"НОВЫЕ РЫНКИ" № 3, 2001
 

ФОНДОВЫЕ РЫНКИ СТРАН ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Петр Городецкий,
Агентство ID

Персидский залив представляет собой уникальнейший регион. В начале 70-х годов страны, экономика которых базировалась в основном на сельском хозяйстве, а ВВП на душу населения не превышал $150, спровоцировали невиданный до тех пор энергетический кризис. Эти события явились поворотной точкой для экономики региона. Для шести стран, которые в 1981 году сформировали Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) — Саудовской Аравии, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов, Омана, Бахрейна и Катара, начались совершенно другие времена. В регион хлынул поток нефтедолларов, который экономика этих стран не в состоянии была абсорбировать. Инвестиции стали играть большую роль, но так как инвестиционное поле внутри этих стран было ограничено, в Европе и США неожиданно разбогатевшими арабскими гражданами в огромных количествах скупались отели, банки, супермаркеты и т. д. В середине 70-х годов ближневосточному капиталу едва не досталась гордость европейского автомобилестроения — Daimler Benz. Запад вынужден был прийти на помощь странам региона и наладить внутреннюю инфраструктуру, которая приняла более или менее цивилизованный облик в начале 80-х. В самих странах появилось больше предприятий, в которые можно было инвестировать капитал. Так были созданы предпосылки для появления полноценных фондовых рынков в этом регионе.

Фондовые рынки стран Персидского залива являются наиболее эффективно действующими среди рынков развивающегося мира. В период с 1980 года до сегодняшнего дня они прошли большой путь и стали более зрелыми. Предпосылки для появления фондовых рынков в странах Персидского залива возникли еще в середине 30-х годов, когда в Саудовской Аравии было создано первое открытое акционерное общество — Arab Automobile Company. В Саудовской Аравии до 1975 года в работе биржи участвовали акции 14 компаний. С середины 70-х годов, когда были национализированы предприятия, принадлежащие иностранцам, фондовый рынок начал приобретать современные черты, сформировались конкурентоспособные предприятия, получившие благодаря нефтяному кризису существенную финансовую поддержку. С этого момента рынки стран Персидского залива, включая и Саудовскую Аравию, начали расти и развиваться, успешно пережив нефтяной кризис середины 80-х годов и войну в Персидском заливе.

В настоящее время государства Персидского залива представляют собой крупный финансовый центр на Ближнем Востоке. Они играют важную роль в мировом хозяйстве и обладают, несмотря на все колебания цен на энергоносители, огромным валютно-финансовым потенциалом. Здесь возникли высоко капитализированные, хотя недостаточно ликвидные и все еще малодоступные для зарубежных инвесторов фондовые рынки.

Полноценные фондовые рынки формируются благодаря трем факторам: динамично развивающейся рыночной экономике, наличию эффективно действующих частных предприятий и эффективной законодательной базе. Переход от этатистской системы к рыночной экономике дается странам региона очень нелегко. Экономика целиком зависит от мировой конъюнктуры нефтяного рынка. В основном, фондовый рынок питают доходы от нефти, а не реальный сектор, как в развитых странах Запада.

Слабое до недавнего времени развитие фондового рынка в этой группе стран объяснялось еще и тем, что накопление весомой сбереженной части ВВП многие годы происходило за пределами региона путем перекачки нефтедолларов на рынки ценных бумаг США, Западной Европы и Японии. Акционерные формы предпринимательства были неразвиты, а инвестиционное финансирование национальных компаний проводилось за счет внутренних источников (прибыль и амортизация) и институционального финансирования (банковские кредиты на льготных условиях).

Что же касается степени интегрированности в мировую экономику, то для данных фондовых рынков этот аспект является очень важным фактором. Именно фондовый рынок является тем самым индикатором, по которому потенциальный инвестор судит об общем состоянии экономики в той или иной стране и о возможности вкладывать в нее деньги. Поэтому очень важно проследить деятельность фондовых рынков Персидского залива в контексте мировой экономики и степени их открытости для зарубежных инвестиций.

Следует также учесть влияние внешних политических и экономических факторов на работу фондовых рынков региона, так как это служит своеобразным индикатором включенности этих бирж в мировые экономические процессы.

