РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА.
Территория 207600 кв. км. Население 10,3 млн. человек. Столица – Минск (1,6 млн. человек). Официальные языки белорусский и русский. Основная религия – христианство. Денежная единица – белорусский рубль. Форма правления – республика. Большую часть населения составляют белорусы – славянская народность, которая происходит от племен, живших на этих землях 15 веков назад. В начале средних веков входила в состав Киевской Руси, в XIV веке объединилась с Литвой, а в XVI веке – с Польшей. В XVIII веке вошла в состав Российской Империи. С 1922 года – республика Советского Союза. После распада Советского Союза в 1991 году получила независимость и вошла в Содружество независимых государств. В настоящее время – равноправный участник Союзного государства Россия–Беларусь.
Экономика
Для экономики Беларусь одинаково важны сельское хозяйство и промышленность. Доля промышленности составляет около 1/3 объема валового внутреннего продукта. Характерной чертой национальной индустрии является производство готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт. Начиная с 1996 года, наблюдаются приросты объемов валового внутреннего продукта (на 36%) и производства промышленной продукции (на 65%). Инвестиции в основной капитал увеличились на 13%. Производство потребительских товаров возросло на 81%, а розничный товарооборот увеличился более чем в 2 раза. Замедлились темпы инфляции. Реальные денежные доходы населения, характеризующие уровень жизни, повысились на 71%.
Промышленность
С 1996 года стабилизировалась работа промышленных предприятий. Так, уже в 1997 году объем промышленного производства составил 75% от уровня 1990 года. Наблюдается ежегодный прирост объемов производства потребительских товаров: за 1995-2000 годы он составил 37,1%, в том числе 20,9% продовольственных и 50% непродовольственных. Ежегодно наращивался выпуск готового проката черных металлов, телевизоров, холодильников и морозильников, сахара-песка, минеральной воды и пр. По темпам роста выпуска продукции Беларусь превосходит страны СНГ и Прибалтики. В общем объеме производства стран СНГ она выпускает 53% химических волокон и нитей, 48% тракторов, 31% холодильников и морозильников, 30% трикотажных изделий, 25% телевизоров и обуви, 22% минеральных удобрений.
Динамика основных социально-экономических показателей Беларуси, % к 1994 году (в сопоставимых ценах)
|
|
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Валовой внутренний продукт |
92,1 |
102,6 |
111,2 |
115,0 |
121,7 |
Продукция промышленности |
91,4 |
108,6 |
122,1 |
134,7 |
145,5 |
Производство потребительских товаров |
82,6 |
101,4 |
122,5 |
133,8 |
137,1 |
Продукция сельского хозяйства |
97,6 |
92,8 |
92,2 |
84,5 |
92,0 |
Инвестиции в основной капитал |
66,0 |
79,0 |
98,3 |
90,5 |
78,5 |
Ввод в действие общей площади жилых домов |
77,2 |
98,7 |
106,8 |
85,7 |
103,8 |
Розничный товарооборот |
100,7 |
118,8 |
149,8 |
165,8 |
179,9 |
Реальные денежные доходы населению |
86,1 |
91,4 |
109,1 |
105,4 |
125,7 |
Реальная среднемесячная начисленная заработная плата одного работника |
99,9 |
114,2 |
134,7 |
144,6 |
163,3 |
Реальный размер назначенной месячной пенсии (с учетом компенсационных выплат) |
136,7 |
178,4 |
135,7 |
183,6 |
262,8 |
Министерство статистики и анализа РБ |
Радиоэлектроника
Радиоэлектронная промышленность Беларуси специализируется, главным образом, на производстве средств вычислительной техники, мобильных автоматизированных систем управления, оптических приборов, систем и средств связи, авиационного оборудования, телеметрической аппаратуры, средств электроники, элементов вооружения и военной техники. Большинство предприятий радиотехнической и электронной промышленности располагают современной производственно-технологической базой, высококвалифицированным рабочим и инженерно-техническим персоналом. Основными видами производимой электротехнической продукции являются электродвигатели переменного тока, электролампы, кабельные изделия и провода, бытовые электроприборы, управляющие комплексы.
