В.Зимин, И.Боброва,
Н.Плотникова, И.Луценко
Компания “Юниправэкс”
E-mail: uni@mpei.ac.ru
Муниципальное консультирование давно получило признание в странах с развитой экономикой. В России это относительно новое явление. В рамках специализированной программы “Информационно-аналитическое обеспечение муниципального консалтинга” компания “Юниправэкс” провела исследование, основная цель которого — определение приоритетов на новом рынке муниципального консалтинга.
Мнения консультантов
В опросе приняли участие профессиональные консультанты, действующие на территории Российской Федерации. Статистика компаний, оказывающих консультационные услуги, выглядит следующим образом. Каждая пятая компания осуществляет свою деятельность в Приволжском и Северо-западном федеральных округах, каждая десятая компания работает в Центральном, Сибирском и Южном федеральных округах, немного меньше компаний — в Уральском и Дальневосточном округах. Доля Московских компаний, (включая Москву и Московскую область), на рынке составляет около 60 процентов.
Среди опрошенных консультантов две трети взаимодействуют с бизнесом, немногим менее половины имеют заказчиков среди российских производителей, третья часть сотрудничает с властями различного уровня — региональными и местными, каждый десятый респондент работает в области политического консультирования.
По видам консультирования две трети опрошенных проводят консультации по процессу, половина осуществляет экспертное и учебное консультирование, а почти каждый второй отдает приоритет консультированию по проекту. Четвертая часть опрошенных применяет собственные авторские методики. Их общее число составляет не менее полусотни. Это уникальные методы диагностики, маркетинговые методики, инновационные игры, тренинги, семинары, программы развития, методики оценки, избирательные технологии. Каждый пятый опрошенный оказывает консультационные услуги в сфере местного самоуправления комплексно.
Профессиональным консультированием (муниципальным консалтингом) занимаются не только работники компаний соответствующего профиля (число которых составляет больше половины опрошенных), но и работники муниципальных образований, государственных и негосударственных вузов, научных учреждений, госсектора, общественных организаций и фондов. Каждый пятый респондент выполняет эту работу индивидуально.
В ходе опроса респонденты подчеркнули актуальность становления и развития местного самоуправления и муниципального консалтинга, а именно: формирование системы консультирования и сообщества консультантов в сфере местного самоуправления, научно-методическое и консультационное обеспечение муниципального планирования, инициирование инновационных процессов в муниципальных образованиях.
Консультанты отметили необходимость внедрения опыта работы в различных сферах деятельности, в частности: муниципального консалтинга в сфере управления предприятиями и организациями, современных технологий муниципального управления предприятием, построения информационных систем оперативного управления для органов местного самоуправления, информационно-аналитического обеспечения муниципального консалтинга, внедрения геоинформационных процессов в управлении городским хозяйством, реформирования ЖКХ, безубыточного муниципального транспорта, охраны имущественных прав местного самоуправления в финансовой сфере, разрешения конфликтов между органами муниципальной власти, инвесторами и муниципальным консалтингом.
Удалось определить тематику правовых, организационных и финансово-хозяйственных основ деятельности органов местного самоуправления, например, правовое обеспечение, единая система электронного документооборота и делопроизводства, кадровая политика органов местного самоуправления, управление муниципальной службой, информационно-аналитическое обеспечение, конкурсное исполнение муниципального заказа, модельная структура субъекта местного самоуправления и условия социально-экономического развития и др.
Исследования показали потребность в регулярном информационном обеспечении консультантов специализированной информационно-аналитической литературой, программными продуктами, разработанными для местного самоуправления, в том числе: информационные технологии консалтинга, программные комплексы автоматизации государственных и муниципальных структур управления, информационные системы для государственной службы, органов образования, медицины, агропромышленного комплекса, автоматизированные системы управления производством, автоматизация городских служб, предприятий, учреждений, организаций, служб социальной защиты населения, библиотек, жилищно-коммунального хозяйства, торговых служб, транспорта, офисов и др., геоинформационные системы, справочно-информационные системы и ресурсы, электронные словари, программное обеспечение и информационные ресурсы для консалтинга, дистанционный консалтинг через Интернет, маркетинговые исследования, информационно-аналитические услуги, автоматизированные рабочие места консультантов, презентационное оборудование для проведения консультаций, семинаров, совещаний, деловых игр, тренингов, электронная коммерция, методические материалы, профильная литература и др.