Например, 1997 год для мировой экономики был особенно трудным. Финансовый кризис подорвал работу почти всех крупнейших фондовых рынков как развитых, так и развивающихся стран. При этом фондовые рынки стран-членов ССАГПЗ составили исключение. Как свидетельствуют данные, 1997 был для них довольно успешным. Оборот вырос на 100%. Совокупные показатели всех шести рынков выросли на 40%. Наиболее эффективно работала Muscat Securities Market (MSM) в Омане — рост составил 141%. Работа бирж была оценена как самая эффективная среди всех развивающихся рынков мира.

Стоит также отметить очень небольшое влияние внешних факторов (в основном политических) на работу фондовых рынков региона. В октябре 1997 года ближневосточный кризис и начавшееся падение нефтяных цен пошатнули работу New York Stock Exchange. Индекс Dow Jones сначала подскочил на 117 пунктов, а затем начал неуклонно снижаться. Однако, после того как в Персидский залив вошел американский авианосец Nimitz в ответ на авиаудар иранских ВВС по повстанцам, сконцентрировавшимся на территории Ирака, цены на нефть стали повышаться. И это несмотря на все заверения аналитиков, что объем поставок из региона этого энергоносителя не сократится.

Эти события никак не повлияли на работу фондовых рынков стран Персидского залива. Более того, объем торгов увеличивался, например, на Kuwait Stock Exchange (KSE) он составил $1,3 млрд. Следовательно, минимальное негативное влияние внешних факторов и азиатского кризиса на работу фондовых рынков региона объясняется недостаточной интеграцией последних в мировой экономический процесс. Это, в свою очередь, вызвано тем, что лишь совсем недавно иностранным инвесторам был разрешен доступ на фондовые рынки региона, и поэтому они чувствовали себя там не очень уверенно. Биржи Персидского залива оказались как бы отрезанными от остальных рынков, которые довольно сильно лихорадило.

При общей положительной тенденции были отмечены случаи негативного влияния азиатского кризиса на работу некоторых фондовых бирж региона. Ярким примером в этом плане является Саудовская Аравия.

Азиатский кризис стал причиной снижения экспорта в Юго-Восточную Азию, и акции компании Sabic, крупнейшего экспортера в этот регион, упали на 22,5%. Промежуточные результаты первой половины 1998 года показали, что прибыль компании снизилась на 42% по сравнению с этим же периодом предыдущего года, что, по мнению исполнительного директора компании Ибрагима ибн Салама, было вызвано низкими ценами на нефть и уменьшением спроса на товары в Юго-восточном регионе.

В тот период представители Международного Валютного Фонда высказали предположение, что влияние азиатского кризиса на фондовые рынки стран региона будет невелико. Ожидалось лишь небольшое падение котировок. Поэтому с 1997 года фондовые рынки стран региона стали рассматриваться зарубежными инвесторами как область наиболее эффективного вложения средств. Исследования еженедельника MEED Money показали, что граждане стран региона стали все больше склоняться к приобретению ценных бумаг на местных биржах, а правительство принимает новые законопроекты для улучшения инвестиционного климата для иностранцев.

Однако следующий, 1998 год стал для местных фондовых рынков суровым испытанием. Падение нефтяных цен явилось "холодным душем" для руководства этих стран, что вынудило их искать новые пути для привлечения инвестиций. Упор был сделан на усиление либерализации и приватизационных процессов, что, по мнению властей, должно было привлечь потенциальных инвесторов. Также стала очень актуальной проблема открытости местных фондовых рынков.

В Саудовской Аравии иностранцам было запрещено участвовать в торгах. В операциях на рынке (официальное название Electronic Securities Information System — ESIS) на тот момент принимали участие только граждане Королевства и остальных стран-членов ССАГПЗ, причем последние не могли проводить операции с ценными бумагами Саудовских банков (почти треть всего фондового рынка). Однако впоследствии было принято решение о создании инвестиционных фондов для иностранных инвесторов. Первый такой фонд назывался Saudi Arabian Investment Fund Ltd (SAIF Ltd). Предполагалось, что все средства, направленные в этот фонд, будут вложены в акции Саудовских компаний. Фонд будет также участвовать в работе London Stock Exchange. Как следовало из заявления Saudi American Bank, этот фонд — первый шаг к полноценному участию иностранных партнеров на крупнейшем фондовом рынке Ближнего Востока.

