УКРАИНА
 
ЗАЯВЛЕНИЕ
ОФИЦИАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ МИД РОССИИ
А.В.ЯКОВЕНКО

В связи с подписанием Договора между Россией и Украиной
о госгранице с Украиной

241-31-01-2003

28 января Президент Российской Федерации В.В.Путин и Президент Украины Л.Д.Кучма подписали Договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе.

Подписание этого документа является важным этапом в развитии отношений России и Украины.

Характеризуя данное событие, Президент Российской Федерации В.В.Путин, в частности, подчеркнул, что Россия сознательно пошла на этот шаг, чтобы не было сомнений в ее намерении строить отношения с Украиной на равноправной основе как со стратегическим партнером на длительную перспективу.

Не приходится сомневаться, что утвердившийся дух взаимопонимания и доверия на переговорах по данной проблематике позволит решить в обоюдных интересах вопрос о статусе Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод России и Украины, что зафиксировано в Договоре.

В Москве убеждены, что вступление в силу Договора между Россией и Украиной о российско-украинской государственной границе при одновременном урегулировании остающихся вопросов будет способствовать укреплению взаимопонимания и доверия, а также наращиванию всестороннего сотрудничества и многогранных связей между двумя братскими странами и народами.

31 января 2003 года



Ответы официального представителя МИД России А.В.Яковенко
на вопросы российских СМИ по российско-украинским отношениям

171-24-01-2003

Вопрос: Известно, что 2002 год был в России Годом Украины. Чего удалось добиться за это время в российско-украинских отношениях?

Ответ: Год Украины в России проведен результативно. В 2002 году отношения между Россией и Украиной продолжали развиваться стабильно и поступательно. Между государствами поддерживается интенсивный политический диалог, важнейшим компонентом которого по-прежнему являются регулярные встречи на высшем уровне.

Заметно активизировались межпарламентские связи. Создана и начала свою работу Межпарламентская комиссия по сотрудничеству. Эффективно стала работать Смешанная Российско-украинская комиссия по сотрудничеству, очередное восьмое заседание которой запланировано на март 2003 года в Москве.

Продуктивно налаживаются контакты между внешнеполитическими ведомствами двух государств. В частности, идет подготовка к совместному заседанию коллегий МИД России и МИД Украины. Разрабатывается документ о стратегическом российско-украинском партнерстве, актуальность которого возрастает с учетом принципиально новых задач, которые стоят перед двумя государствами в сфере мировой экономики и международной безопасности. Сложившийся в наших отношениях общий благоприятный климат - это необходимое условие для успешного разрешения важных вопросов, оставшихся со времени распада СССР.

Активизировался диалог в гуманитарной области. Один из важнейших наших приоритетов на украинском направлении - обеспечение интересов русскоязычного населения в сфере информации и образования. Хорошие предпосылки для дальнейшей работы на этом направлении появились после проведения в декабре прошлого года очередного заседания двусторонней Подкомиссии по гуманитарным вопросам. Готовятся к подписанию важные документы в области образования и здравоохранения. Идет подготовка к проведению Года России в Украине.

Вопрос: Каковы результаты российско-украинского партнерства в экономической сфере?

Ответ: Торгово-экономическое сотрудничество является главным приоритетом в российско-украинских отношениях. За январь-ноябрь 2002 года внешнеторговый оборот России с Украиной составил 8131,1 млн. долл., в том числе экспорт - 5276,4 млн. долл., а импорт Ц 2854,7 млн. долл. Доля Украины во внешней торговле России за этот период достигла 5,8%, а в товарообороте со странами СНГ - 34,6 %.

Украина остается одним из основных торговых партнеров России, занимая 4-е место после Германии, Белоруссии и Италии. Для Украины же Россия является ведущим партнером. Наибольшие объемы экспортных поставок Украины в 1 полугодии 2002 года осуществлялись в Российскую Федерацию (17,7% от общего объема украинского экспорта). Больше всего Украина импортирует также из Российской Федерации (36,1% от общего объема украинского импорта).

Первоочередное внимание в российско-украинских отношениях уделяется взаимодействию в областях ТЭК, машиностроения, авиастроения, космоса, ВТС. В истекшем году оформлены важные договоренности в энергетической сфере, которые, в частности, предусматривают создание консорциума по развитию газотранспортной системы Украины. В позитив можно записать расширение делового сотрудничества, в т.ч. в межрегиональном формате.