Химия
Весьма представительным является химический комплекс, ведущие предприятия которого введены в эксплуатацию в 70-х годах при участии специалистов из Англии, Германии, Японии, России, США и других стран. В последующие периоды действующие производственные мощности неоднократно реконструировались, оснащались новейшим отечественным и зарубежным оборудованием, которое позволяет производить качественную химическую продукцию, пользующуюся постоянным спросом во многих странах мира. Такие белорусские изделия, как химические волокна и нити, стеклоткани и полимерные материалы, удобрения и шины, лаки и краски экспортируются во многие страны Европы, Америки и Азии.
Легкая промышленность
В последние годы значительное развитие получила легкая промышленность. Ведущее место здесь принадлежит текстильной, швейной и обувной отраслям. Они сориентированы на выпуск довольно широкого круга изделий: ниток, пряжи и тканей из льна, хлопка, шерсти и синтетических материалов; ковров и ковровых изделий, нетканых материалов, трикотажных и чулочно-носочных изделий, продукции швейного производства, корсетных изделий, изделий из натуральной и искусственной кожи, искусственного и натурального меха, обуви и др. Большинство предприятий легкой промышленности активно сотрудничает с иностранными фирмами на основе технологической и производственной кооперации.
Сельское хозяйство
Почти половина всей территории Республики Беларусь занята сельскохозяйственными угодьями. Большая часть сельскохозяйственной продукции производится крупными коллективными и государственными предприятиями (колхозами и совхозами). Наряду с ними получают развитие и фермерские хозяйства.
Удельный вес Беларуси в производстве важнейших видов промышленной продукции в общем объеме производства стран СНГ (100%), в % |
|
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Химические волокна и нити |
51 |
55 |
54 |
54 |
53 |
Тракторы |
50 |
55 |
62 |
59 |
48 |
Велосипеды |
43 |
40 |
55 |
53 |
- |
Мотоциклы |
42 |
29 |
53 |
47 |
- |
Холодильники и морозильники |
33 |
33 |
35 |
33 |
31 |
Телевизоры |
32 |
38 |
39 |
52 |
25 |
Металлорежущие станки |
23 |
28 |
36 |
34 |
34 |
Минеральные удобрения |
21 |
23 |
25 |
23 |
22 |
Синтетические смолы и пластические массы |
21 |
23 |
21 |
17 |
16 |
Трикотажные изделия |
21 |
27 |
37 |
30 |
30 |
Кожаная обувь |
16 |
23 |
28 |
27 |
25 |
Грузовые автомобили |
7 |
8 |
8 |
7 |
7 |
Министерство финансов РБ |
Наука
Беларусь обладает развитым научным потенциалом. В Национальной академии наук Республики Беларусь, Белорусском государственном университете, научно-исследовательских институтах успешно осуществляются прикладные и фундаментальные исследования в области квантовой электроники, физики твердого тела, генетики, химии, порошковой металлургии и в других актуальных направлениях.
Российская Федерация - стратегический партнер
В современной ситуации приоритет политико-экономических интересов Беларуси связан с Россией. Эта установка базируется на воле белорусского народа, выраженной на всенародных референдумах, и подкрепляется активными действиями на высшем уровне.
21 февраля 1995 года был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Основываясь на положениях этого Договора, 2 апреля 1996 года был заключен Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Процесс дальнейшей интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации получил мощный импульс в результате подписания 2 апреля 1997 года Договора о Союзе Беларуси и России. Развитие Союза Беларуси и России осуществлялось в соответствии с направлениями, определенными Декларацией о дальнейшем единении Беларуси и России от 25 декабря 1998 года. 26 января 2000 года вступил в силу Договор о создании Союзного государства. Важнейшими этапами его реализации являются создание общей правовой базы Союза Беларуси и России, а также формирование единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства.
В среднесрочной перспективе определенные расхождения в экономических структурах России и Беларуси сохранятся, но два государства заключили Договор именно для того, чтобы унифицировать эти процессы в целях интересов белорусских и российских граждан.
В 2001 году значительное внимание будет сконцентрировано на завершении формирования основных органов Союзного государства, подготовке к выборам в Палату Представителей Парламента Союзного государства. Основные усилия союзных органов направлены на подготовку и принятие документов, закладывающих прочную базу единого экономического пространства.