Фондовый рынок Кувейта был открыт только для компаний из стран Персидского залива. Иностранцы же пользовались услугами специальных инвестиционных фондов. Однако Кувейту как члену Всемирной торговой организации было просто необходимо открыть свой фондовый рынок для зарубежных участников, чтобы соответствовать уставу ВТО. В стране была создана экспертная комиссия для рассмотрения рекомендаций по дальнейшему изменению государственных законов, касающихся, в частности, допуска иностранцев к участию в операциях на KSE.

В это же время ОАЭ разрешили иностранцам приобретать ценные бумаги Emirates Equity Fund. Предполагалось, что они могут владеть максимум 20% акций фонда. Но, как отметил генеральный директор Emirates Bank International (EBI) Анис Аль-Джаллаф, эта мера является лишь первым этапом к либерализации фондового рынка страны.

По закону, в Эмиратах иностранцам могло принадлежать не более 49% акций, исключая компании, находящиеся в свободных торговых зонах. Бизнес стоял перед выбором — либо смириться с нынешним положением, либо "развязать руки" иностранным инвесторам. Генеральный директор Dubai Investment Company Халид Кальбан утверждал, что эта мера крайне необходима. "ОАЭ — это международный рынок. Чтобы в этом убедить зарубежных партнеров, надо продемонстрировать им, что рынок является официальным, и что он открыт. Посмотрите на Тайвань и Гонгконг. Постепенно они открывали свой рынок, а сейчас являются игроками международного уровня".

Бахрейн тоже стремился к тому, чтобы его фондовый рынок (официальное название — Bahrain Stock Exchange) стал более открытым для зарубежных инвесторов. В период с 1994 по 1997 год в стране открылось около 20 банков и консалтинговых фирм.

Глава Bahrain Monetary Agency принц Абдула Саиф назвал два условия, которые могут способствовать более глубокому развитию фондового рынка. Первое — мобилизация внутренних капиталов и их направление на долгосрочные инвестиционные программы. Второе — увеличение притока портфельных инвестиций из-за рубежа.

Для достижения этих целей были предприняты следующие шаги: выпуск средне- и долгосрочных государственных облигаций, организация вторичного фондового рынка, расширение фондового рынка Бахрейна, в частности, для зарубежных инвестиций.

Фондовый рынок Омана, наряду с Бахрейном, является наиболее открытой для иностранного участия биржей среди государств Персидского залива, хотя деятельность иностранных инвесторов практически не заметна. Большинство компаний Султаната разрешает иностранцам владеть лишь 49% своих акций, но только в 15 из них иностранное участие едва превышает 10%.

В 1999 году появились первые результаты. Свою роль сыграли положительные тенденции на нефтяном рынке, когда в марте страны-члены ОПЕК достигли соглашения по сокращению квот ежедневной добычи нефти, и цены на сырье пошли вверх. В Саудовской Аравии индекс NCFEI (National Center for Financial and Economic Information) тут же сделал скачок вверх на 10%. Меры по либерализации рынка, предпринятые чуть позже, также положительно повлияли на работу фондовой биржи. 31 октября 1999 года министр финансов и национальной экономики Саудовской Аравии Ибрагим Аль-Ассаф объявил, что инвесторы-нерезиденты Королевства могут участвовать в торгах через совместные фонды. До этого иностранцы могли проводить инвестиции только через единственный фонд, расположенный в Лондоне.

Местные брокеры заявили, что такой шаг следовало сделать годом ранее, однако упадок в работе местных фондовых рынков помешал этому. Следующий этап — разрешить иностранцам напрямую участвовать в работе биржи, но на ограниченных правах. Аналитики не ожидали очень уж большого роста активности на бирже, но признали, что эта мера, несомненно, заставит крупных инвесторов обратить более пристальное внимание на Саудовскую Аравию. В 1999 году местный фондовый рынок вырос на 38%.

