"НОВЫЕ РЫНКИ" № 1, 2002
 

ЛИЦОМ К МАЛОМУ ГОРОДУ

О программе “Малые города России” рассказывает
ее директор Елена Розанова

— Елена Дмитриевна, всем хорошо известны слова о том, что Россия сильна своей провинцией и возрождение страны зависит от того, смогут ли возродится малые города и поселки, где живет большая часть населения России. Приступая к созданию программы, вы руководствовались этими высокими словами?

— Мы думали прежде всего о том, чтобы люди из малых городов и поселков почувствовали перемены к лучшему в своей жизни и поняли, что это напрямую связано с их участием в программе. Поэтому мы ставили перед собой вполне конкретные цели: развитие рынка труда и появление новых рабочих мест, что связано с оживлением производства, поиском “точек роста” в каждом отдельном городе, необходимостью привлечения инвестиций. Далее — развитие инфраструктуры малых городов: когда люди начинают зарабатывать, они хотят получать необходимые услуги и покупать необходимые им товары в своем городе, значит создаются условия для развития малого бизнеса. Ну и конечно, нужны эффективные социальные программы для малого города. Вот эта совокупность условий дает реальное улучшение жизни человека.

— Цель благая, но как ее достигнуть?

— Прежде всего мы приняли решение работать на муниципальном уровне: муниципальные образования — кирпичики в фундаменте российской вертикали власти, которую строят главы администраций и мэры малых городов, местное сообщество и бизнес. Причем местные власти становятся и гарантами перемен. Именно им мы предложили участвовать в нашем проекте “Стратегии развития малых городов”. И объявили конкурс. В конкурсе 2000 года участвовали 162 малых города, победителями стали 35, в 2001 году из 151 претендента выбрали 40 городов. Причем наш конкурс можно назвать нетипичным для любой благотворительной организации. Обычно на конкурс присылают проекты, которые рассматривают эксперты и принимают решение о необходимости и размере финансовой поддержки. Мы же получали письма о намерениях, а проекты разрабатывались в ходе программы.

— И каковы результаты?

— В 2001 году 35 малых городов завершили разработку стратегий своего развития. Из 35 стратегий 20 утверждены представительными органами власти муниципальных образований, 4 — собраниями городских представителей, 4 — главами городов. Стратегии городов Суздаль и Сосновый Бор представлены для рассмотрения в администрацях областей, стратегия города Ялуторовск одобрена на заседании Тюменской областной думы. В Ивановской, Калининградской, Ленинградской и Саратовской областях города-участники программы по решению региональных властей стали модельными площадками по проблемам стратегического планирования для всех муниципальных образований региона. Вот это и есть то, ради чего работала программа: стратегии утверждены законодательными органами, а это уже гарантия того, что планы будут осуществляться. 40 малых городов, отобранных в ходе второго этапа конкурса (кстати, многие из них были представлены на конкурс по просьбе региональных администраций), только начали разрабатывать стратегии своего развития. У нас уже выработался некий алгоритм: в течение года разрабатывается “глобальная” стратегия развития на 10-15 лет, затем три месяца идет ее корректировка, уточнение, далее — администрации приступают к ее осуществлению, через год — программа вместе с экспертами и мэрами городов еще раз уточняет стратегию, что-то меняют. Также работает и сама программа “Малые города”: в 2001 году была разработана и утверждена стратегия нашего развития до 2004 года.

— То есть действуете методом проб и ошибок?

— Нет, конечно. В нашей работе участвуют 85 лучших российских консалтинговых фирм. Причем фирмы гранты не получают, гранты получают малые города, они-то и решают, с какой из фирм им хотелось бы работать, и заключают с ними контракт на коммерческой основе. Задача программы в данном случае состояла в том, чтобы собрать всех участников на семинаре или конференции. А сейчас созданы два центра менеджмента в Саратове и Екатеринбурге для того, чтобы передавать наш опыт в регионы.

— Что же заставляет столь занятых людей — мэров и глав администраций, руководителей серьезных коммерческих фирм — приезжать на эти встречи?

— Осознанная необходимость. Власти понимают, что нужно что-то менять, нужны результаты (в малом городе очень заметно, как работают представители администрации), иначе ведь на второй срок не переизберут. А вот как добиться этого результата, знают очень немногие. Фактически, мы занимаемся подготовкой высококвалифицированных управленческих кадров. К нам идут только те, кто исповедует принципы открытой рыночной экономики, кто понимает, что не следует ждать милости от госбюджета, а надо активно привлекать инвестиции.

— Инвестиции в малый город? Звучит фантастически…

— Для Пучежа, например, это уже не фантастика, а реальность. Местный льнокомбинат получил инвестиции, в городе нет безработицы, сейчас даже речь идет о нехватке кадров для местной промышленности. Помимо этого город участвует в программе “Русский лен”, а мэр города, побывав в США, “замахнулся” на зарубежный рынок, создан сайт, где постоянно демонстрируется новая продукция (несколько городов-участников программы летом 2001 года ездили в Вашингтон на Дни малых городов, устроенные посольством России). В городе Советске Калининградской области с нашей помощью сверстана не только стратегия развития, но и инвестиционный план. Там нет “свободных площадок”, в город пришли инвесторы, в том числе из Прибалтийских государств. А в Новоуральске, бывшем “закрытом” городе, для развития малого бизнеса и производства сумели привлечь средства населения.

— А чем программа помогла Суздалю? Известный культурный и исторический центр, казалось бы, не нуждается в поддержке…

— После нашего прихода строительство началось — сейчас город “в лесах”, появилось множество маленьких “семейных” гостиниц, которые предлагают туристам прекрасные условия. А ведь это все взаимосвязано: развитие туризма, малого бизнеса, сельского хозяйства. За два года работы нашей программы в малые города было привлечено около 40 миллионов долларов инвестиций. Смею утверждать, что наша деятельность повлияла и на рынок консалтинговых услуг. Когда программа начиналась, фирмы, как правило, специализировались в какой-то одной сфере: одни занимались только экономическим или политическим консалтингом, другие — консалтингом в сфере производства или связей с общественностью. Малым городам потребовалась совокупность тех или иных услуг и, чтобы получить заказ, им приходилось на ходу перестраивать свою работу.

/Из интервью для журнала Института “Открытое общество”/

Журнал "Новые рынки" № 1, 2002
   «Главная»    Содержание    ©   
Авторские права © «Новые рынки»