Серьезным итогом интеграционной работы на этом направлении стало подписание Соглашения о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства, а также соглашений, направленных на создание условий по введению единой денежной единицы, межправительственного Соглашения о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства, межправительственного Соглашения о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве. Лидеры государств подписали постановления, касающиеся выполнения Договора о создании Союзного государства, его бюджета и планов на 2001 год. Конкретикой насыщено Соглашение между Правительствами Беларуси и России о создании международной финансово-промышленной группы "Аэрокосмическое оборудование". Практика реализации Договора о создании Союзного государства показала необходимость дальнейшего сближения, прежде всего, в экономической области – в сфере кредитно-денежных отношений, налоговой и таможенно-тарифной политики, в создании равных условий субъектам хозяйствования двух государств. Уже в 2000 году товарооборот между Беларусью и Россией вырос по сравнению с 1999 годом на 33,1%. Экспорт белорусских товаров в 2000 году по сравнению с 1999 годом увеличился на 16,8%, импорт – на 46,9%.
28 февраля 2001 года в Минске состоялось подписание Соглашения о совместной деятельности Министерств финансов Беларуси и России по разработке предложений о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство. В соответствии с Соглашением, изменения, вносимые в налоговое законодательство, будут согласовываться Министерствами финансов России и Беларуси еще на стадии рассмотрения проектов. Данное соглашение рассматривается как часть комплексной программы унификации налогового законодательства в рамках создания Союзного государства.
2 марта 2001 года в Москве состоялась Сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, в ходе которой был утвержден бюджет Союзного государства на 2001 год в размере 2,36 млрд. росс. руб. Участники заседания одобрили постановление об основных направлениях парламентской деятельности в Парламентском Собрании и проект постановления основных направлений международной деятельности Парламента Союзного государства. Одним из наиболее значимых направлений экономической интеграции является сотрудничество топливно-энергетических комплексов, базирующееся на формировании совместных балансов поставок энергоресурсов, которые определяют объемы производства и потребления нефти, газа, угля и электроэнергии, а также взаимопоставки продуктов нефтепереработки.
В основе интеграции Беларуси и России лежат не только стратегические интересы двух государств, но и многовековые духовные традиции их народов. Будущее Союзное государство провозглашено как государство социальное, поэтому важнейшим фактором его создания и функционирования является проведение согласованной социальной политики. В рамках Программы совместной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России на 1999-2000 годы разработано более 30 проектов унифицированных нормативных правовых документов (среди них – проекты унифицированных трудовых кодексов, законов "Об охране труда", "О страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О занятости населения").
Развитие торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с регионами Российской Федерации является неотъемлемой частью интеграционных процессов по созданию Союзного государства. В течение 1999-2001 годов осуществлено 7 визитов Президента Республики Беларусь и 4 визита Премьер-министра Республики Беларусь в регионы Российской Федерации. Республику Беларусь посетили 53 делегации регионов Российской Федерации. Всего между российскими регионами и органами государственного управления Республики Беларусь подписано более 140 соглашений и протоколов, направленных на создание взаимовыгодных условий для развития торгово-экономических, научно-технических и культурных связей. В Республике Беларусь открыты 9 представительств администраций регионов Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский, Приморский и Алтайский края, Орловская, Калининградская, Ярославская области, Республики Дагестан и Калмыкия). На стадии регистрации находятся еще 4 региональных представительства (Республик Марий Эл и Бурятии; Мурманской и Челябинской областей). Среди всех регионов России – торговых партнеров Республики Беларусь – можно выделить десять, товарооборот с которыми за 2000 год составил более 70 процентов от общего объема товарооборота с Российской Федерацией: город Москва, Тюменская область, город Санкт-Петербург, Московская, Смоленская, Ярославская, Брянская, Калининградская и Челябинская области и Алтайский край.
С учетом реального промышленного подъема в Российской Федерации необходимо совершенствовать экспортную политику Республики Беларусь на российском рынке через создание широкой товаропроводящей, дилерской сети белорусских предприятий, сервисное обслуживание поставляемой машиностроительной продукции. Руководство Союзного государства будет продолжать работу над созданием равных экономических условий для субъектов хозяйствования Беларуси и России. Реализация Договора о создании Союзного государства во внешнеполитической деятельности Беларуси и России уже дает практические результаты. Реализуется Программа согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора на 2000-2001 годы, основной целью которой является защита и продвижение интересов государств-участников Договора на международной арене. Документ закрепил намерения сторон вырабатывать общие подходы и координировать усилия по внешнеполитическим, внешнеэкономическим, социально-гуманитарным и иным вопросам. В рамках реализации Программы внешнеполитическими ведомствами двух государств осуществляется постоянная координация деятельности, обмен информацией, оказание содействия по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Информационный бюллетень"Блицэкспо" № 3(4), 2001
|