Мнения работников местного самоуправления
Всего в органах местного самоуправления работает 386,3 тыс. чел.; из них работников, замещающих муниципальные должности — 177,6 тыс. чел. или 46% (укомплектованность — 97%, из них женщины — 75%). Распределение по возрасту: до 30 лет — 12,3%; 30-49 лет — 67,9%; 50-59 лет — 17,3%; свыше 60 лет — 2,5%; пенсионного возраста — 4,2%. Образовательный уровень: выборные муниципальные должности (5,5% от общей численности): высшее образование — 64,2%; среднее образование — 33,6%; не имеют профессионального образования — 2,2%; должности муниципальной службы (94,5% от общей численности): имеют ученую степень — 0,5%; высшее образование — 51,2%; среднее образование — 46,0%; не имеют профессионального образования — 2,2%. Направленность образования: гуманитарное — 30%; техническое — 27%; экономика и управление — 17,1%; сельское хозяйство — 16,1%; юридическое — 5,4%; государственное и муниципальное управление — 1,5%; естественные науки и математика — 5,6%. Созданы федеральные центры дистанционного образования и дистанционного консультирования сотрудников и органов управления муниципальных образований, научной и информационной поддержки развития муниципалитетов. Это значительный потенциал для развития консультационной деятельности, привлечения профессионалов в качестве экспертов и специалистов по проблеме.
Как показал анализ, работникам органов местного самоуправления не хватает информации по очень широкому спектру проблем. На вопрос о затруднениях в поиске необходимой информации две трети опрошенных ответили — “испытываю постоянно”; треть — “иногда”; только два процента затруднений не имели, но нужную информацию находили “в разных местах”. И лишь один процент респондентов отметил в анкетах, что имеет “базы данных по МСУ”. В обобщенном виде перечень проблем для организации муниципального консалтинга показан на рисунке.
На первое место муниципальные работники поставили проблемы нормативно-правового характера: правовые основы местного самоуправления; четкое разграничение полномочий органов государственной и муниципальной власти; формирование законодательной базы; совмещение депутатских полномочий и полномочий должностных лиц исполнительных органов местного самоуправления и др.
На втором месте — финансово-экономические проблемы: финансовое обеспечение; формирование доходной части местного бюджета; бюджетные отношения с субъектами федерации; экономические проблемы региона; управление муниципальной собственностью; налоги и др.
На третьем месте — блок проблем организации управления муниципальными образованиями: структура и функции местных органов власти; совершенствование системы управления муниципальными образованиями и др.
На четвертом — вопросы социально-экономической политики: реформа ЖКХ; разработка государственных минимальных социальных стандартов; социальные проблемы молодежи; социальная защита и поддержка и др.
На пятом — проблемы информационно-аналитического и научно-методического обеспечения деятельности муниципальных образований.
На шестом — подготовка, переподготовка и расстановка кадров: организация аттестации муниципальных служащих, подготовка специалистов по специальности “Государственное и муниципальное управление”.
Далее следуют проблемы: реорганизация агропромышленного комплекса; развитие и выживание малых городов; проведение природоохранных мероприятий; землепользование; поддержка предпринимательства, работа с молодежью, развитие народного образования; развитие культуры, спорта; проблемы здравоохранения, медицинское страхование, историко-краеведческие вопросы, инновационная деятельность муниципалитетов и др.
Наряду с этим, респонденты отметили, что они крайне нуждаются в информации об опыте работы своих коллег. Им необходим опыт: работы выборных органов местного самоуправления; развития экономики муниципальных образований; внедрения и привлечения инвестиционных программ; проведения реформ в различных сферах деятельности муниципального образования; зарубежный опыт и др.
На вопрос: “В каких базах данных по местному самоуправлению муниципалитеты нуждаются сегодня?”, были получены следующие ответы: справочно-правовые юридические системы; по законодательно-нормативным актам органов местного самоуправления; по бюджетам муниципальных образований; по экономике муниципалитета; по организационному строению органов самоуправления; в социальной сфере; по городскому хозяйству; обобщение опыта и технологий решения социальных проблем в малых городах; базы знаний в области молодежных проблем; социологические исследования для муниципального управления; электронная библиотека по местному самоуправлению.
* * *
Тематический охват рассмотренных проблем определил перспективы сотрудничества между консультантами и руководителями органов местного самоуправления, повышение качества управления муниципальными образованиями средствами муниципального консалтинга: оказание консультаций в разработке программ, оптимизация работы аппаратов управления органов местного самоуправления, разрешение проблем между разными ветвями и уровнями территориальной власти, внедрение новых информационных технологий.
Журнал "Новые рынки" № 1, 2002
|