"НОВЫЕ РЫНКИ" № 3, 2002
 

ЧТО АТЭС МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ БИЗНЕСА

Елена Боброва,
Институт предпринимательства и инвестиций

Проблема доминирования сырьевых отраслей над производящими остается одним из наиболее острых вопросов развития экономики России. Безусловно, одним из основных направлений в экономике, влияющим на темпы ее развития, является инновационное предпринимательство. Оно оценивается по тому, насколько много появляется в стране новых эффективных разработок, внедряющихся в производство, которые способны конкурировать на внутреннем и внешнем рынке и приносить ощутимый экономический эффект.

Инновационное предпринимательство в мире — достаточно рисковое дело. По мнению ведущих консалтинговых фирм США, 80% новых потребительских товаров, 30% новых промышленных продуктов и 20% услуг обречены на неудачу. Российским инновационным предприятиям необходимо, помимо всего прочего, выходить и на внешние рынки. Естественно, что рынки таких стран как США и Япония не особенно заинтересованы в наших разработках. Но есть достаточно большой спектр государств, в которых российские инновационные предприятия могут найти достойных партнеров. Большие возможности для расширения круга внешнеэкономических партнеров России существуют в странах, входящих в АТЭС (Азиатско-тихокооанский форум экономического сотрудничества).

Азиатско-тихоокеанский форум экономического сотрудничества — одна из немногих международных организаций, в которых бизнес-сектор играет центральную роль. АТЭС был создан в 1989 г. для содействия экономическому росту, стимулирования и укрепления торговли, повышения жизненного уровня в азиатско-тихоокеанском регионе. АТЭС начался со скромной программы отраслевых и торговых переговоров. На сегодняшний день в АТЭС входит 21 страна, включая наиболее динамично и быстро растущие страны: Австралию, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезию, Канаду, КНР, Республику Корея, Малайзию, Мексику, Новую Зеландию, Папуа-Новую Гвинею, Перу, Россию, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Японию. В 1997 г., одновременно с приемом в АТЭС России, Вьетнама и Перу, введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума.

С самого начала АТЭС рассматривал себя не как группировку стран, а как совокупность экономик, и страны-участницы Форума принято обозначать как “экономики”. Этот термин подчеркивает, что организация обсуждает экономические, а не политические вопросы. Сегодня Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает в себя 23 дипломата, выдвинутых экономиками-членами АТЭС, в дополнение к 20 местным наемным сотрудникам. АТЭС не является организацией, основанной на правопринуждении в отношении торговых споров, а работает на основе консультаций и достижения консенсуса. Политика АТЭС строится на принципах добровольности. Происходит открытый обмен информацией между членами АТЭС и общественностью, в том числе данными о коллективных и индивидуальных планах действий, детализирующих пути достижения целей каждой из экономик. Эти планы включают в себя подробную информацию о 15 секторах, к которым относятся следующие сферы деятельности: тарифы, нетарифные меры, услуги, инвестиции, стандарты и соответствие, таможенные процедуры, права интеллектуальной собственности, конкурентная политика, государственный заказ, правила, касающиеся происхождения товара, посредничество в спорах, мобильность бизнесменов, внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле, сбор и анализ информации.

На долю участников АТЭС приходится около 40% населения мира. Совокупный ВВП стран-членов АТЭС составляет свыше 16 триллионов долларов (около 60% мирового ВВП). Члены этой организации осуществляют 42% мировой торговли. За прошедшее десятилетие АТЭС стал основным средством содействия открытой торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. За последние годы расширилась сфера деятельности АТЭС и сейчас она включает в себя в том числе либерализацию торговли, содействие бизнесу, экономическое и техническое сотрудничество, вопросы молодежи и женщин.

Члены АТЭС давно поняли, что бизнес является основной составляющей их работы, и он должен активно привлекаться к деятельности организации. В первые годы работы АТЭС руководители Форума лишь регулярно консультировались с видными представителями бизнеса Азиатско-тихоокеанского региона (АТР). В 1995 году они решили формализовать эти отношения и создали Деловой консультативный совет (ДКС), который является одним из ключевых рабочих органов АТЭС и осуществляет взаимодействие Форума с деловыми кругами экономик-членов организации. Каждая из участниц АТЭС назначает в ДКС своих представителей (до трех человек), выражающих интересы национального бизнеса. Большинство членов АТЭС резервирует одно из принадлежащих им мест в ДКС для представителей малых или средних предприятий, которые играют ключевую роль во всех экономиках АТЭС.

На ежегодных саммитах АТЭС ДКС представляет лидерам Форума доклад с обобщенными рекомендациями частного сектора по реализации программных документов АТЭС, связанных с либерализацией торгового и инвестиционного режимов в странах АТР, развитием экономического и технического сотрудничества, а также с определением позиции АТЭС по проблемам предпринимательской деятельности. Все эти рекомендации, как правило, разрабатываются членами ДКС при тесном содействии с экспертами государственных структур.

Основные рекомендации Совета в 1999–2000 гг. сводились, прежде всего, к упрощению визовых формальностей для бизнесменов экономик АТЭС (так называемая “бизнес-карта” АТЭС) и снижению барьеров на пути товаров и инвестиций. В соответствии с рекомендациями Совета, на официальном сайте АТЭС в Интернете размещена обширная информация, посвященная основным вопросам и проблемам развития бизнеса в АТР (инвестиционная и финансовая ситуация в странах АТЭС, база данных тарифов, каталог профессиональных услуг, страница государственного заказа стран АТЭС, сводная информация о законах, нормативных актах и стандартах маркировки продовольствия в регионе АТЭС, руководство АТЭС по доставляемым по воздуху живым и свежим морепродуктам, перспективные проекты сотрудничества в практической сфере бизнеса, сведения о наиболее влиятельных и крупных компаниях и предпринимателях и т.п.).