Усиливается инвестиционное присутствие российского бизнеса на Украине. Россия занимает 5 место по объему прямых инвестиций в экономику Украины. По состоянию на 1 октября 2002г. Россия вложила 323,9 млн. долларов, что составляет 6,6% от общего объема ПИИ в Украину.

Наиболее привлекательными отраслями для российских инвестиций остаются выработка кокса, продуктов нефтепереработки и ядерного топлива, охрана здоровья, физическая культура и социальная помощь, финансовая деятельность, транспорт и строительство.

Сейчас российские и украинские партнеры активно работают над тем, чтобы стабилизировать ситуацию в двусторонней торговле, улучшить ее показатели.

Растет интерес украинского руководства и деловых кругов к интеграционным перспективам на евразийском пространстве, деятельности ЕврАзЭС, где Украина с 2002 года имеет статус наблюдателя.

24 января 2003 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О консультациях заместителя Министра иностранных дел России В.А.Чижова с Госсекретарями МИД Украины Ю.Сергеевым и А.Чалым

2637-21-12-2002

20 декабря в Киеве состоялись консультации заместителя Министра иностранных дел России В.А.Чижова с Госсекретарями МИД Украины Ю.Сергеевым и А.Чалым по европейской проблематике.

Стороны обсудили состояние отношений России и Украины с ведущими европейскими и евроатлантическими структурами.

Участники консультаций обменялись мнениями о состоянии и перспективах сотрудничества России и Украины с Евросоюзом в сфере общей внешней политики и политики безопасности ЕС и ее оперативной составляющей - европейской политики в области безопасности и обороны. Стороны обсудили также состояние сотрудничества России и Украины с ЕС в сфере юстиции и внутренних дел и перспективы создания единого правоохранительного пространства в Европе.

Были предметно рассмотрены ход и перспективы экономического взаимодействия России и Украины с Европейским союзом, в том числе с учетом предстоящего расширения ЕС. Констатирована близость оценок последствий этого процесса для двух сторон.

С украинской стороны подчеркивалось, что "европейский выбор" Киева отнюдь не означает ослабление внимания к развитию всестороннего сотрудничества с Россией, а сами украинско-российские отношения развиваются как ключевой элемент европейской политики Украины.

Участники консультаций обменялись мнениями по практическим аспектам своих отношений с НАТО, а также наметили конкретные направления взаимодействия Москвы и Киева в рамках ОБСЕ и Совета Европы.

21 декабря 2002 года



Статья Министра иностранных дел России И.С.Иванова,
опубликованная в декабрьском 2002 года номере украинского журнала "Диалог"
под заголовком
"Российско-украинскому стратегическому диалогу нет альтернативы"

2540-10-12-2002

Россия и Украина, преодолев сложный период политических и мировоззренческих баталий, совместными усилиями закладывают прочный фундамент двусторонних отношений, ориентированных будущее. В их основе уважение суверенитета и территориальной целостности, учет интересов друг друга, реализм и прагматизм при решении оставшихся от прошлого или возникающих проблем.

Некоторые из этих проблем - не буду отрицать - по-прежнему осложняют нам жизнь, мешают совместной работе на целом ряде направлений сотрудничества. Но все же главная тенденция сегодня иная: на смену бесплодным дискуссиям и спорам пришло ясное понимание того, что высшим долгосрочным интересам и России, и Украины отвечает всемерное развитие сотрудничества по всем направлениям. Общественное мнение наших стран выступает за то, чтобы именно этим интересам были подчинены групповые и личные амбиции, различные финансово-экономические интересы и партийно-политические платформы.

Сошлюсь в этой связи лишь на один пример. Как показали состоявшиеся весной этого года в Украине парламентские выборы, в своем подавляющем большинстве украинские политические лидеры не ставят под сомнение необходимость укрепления партнерских отношений с Россией. Разумеется, и в России бесполезно искать противников добрососедства и взаимовыгодного партнерства с Украиной.

