практической деятельности данные типы компаний не имеют. Акционерное общество с акциями на предъявителя (SA) создается минимум семью учредителями, которые могут быть как физическими, так и юридическими лицами. Предельный срок существования такого общества 99 лет. Размер уставного капитала не регламентируется, но номинал 1 акции не может быть менее 5 динаров (примерно 3,6 доллара США). Четверть акций должна быть размещена к моменту учреждения общества, а остальные - единовременно или в несколько приемов в течение пяти лет с даты регистрации. Акции должны находиться в свободном обращении. Общество обязано назначить ревизора сроком на три года, который будет проверять все счета общества и представлять отчет акционерам.

Закрытое акционерное общество (SARL) создается минимум двумя учредителями, которые несут ответственность в размере своих вкладов в уставный капитал. Максимальный срок существования такого общества 99 лет. Акции не находятся в свободном обращении. Формальности по учреждению такого общества менее сложны по сравнению с SA. Минимальный уставный капитал 1000 динаров, минимальный номинал 1 акции - 5 динаров.

Коммандитное товарищество сходно по процедуре основания и функционированию с SA. Коммандитные товарищества отличаются по степени ответственности. Торговые товарищества отвечают по своим обязательствам субсидарно, т.е. при недостаточности собственного капитала товарищества его обязательства переходят к учредителям. Ответственность учредителей неторговых товариществ ограничена их вкладом. Филиал иностранной фирмы по процедуре регистрации и функционирования аналогичен SARL. Директор филиала, действующий от имени материнской компании, должен быть уполномочен для совершения финансовых и юридических операций. Ответственность за деятельность филиала несет учредившая его компания.

Для удобства иностранных предпринимателей и инвесторов весь комплекс действий по регистрации компаний и постановке их на учет осуществляет Агентство по развитию промышленности, а все вопросы, связанные с инвестированием в Тунис, решает Агентство по привлечению иностранных инвестиций. Эти два учреждения и будут являться основными государственными партнерами зарубежного предпринимателя и инвестора в период его деятельности в Тунисе.

Сборы за регистрацию предприятий зафиксированы на низком уровне. От регистрационных сборов освобождаются предприятия-экспортеры. Для предприятий, зарегистрированных за пределами свободных экономических зон, действуют следующие ставки основных налогов. Налог на прибыль составляет 35%, а для сельскохозяйственных и рыбоводческих обществ - 10%. Предприятиям-экспортерам предоставляется освобождение от налогов на прибыль в течение первых 10 лет, а с 11-го года прибыль облагается по половинной ставке. Дивиденды, полученные юридическим лицом, налогом не облагаются. НДС применяется ко всем товарам и услугам, за исключением сельского хозяйства, но ставка этого налога зависит от типа товаров и услуг: 6% применяется к социальным, медицинским, образовательным продуктам и услугам, 10% - к оборудованию, не имеющему местных аналогов, транспорту, туризму, 18% - к оборудованию, имеющему местные аналоги, сырью, полуфабрикатам, непродовольственным потребительским товарам, 29% - к предметам роскоши. Предприятия, зарегистрированные в свободных экономических зонах, уплачивают все налоги, которыми облагается пассажирский и личный транспорт, единую компенсационную пошлину на наземный транспорт, сборы в фонд социального страхования, 50% от ставки налога на прибыль, начиная с 11 года с момента совершения первой экспортной операции.

Иностранный персонал компании облагается подоходным налогом по ставке 20%, он освобожден от уплаты таможенных пошлин на личные вещи и личный легковой автомобиль (по одному на сотрудника).

Из Закона о свободных экономических зонах № 92-81 от 3 августа 1992 года:

Глава IV. Режим внешней торговли и валютных операций.
10. Физические и юридические лица, действующие в свободной экономической зоне, могут иметь статус резидента или нерезидента в соответствии с тунисским законодательством.
11. Юридические лица, действующие в свободной экономической зоне, могут претендовать на статус нерезидента в случае, если более 66% их капитала принадлежит тунисским нерезидентам или иностранцам (посредством импорта валюты). Участие резидентов в вышеупомянутых обществах (юридических лицах), выраженное в динарах или свободно конвертируемой валюте, может быть осуществлено в соответствии с действующим законодательством. Статус нерезидента должен постоянно упоминаться в декларациях статуса вышеупомянутых юридических лиц.
12. Организации, созданные в свободной экономической зоне юридическими лицами, чья администрация находится за рубежом, рассматриваются как нерезиденты. Финансирование таких организаций должно осуществляться внесением валютных средств.
13. Нерезиденты, которые инвестируют средства в свободные экономические зоны, пользуются следующими преимуществами: гарантия от изъятия капитала, инвестированного посредством вложения валютных средств, и прибылей, из него вытекающих; гарантия изъятия товаров и продукции при ликвидации общества, даже если общая стоимость последних превышает изначально инвестированный капитал.
14. Нерезиденты не обязаны ввозить прибыль, полученную от экспортированных товаров, предоставленных услуг. Однако они должны произвести все расчеты и платежи в Тунисе, подлежащие урегулированию.
15. Все расчеты в свободной экономической зоне производятся в динарах или свободно конвертируемой валюте.
16. Физические или юридические лица, действующие в свободной экономической зоне, обязаны ввозить в Тунис денежный эквивалент экспортированных товаров в соответствии с действующим законодательством. Компании могут свободно проводить любые трансакции, связанные с их деятельностью, через лицензированные учреждения.
19. Любые торговые отношения между операторами в свободной экономической зоне и с зарубежными партнерами производятся свободно.
20. Операторы свободной экономической зоны, подпадающие под действие настоящего закона, могут свободно ввозить любые товары и услуги, необходимые для их деятельности.
21. Товары и услуги, приобретаемые операторами в свободной зоне у местных поставщиков за пределами свободной зоны, рассматриваются как экспорт, и к ним применяются соответствующие налоги и сборы. Товары, проданные из свободной зоны на местном рынке, рассматриваются как импорт, и к ним применяются соответствующие налоги и сборы.

Журнал "НОВЫЕ РЫНКИ", №1, 2001

   «Главная»    Содержание    ©   
Авторские права © «Новые рынки»