"НОВЫЕ РЫНКИ" № 3, 2002
 

ТОРЖОК — ПЕРЕКРЕСТОК ДОРОГ

Алла Савельева,
зам. главы администрации МО “Город Торжок”,
руководитель группы стратегического планирования


Андрей Серпилин, к.э.н.,
старший менеджер компании “Юникон”

Муниципальное образование “Город Торжок” было отобрано для участия в программе “Малые города России”, финансируемой Институтом “Открытое общество” (Фонд Сороса). В рамках грантового соглашения с Институтом администрация муниципального образования (МО) “Город Торжок” разработала стратегию его развития. С этой целью была создана группа стратегического планирования, в состав которой вошли сотрудники администрации города и консультанты компании “Юникон”. Исследования по разработке стратегии развития МО “Город Торжок” проводились в течение пяти месяцев, с середины ноября прошлого по конец марта текущего года.

Торжок — город областного подчинения, центр Торжокского района Тверской области. Площадь городской территории составляет 58,52 км2. Город расположен в центральной части России, по обеим берегам реки Тверцы, притока Волги. Численность населения города составляет около 50000 человек.

Город довольно прочно “стоит на ногах”, характеризуется хорошим потенциалом развития и относительно высоким уровнем жизни населения. Торжок выгодно отличает от многих малых городов России развитая и конкурентоспособная экономика, основу которой составляет мощный промышленный сектор. Об этом, в частности, свидетельствуют итоги сравнительного анализа по пяти муниципальным образованиям, принявшим участие в программе “Малые города России” (см.табл.).

Итоговый рейтинг* малых городов по основным показателям социально-экономического развития

 

Малоярославец Суздаль Галич Торжок Осташков
Демографическая ситуация 1 3 3-4 2 5
Уровень жизни и доходов населения 1 3 5 2 4
Уровень развития экономики

 

– уровень развития промышленности 1 3-4 3-4 2 5
– инвестиции 1 4 3 2 5
– торговля 2 1 5 3 4
– платные услуги 2 1 5 3 4
– строительство 1 4 5 3 2
Бюджетная обеспеченность 1 2-3 2-3 4-5 4-5
Обеспеченность социальными услугами

 

– медицинскими 1-2 3-4 1-2 3-4 5
– образовательными 2 1 5 4 3
– жилье и его оборудование удобствами 2-3 2-3 5 4 1
*) рейтинговые оценки подготовлены компанией “Юникон” на основе статистической информации, предоставленной администрациями пяти малых городов.

Конкурентным преимуществом Торжка является его выгодное транспортно-географическое расположение (близость к транспортным развязкам и крупным городам: до Москвы — 230 км, до Санкт-Петербурга — 470 км, до Новгорода — 280 км). Стратегическое значение для города имеет проходящая через Торжок автомагистраль федерального значения Е-95 Москва–Санкт-Петербург. Мировой опыт свидетельствует, что подобные трассы — идеальное место для строительства сервисных объектов (кемпинги, торговые центры, бары и рестораны), обеспечивающих значительные поступления в местные бюджеты. Соответствующие планы городской администрации нашли отражение в разработанной стратегии.

Город сумел подключиться к федеральной программе переселения с северных территорий, что позволило оживить местную стройиндустрию и улучшить ситуацию на рынке труда. Многое делается в области энергосбережения. В частности, построены две экономичные, работающие на природном газе котельные. В Торжке есть современный спортивный центр, завершается строительство бассейна, что позволит создать спортивный комплекс, обладающий всей необходимой инфраструктурой. В городе планируется проведение чемпионатов мира и Европы по борьбе, что положительно отразится на доходной части городского бюджета.

Но есть у города и проблемы: не развивается туристический бизнес и не оказывается поддержка развитию малого предпринимательства. Здесь скорее действует принцип “спасение утопающих — дело рук самих утопающих”. Консультанты отметили наличие значительных противоречий между разными уровнями законодательства, особенно в сфере бюджетного регулирования и межбюджетных отношений. Так, новое налоговое законодательство перераспределяет налоговые потоки не в пользу местных бюджетов без обеспечения достаточной компенсации соответствующих потерь муниципального бюджета.

Над городом постоянно висит “дамоклов меч” веерных отключений электроэнергии, мешающих ритмичному функционированию муниципальной экономики. Администрация вынуждена работать с поставщиками электроэнергии в режиме предоплаты, отдавая подчас почти все имеющиеся в ее распоряжении средства. Остальные бюджетополучатели (здравоохранение, образование и т.д.) выступают в роли “бедных родственников” и получают средства по остаточному принципу. Жизнеобеспечивающие городские системы сильно изношены, нет своего водозабора, что негативно сказывается на качестве питьевой воды.

Совместно с консультантами “Юникон” городская администрация определила приоритеты социально-экономического развития г. Торжок на краткосрочную (2001 г.), среднесрочную (2005 г.) и долгосрочную перспективы (2010 г.), провела оценку ресурсной базы разработанной стратегии и подготовила план конкретных мероприятий по ее реализации.