Хотел бы подчеркнуть, что в российской внешней политике украинский вектор был и остается безусловным приоритетом. Он постоянно находится в поле зрения высшего руководства Российской Федерации. Президенты России и Украины поддерживают интенсивный диалог. Только в текущем году они встречались восемь раз. Эти регулярные личные беседы высших руководителей двух стран приобрели особый, доверительный характер, что позволяет сторонам оперативно решать важнейшие вопросы двусторонних отношений, согласовывать позиции по актуальным международным проблемам.

Глубоко убежден, что мы можем и должны больше взаимодействовать в мировых и европейских делах. Наши страны в равной степени заинтересованы в том, чтобы новый миропорядок был демократическим, обеспечивающим равные возможности всем государствам. Нашим общим интересам отвечает формирование многополюсного, основанного на нормах и принципах международного права миропорядка. Мы всегда выступали за примат права, а не силы. Наконец, в наших интересах строительство такой европейской архитектуры, которая охватывала бы все государства континента без изъятий и обеспечивала равную безопасность, устойчивое развитие и процветание всем народам Европы. И глубоко ошибаются те, кто думает решить эти вопросы в одиночку или в ущерб соседу. В сопряжении наших усилий залог успеха в окончательной интеграции наших стран в мировое цивилизованное сообщество.

Принципиальные перемены происходят и в наших двусторонних связях. Пример - Год Украины в России, проведенный по инициативе Президента В.В.Путина. Обычно в таких случаях упор делается на культуру, искусство. Назову, в частности, открытие в ноябре украинского культурного центра в Сургуте, городе с суровым климатом, но с добрыми традициями российско-украинской дружбы, или проведение в октябре в столице России Дней Полтавской области.

Но попутно произошло и нечто иное. Этот крупномасштабный проект помог вовлечению в орбиту российско-украинского взаимодействия значительного числа регионов России, предприятий, организаций. Дискуссии, обмен мнениями, просто разговоры между людьми подтверждают очевидную истину - главным приоритетом в наших отношениях является торгово-экономическое сотрудничество. В этом заинтересованы все: и политики, и деловые люди, и ученые, и творческая интеллигенция, и простые труженики, и домохозяйки, и пенсионеры.

Давайте посмотрим, как обстоит дело в этой сфере.

Думаю, что читатели "Диалога" согласятся, что от уровня и качества нашего партнерства во многом зависят возможности России и Украины в мировой конкурентной среде, адаптация к которой - особенно в свете движения в ВТО - требует немалых усилий. То есть наша двусторонняя торговля - часть мировой экономической системы, причем это становится все более и более заметным.

Подписание 7 октября с.г. в Кишиневе документов о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере и о создании консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины - не просто выполнение ранее достигнутой принципиальной договоренности Президентов России и Украины. Убежден, что осуществление данного проекта, в котором предполагается участие западных инвесторов, будет иметь важные последствия с точки зрения укрепления энергетической безопасности в Европе, а также в контексте создания общеевропейского экономического пространства.

То же относится к самолетостроению, космосу, ВПК. Скажем, уже скоро граждане наших государств смогут летать на ближнемагистральных пассажирских самолетах Ту-334, создаваемых в рамках российско-украинского кооперационного проекта. Этот самолет будет оснащен двигателями, выпускаемыми украинским ОАО "Мотор-Сич" совместно с российскими ММПП "Салют" и Уфимским моторостроительным производственным объединением. Двигатели спроектированы с учетом требований ICAO, что немаловажно с точки зрения конкурентоспособности самолета. Более того, есть неплохой шанс продавать его и за рубеж, к нашей общей выгоде.

И все же, к сожалению, товарооборот между Россией и Украиной в текущем году несколько сократился. Причин тому немало. Сказались и неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках, и вполне объяснимый протекционизм по отношению к национальному товаропроизводителю. Как быть в такой ситуации? Нам неоднократно приходилось иметь дело с похожими проблемами в отношениях с тем или иным государством. И опыт показывает, что активные межправительственные контакты, постоянный диалог заинтересованных министерств и ведомств, а, главное, политическая воля позволяют в конечном счете переломить негативную тенденцию и создать необходимые предпосылки для существенного увеличения товарооборота.