Открытость фондовых рынков для иностранных инвесторов стала еще более актуальна в 1999 году. После неудачного предыдущего года правительство и руководство местных бирж стали более глубоко задумываться над этим вопросом.

Как было сказано выше, на данный период только Бахрейн и Оман могли похвастаться более или менее либеральным отношением к иностранному участию в работе фондовых рынков. В декабре 1998 года иностранцам было разрешено приобретать в Катаре акции компании Qatar Telecom, однако с тех пор руководство Doha Securites Market (DSM) не предпринимало подобных шагов по отношению к другим предприятиям страны. Скорее всего, рост мировых цен на нефть в начале второго квартала 1999 года успокоил руководство местных фондовых рынков, тем самым затормозив либерализационные процессы в экономике.

Однако Кувейт и ОАЭ в 2000 году уже планировали открыть свои рынки для зарубежных инвесторов.

В начале мая 2000 года Кувейт сделал еще один шаг к экономической либерализации. Парламент Кувейта принял закон, разрешающий иностранцам свободно участвовать в торгах на KSE. Закон вступил в силу в августе того же года. Шаг для Кувейта очень важный, так как из-за низких цен на нефть в 1998 и 1999 годах биржа переживала трудный период. В конце 1999 года в торгах участвовали акции 90 компаний, капитализация рынка составляла $20 млрд. Однако индекс упал на 2,1% в период принятия этого закона и на 50% по сравнению с 1997 годом.

Казначей National Bank of Kuwait Дэвид Льюис выразил мнение, что у кувейтской фондовой системы имеется хорошая база, но этот закон будет как раз тем толчком, который послужит развитию полноценного финансового и фондового рынка.

Как справедливо полагают сторонники принятия этого законопроекта, местные компании являются очень привлекательными для инвестиций, как наиболее процветающие, по сравнению с остальными предприятиями региона. Также руководство KSE объявило о пересмотре внутренних правил биржи, что сделает операции на данной торговой площадке более прозрачными и сократит объем так называемых "инсайдерных" операций и рыночных рисков.

Иностранцы до последнего времени имели право участвовать в работе KSE посредством открытых инвестиционных фондов, а граждане стран-членов ССАГПЗ могли полноценно участвовать в работе данной биржи. Специалисты утверждали, что принятие закона, позволяющего всем без ограничений участвовать в торгах, сделает работу этой торговой площадки более стабильной.

В марте 2000 года в Кувейте состоялся Международный Инвестиционный форум, в котором приняли участие 69 стран и 46 компаний. Официальные лица рассматривали эту конференцию как презентацию Кувейта в качестве регионального финансового центра.

Фондовый рынок Саудовской Аравии является наиболее крупным среди всех рынков арабского мира. Только один этот факт привлекает пристальное внимание зарубежных инвесторов. Saudi Holland Bank и Bank al-Jazeera учредили новые совместные фонды для привлечения иностранных инвесторов. Что же касается лондонского закрытого фонда Saudi Arabia Investment Fund, единственного на сегодняшний день финансового инструмента, позволяющего инвесторам участвовать в работе саудовского фондового рынка, то также есть предпосылки полагать, что он станет открытым.

Правительство Королевства также объявило о новом пакете законопроектов, нацеленном на либерализацию рынка, который сейчас контролируется SAMA и Министерством торговли. Эти законопроекты позволят увеличить приток зарубежных инвестиций и привлечь большее количество акций частных компаний Королевства. Многие рассматривают учреждение совместных фондов как переходный период от полной закрытости рынка к полноценному участию иностранных инвесторов в его работе.

Итак, правительства стран Персидского региона начали либеральнее относиться к иностранному участию в работе местных фондовых рынков. Во многом благодаря именно этим мерам последствия трудного 1998 года удалось в определенной степени преодолеть. Исключение составляет лишь KSE, которая до сих пор не может оправиться от последствий кризиса. Все торговые площадки оснащены электронной системой торгов, — ведь западные инвесторы привыкли к более легкому доступу на фондовый рынок.