Однако есть проблема, которую Торжок вряд ли сможет решить своими силами. Это — сохранение культурно-исторического наследия города с тысячелетней историей. К ее решению необходимо привлекать властные структуры на областном и федеральном уровнях. Торжок входит в число 116 российских городов, историко-архитектурные центры которых объявлены заповедными. Территория города — уникальный комплекс археологических памятников, где расположены два городища и обширные посады. Общая площадь средневекового культурного слоя 150 га. Археологами были вскрыты остатки деревоземляных укреплений, жилых срубов, восемь ярусов деревянных мостовых (древнейшая из них датируется Х веком и лежит на глубине более 4 метров), обнаружены фрагменты ранней гончарной керамики IX–XI вв., многочисленные предметы ремесла и быта, кресты IX–Х вв. Особую ценность представляют берестяные грамоты. Новейшие материалы раскопок в Торжке с применением современных методов датировки позволили прийти к убедительному выводу о том, что древнейшее, исконно Новгородское поселение на территории Торжка возникло на рубеже IX–Х вв. В центральной части города, на правом берегу реки Тверцы находился кремль, так как город сразу формировался как крепость.

Центр современного Торжка — памятник градостроительного зодчества XVIII–XIX веков. В XVIII веке, после крупных пожаров, уничтоживших значительную часть города и особенно его центр, указом Екатерины II был утвержден Генеральный план Торжка, в соответствии с которым велась застройка городских кварталов и площадей вплоть до середины XIX века.

Значительные средства вкладывались в строительство церквей. В XIX веке в Торжке их было тридцать шесть. Своеобразными центрами в архитектурном облике города стали ансамбли Борисоглебского мужского и Воскресенского женского монастырей.

Борисоглебский монастырь был основан в XI веке и является одним из древнейших монастырей на Руси. Архитектурный ансамбль монастыря, сохранившийся до наших дней, сформировался в XVIII–XIX вв.

В левобережье города находится Дворцовая площадь. Во второй половине XVIII века на ней был выстроен Путевой дворец для царской фамилии, а также ряд других сооружений, сформировавших архитектурный ансамбль площади.

Группа стратегического планирования администрации г. Торжок пришла к выводу о том, что сохранение накопленного культурно-исторического потенциала — это приоритетная цель развития.

Но как было отмечено выше, своими силами город не в состоянии реализовать эту цель. У городских властей нет достаточных средств и возможностей для проведения комплекса реставрационных работ. Та помощь, которая оказывается в рамках различных областных и федеральных программ, носит “точечный” характер и ведет к локализации, а не к комплексному решению проблемы. Нет достаточных ресурсов и у области. Ведь на охрану и восстановление памятников старины бюджетом Тверской области на 2001 г. предусмотрено всего 2,5 млн. руб., которые надо распределить среди всех областных муниципальных образований. Этого не хватает даже для латания дыр. Надо срочно искать решение этой проблемы. В частности, возможно создание муниципального комитета по охране историко-культурного наследия и одноименного некоммерческого благотворительного фонда. Однако только этим ситуацию невозможно радикально изменить. Нужна соответствующая поддержка на федеральном уровне. Ведь историческое и культурное наследие Торжка — это достояние всей России.

Есть два возможных варианта решения проблемы. Первый основан на разработке целевой федеральной программы “Восстановление исторического наследия г. Торжок”, историко-архитектурные центры которого объявлены заповедными. Но разработка федеральной программы — это длительный процесс, предполагающий большое количество согласований. Надо также учитывать тот факт, что при общей тенденции сокращения расходов федерального бюджета предложение об утверждении еще одной программы будет, скорее всего, встречено без энтузиазма.

Другой возможный путь — инициирование пересмотра существующих межбюджетных отношений, в частности, предоставление определенных льгот и дополнительных источников финансирования малым городам, отнесенным к категории историко-культурных центров страны. Представляется, что это наиболее перспективное решение. Для его реализации необходимо будет разработать критерии и опробовать методы отнесения малых городов к названной категории.

Предварительные расчеты показали, что Торжок вполне мог бы профинансировать значительную часть реставрационных работ, если бы у него не забирали в вышестоящие бюджеты больше 70% налогов, собранных на территории города. Со вступлением в силу нового Налогового кодекса ситуация еще больше ухудшилась. Городской бюджет лишился таких серьезных источников доходов, как налог на содержание объектов социальной сферы, который исправно платили все крупные предприятия города, и НДС. Потеря этих муниципальных налогов была частично компенсирована за счет трансферта и дотаций, но не за счет собственных средств. При положительной динамике экономики, базирующейся на мощном промышленном, динамично развивающемся потенциале Торжок попал в категорию дотационных городов. Это — явная нелепость.

Пересмотр налоговых потоков в пользу Торжка дал бы возможность городским властям провести реставрационные работы и облагородить исторический центр города, что позитивно отразилось бы на туристическом потенциале и способствовало бы повышению инвестиционной привлекательности Торжка. По истечении пяти–семи лет налоговые доходы, обусловленные дальнейшим ростом экономики и развитием туризма, могли бы достигнуть уровня, позволяющего перейти на расширенное воспроизводство систем жизнеобеспечения города и эффективно поддерживать набранный темп реставрационных работ. Тогда отпала бы потребность в режиме особого налогового благоприятствования. Выиграл бы и областной бюджет, так как реализация предлагаемой программы привела бы к росту налоговой базы муниципального образования “Город Торжок”. Таким образом, речь идет о среднесрочном инвестиционном проекте, в котором финансовые ресурсы привлекаются в виде налогового кредита.

Журнал "Новые рынки" №3(9), 2002
   «Главная»    Содержание    ©   
Авторские права © «Новые рынки»