Резервы здесь немалые и, как мне кажется, очевидные. Хотел бы в этой связи затронуть тему экономической интеграции и поделиться с читателями своими оценками проблемы взаимодействия Украины с ЕврАзЭС. Как известно, в этом году Украина стала наблюдателем в этом Сообществе. Мне известно о полемике, которая ведется среди украинских политиков и экономистов вокруг этого вопроса, поэтому хотел бы высказать ряд соображений тем, кто скептически относится к вступлению Украины в ЕврАзЭС.

Согласитесь, сегодня наши два независимых государства, по сути, по-прежнему представляют единое экономическое пространство. Если абстрагироваться от политических факторов, то очевидны все преимущества от выстраивания ориентированных на длительную перспективу связей в сфере промышленности, транспорта, энергетики, сельского хозяйства. Не говоря уже о сфере научно-технического и военно-технического сотрудничества, где эти связи в силу объективных причин прочнее, чем в других отраслях. Это придало бы развитию наших стран заметное ускорение, усилило бы их позиции на международных рынках.

Подключение Украины к Сообществу, фактически, означало бы для нее экономическую предсказуемость, гарантию стабильного уровня регионального взаимодействия. Речь идет о получении не в отдаленной перспективе, а уже в ближайшем будущем вполне конкретных выгод от применения режима свободной торговли без изъятий. В повестку дня будет поставлен вопрос об отказе от практикуемых в настоящее время специальных защитных санкций, включающих антидемпинговые расследования. Кроме того, не следует сбрасывать со счетов дивиденды от импорта и транзита углеводородов в преференциальном режиме, свободный доступ на рынки сбыта, трудовых ресурсов и инвестиций, обращающихся в пределах Сообщества. Полноправное членство Украины в ЕврАзЭС повлекло бы изменение режима налогообложения экспортируемых из России в Украину углеводородов, что будет означать для украинского бюджета существенную прибавку.

При этом участие в структурах Сообщества вовсе не означает для Украины отказ от евроинтеграционной перспективы. В каком-то смысле можно сказать, что Сообщество - тоже часть этой перспективы. Ведь давно прошли времена изолированных торговых блоков, и ЕврАзЭС не желает - да и не сможет - существовать изолированно от общемировых и общеевропейских интеграционных процессов.

Еще одним важнейшим фактором российско-украинского партнерства является инвестиционное сотрудничество. Очевидно, что обеспечить результативность даже самых выверенных межгосударственных программ невозможно без подключения деловых кругов - российского и украинского бизнеса. Мы готовы оказывать поддержку предпринимателям, стимулировать их участие в инвестиционных проектах. У нас нет никаких сомнений в том, что интересы частного бизнеса должны учитываться при проработке ключевых проектов в двустороннем экономическом сотрудничестве. Это касается, прежде всего, энергетики, взаимодействия по линии ВПК, авиастроения, модернизации транспортной инфраструктуры, металлургии и машиностроения. И для России, и для Украины важно, чтобы проекты были реалистичными, взаимовыгодными.

Раньше можно было бы долго дискутировать о пользе совместных инвестиционных проектов. Но сегодня некоторые из них говорят сами за себя. Так, известно, что с приходом на украинские нефтеперерабатывающие заводы ряда ведущих российских компаний - таких, как, скажем, "Лукойл", "Тюменская нефтяная компания", "Татнефть" - резко возрос объем инвестиций в отрасль, существенно увеличились валовые показатели производства всех видов нефтепродуктов, их экспорта за рубеж украинскими операторами. За счет почти двукратного увеличения поставок российской нефти на сегодняшний день устранены проблемы, связанные с недогрузкой украинских нефтеперерабатывающих заводов. Сейчас эти предприятия уверенно работают на украинскую экономику: растут их прибыли, люди имеют стабильные рабочие места, и так далее.

Итак, успех на этом направлении есть. Что дальше? Видимо, нужно улучшить условия для предпринимательской деятельности. Явно назрела необходимость запустить хорошо отлаженную систему обмена информацией. Следовало бы продумать вопрос о создании на взаимной основе специальных банков данных, где бы накапливались сведения об экспортно-импортном потенциале российских и украинских партнеров.