Нефтяной сектор после 1998 года уже не рассматривается как залог экономического процветания. Упор на либерализацию экономики и частный сектор отразился на изменениях в работе региональных бирж. В частности, пересмотрен и значительно упрощен процесс преобразования компании в открытое акционерное общество, что, несомненно, увеличит приток новых компаний на рынок. Контроль над работой рынка стал более либеральным, но, тем не менее, работа бирж стала более прозрачной, что неизбежно укрепит доверие иностранных инвесторов.

Однако плоды этих преобразований будут видны еще не скоро. Существует ряд факторов, из-за которых иностранный инвестор вряд ли пока захочет участвовать в работе фондовых бирж региона. Большинство предприятий неликвидны и, следовательно, больших инвестиций ждать не приходится. Несмотря на либеральные законы, владелец компании еще очень хорошо подумает, прежде чем выходить на рынок региона.

Например, в ОАЭ инвесторы до сих пор не могут приспособиться к постоянно меняющимся правилам. Компании все еще остаются на неофициальном рынке и не спешат переходить на DSM (Dubai Stock Market) или ADSE (Abu Dhabi Stock Exchange), чья совокупная капитализация едва дотягивает до стоимости неофициального рынка ОАЭ. Крупнейшая компания ОАЭ Emirates Telecommunications Corporation (Etisalat) до сих пор остается на неофициальном рынке. И если она разместит свои ценные бумаги на DSM или ADSE, то положение изменится в пользу официальных бирж. Но даже после этого оборот не будет расти из-за привычки местных инвесторов приобретать акции и тут же прятать их в сейф.

Увеличивается количество фондовых рынков он-лайн. National Bank of Kuwait в ноябре прошлого года первым предоставил на своем сайте www.nbk.com доступ к компаниям, чьи акции котируются на New York Stock Exchange и Nasdaq.

Развитие местных фондовых рынков зависит от отношения к частному сектору. Хотя приватизация является краеугольным камнем развития национальной экономики, многое нужно менять. Компании идут на рынок, чтобы увеличить свой капитал и, следовательно, стоит обратить внимание на то, какие еще инструменты может предложить рынок частной компании, чтобы та могла выгодно реализовать свои акции. Нужны реформы для того, чтобы и компании, и собственно фондовый рынок смогли реализовать свой потенциал в полной мере. Например, Саудовская Аравия — крупнейший рынок Ближнего Востока — до сих пор ждет решения по учреждению комитета по надзору за работой биржи. Этот комитет, в частности, будет осуществлять надзор за зарубежными инвесторами, чьих средств очень не хватает на рынке.

Также аналитики надеются, что рынкам региона, наряду с другими развивающимися рынками, будет уделено больше внимания, так как падения Nasdaq и Dow Jones становятся все более частыми.

Наиболее обещающими в нынешнем году должны быть MSM (Оман) и KSE (Кувейт), несмотря на то, что последняя, мягко говоря, переживает не самые лучшие времена. В ноябре 2000 года правительство Омана предложило новый пакет мер, согласно которому, правительство покроет долги местных доверительных фондов в размере $36,4 млн., а также учредит инвестиционный фонд с начальным капиталом в $130 млн. Плюс к этому, новые открытые акционерные предприятия в течение первых пяти лет своего существования могут иметь возможность кредитовать 50% своего акционерного капитала.

Что же касается Кувейта, то здесь ставка делается на компании-"голубые фишки", которые работают на должном уровне даже во время кризиса. Инвесторы просят прояснить роль трех контролирующих рынок организаций — Министерства торговли, Центрального банка Кувейта и собственно самой KSE. Возможность создания единого регулирующего органа была рассмотрена на недавних деловых конференциях, организованных National Bank of Kuwait.

Нельзя не упомянуть роль тех или иных отраслей национальной экономики на фондовом рынке стран Персидского залива. Большинство компаний на биржах представляют банковский сектор или страховые компании. Промышленность представлена очень незначительно, а ведь именно по работе реального сектора судят об общем состоянии экономики государства. Абсолютно ясно, что стоит развивать производство готовой продукции, и именно за такими компаниями будущее как фондового рынка, так и экономики в целом.

Журнал "Новые рынки" № 3, 2001
   «Главная»    Содержание    ©   
Авторские права © «Новые рынки»