Признавая важную роль малых и средних предприятий во всех национальных экономиках Форума, в феврале 2001 г. принято решение о создании специальной группы ДКС по малому и среднему бизнесу. Сферами ее деятельности являются: работа над расширением доступа малых и средних предприятий (МСП) к финансовым ресурсам, информации и коммуникационным технологиям; укрепление взаимодействия представителей МСП и государственных учреждений; стимулирование расширения стратегических инициатив в области делового партнерства и изучение передового опыта управления и устройства правительственных структур стран региона, занимающихся вопросами МСП.

Целевая группа ДКС по финансам занимается работой по внедрению приемлемых для международного сообщества финансовых стандартов, наращиванию потенциала и укреплению международной финансовой системы, а также изучением развития внутренних рынков капитала в АТР. Целевая группа по технологиям работает над вопросами электронной торговли и “электронного правительства”, занимается разработкой комплекса мер по сокращению “цифрового разрыва” между экономиками АТЭС.

Первое мероприятие в России в рамках Форума АТЭС — заседание ДКС — прошло в мае 2001 г. в Москве. В его работе приняли участие около 100 представителей деловой элиты АТР.

В целях активного привлечения российского бизнеса к деятельности ДКС в ноябре 1998 г. под эгидой Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам участия в форуме АТЭС по инициативе МИД России был сформирован “Деловой клуб АТЭС”. Это — неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на Азиатско-Тихоокеанский регион, в который входят более 50 крупных российских фирм и банков.

Особую важность, как было отмечено в Послании Президента Федеральному Собранию, имеет вопрос участия российских малых и средних инновационных предприятий в “мировом венчурном рынке капитала, обеспечивающего эффективный оборот научных продуктов и услуг”. Российские ученые “в полной мере конкурентоспособны, что подтверждается фактом работы в нашей стране многих зарубежных венчурных фондов. Целые научные направления и школы поддерживаются грантами мировых исследовательских центров и международных концернов.…”.

Существует государственная концепция участия России в Форуме АТЭС. Президент Российской Федерации В.В. Путин участвовал в Деловом саммите АТЭС в Шанхае в октябре 2001 г. В его выступлении прозвучало: “Выбор России — это инновационный путь развития и качественная перестройка национальной экономики”. Были определены конкретные направления возможного развития сотрудничества России со странами АТЭС: конструирование новой энергетической конфигурации АТР, содействие стабильности рынка энергоресурсов, совместная разработка инновационной реакторной технологии и ядерного цикла естественной безопасности, проекты по расширению сфер применения альтернативных источников энергии, использование потенциала России в области освоения космического пространства, транспорт.

В АТЭС входит немало экономик, с которыми возможно развивать достаточно интересные с экономической точки зрения проекты в области космических исследований, нефтедобывающей промышленности, транспорта и т. д. Российские современные технологии могут быть востребованы теми членами АТЭС, в которых развитие инновационного предпринимательства не достигло уровня той же Японии. Для этого надо активнее включаться в работу как с Форумом АТЭС, так и отдельно с каждой экономикой.




Форум “Международное деловое сотрудничество в области инновационного предпринимательства”

По предложению России в Москве 26–28 июня 2002 г. в рамках Форума АТЭС состоится форум “Международное деловое сотрудничество в области инновационного предпринимательства”.

Организаторами Инновационного форума являются Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Торгово-промышленная палата РФ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Институт предпринимательства и инвестиций, Московская ассоциация предпринимателей.

Основной целью проведения Инновационного форума является изучение и распространение мирового опыта инновационного предпринимательства, создание в России благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов в области высоких технологий, развитие активного взаимодействия предпринимателей экономик АТЭС и России в области инновационной деятельности.

В работе форума примут участие академик Е.М. Примаков — президент Торгово-промышленной палаты РФ, И.А. Южанов — Министр РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Александр де ла Пенья — Исполнительный директор Секретариата АТЭС, И.М. Бортник — Генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Коги Суджуе — Исполнительный директор Корпорации малого и среднего бизнеса Японии, Иван Орнелас Диаз — Директор по международным отношениям Министерства экономики Мексики, представители федеральных министерств и ведомств, главы региональных администраций, представители научных и международных организаций — Всемирного банка, USAID, Британского совета, Европейского Союза.

В ходе форума предусмотрены пленарное заседание и секции по следующим темам: опыт и перспективы коммерциализации и трансфера технологий и разработок; оценка и защита интеллектуальной собственности; венчурный капитал и другие ресурсы для развития предприятий; государственная политика в сфере коммерциализации технологий и международного сотрудничества; презентация проектов, технологий и разработок в сфере биотехнологии и экологии; презентация проектов, технологий и разработок в сфере информационных технологий.

Итогом работы Форума, как одного из первых масштабных мероприятий АТЭС на территории России, станет создание предпосылок для устранения существующих информационных барьеров, возникновения новых деловых контактов и реализации совместных инновационных бизнес-проектов, а также совместная выработка механизмов по вопросам развития экономического сотрудничества предпринимателей экономик-членов АТЭС.



Более подробную информацию Вы можете получить по телефону (095) 955-79-37 (Елена Боброва), а также на сайте http://www.smb-support.org.

Журнал "Новые рынки" №3(9), 2002
   «Главная»    Содержание    ©   
Авторские права © «Новые рынки»