Особо подчеркну, что эффективность российско-украинского сотрудничества в значительной степени зависит от заинтересованности и активности регионов. Статистически подтверждено, что российско-украинские межрегиональные связи представляют один из ключевых - более 20 процентов товарооборота - компонентов сотрудничества наших стран. Значение этого сектора состоит, прежде всего, в том, что он помогает решать множество повседневных практических задач в сфере социально-экономического развития, и не только в региональном, но и в общегосударственном масштабе.

На сегодняшний день между субъектами Российской Федерации и областями Украины заключено в общей сложности более 300 соглашений. Например, сравнительно небольшая Белгородская область России имеет товарооборот с регионами Украины в размере около 800 млн. долларов, что превышает размеры товарооборота России со многими европейскими государствами.

Так что живой поток российско-украинской межрегиональной торговли есть, надо просто расчищать ему русло. Например, добиться упрощения пограничных и таможенных процедур, сближения законодательства, устранения искусственных барьеров в торговой и инвестиционной сфере.

Движение в этом направлении мы уже начали: в феврале 2001 года в Днепропетровске была подписана Программа межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2001-2007 годы. Поставлена задача создать благоприятные условия для деятельности совместных предприятий, реализовать взаимовыгодные экономические и гуманитарные проекты, в т.ч. в правоохранительной и информационной сферах, в области науки, культуры и образования.

Мы заинтересованы в сближении и синхронизации хозяйственного законодательства России и Украины, особенно в сфере налогообложения, кредитно-финансовой политики, таможенного и внешнеэкономического регулирования. Все мы понимаем, какие выгоды несет проведение согласованной тарифной политики в области транспорта. Перечисленные вопросы вполне поддаются решению при наличии доброй воли сторон. Надеюсь, приведенные выше факты - хорошее доказательство тому, что у россиян она есть.

Проверено опытом, что добрую волю очень хорошо питают гуманитарные контакты. Хотел бы выразить надежду, что набирающие силу в наших отношениях позитивные тенденции в полной мере распространятся и на эту сферу. По ней, как и по экономике, можно судить об уровне отношений с нашим стратегическим партнером Украиной. Возвращаясь к разговору о проведении Года Украины в России, отмечу: мы получили прекрасную возможность чаще наслаждаться шедеврами украинской культуры, знакомиться с талантливыми артистами, художниками. Большой успех имели состоявшиеся недавно в Москве гастроли Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки, выставка современной украинской живописи.

Однако вынужден признать, что мы по-прежнему испытываем трудности в диалоге по гуманитарным вопросам. Нельзя считать нормальным, когда русскоязычное население Украины сталкивается с ограничениями в сфере образования и информации. Надеемся, что в скором времени Украина ратифицирует уже подписанную Европейскую Хартию региональных языков и языков нацменьшинств, при этом соответствующий закон будет в полной мере соответствовать европейским стандартам, в полной мере учитывать интересы русскоязычных украинцев в сфере информации, образования и культуры.

Приближается 2003 год, провозглашенный Президентом Л.Д.Кучмой и Президентом В.В.Путиным Годом России в Украине, который, мы надеемся, позволит закрепить наши общие успехи, вывести российско-украинское партнерство во всех сферах общественной жизни на еще более высокий уровень.

Хотел бы призвать деятелей науки и культуры, руководителей регионов, деловые круги, всех граждан наших стран принять самое активное участие в мероприятиях Года России в Украине. Убежден, что совместными усилиями в 2003 году мы сможем существенно продвинуть российско-украинское сотрудничество, вывести его на уровень реального стратегического партнерства двух братских народов.



Ответ официального представителя МИД России А.В.Яковенко
на вопрос российских СМИ об итогах проведения Года Украины
в России

2526-09-12-2002

Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать итоги проведения Года Украины в России?

Ответ: Сегодня знаменательный день в российско-украинских отношениях. Завершается Год Украины в России - этот, не будет преувеличением сказать, беспрецедентный в мировой практике общественно-политический проект, направленный на наполнение конкретным содержанием отношений стратегического партнерства между Россией и Украиной.

Для участия в мероприятиях, посвященных этому событию, в Москву с рабочими визитами прибыли Президент Украины Л.Д.Кучма и Премьер-министр Украины В.Ф.Янукович.

Вопросы российско-украинского гуманитарного сотрудничества сегодня обсудят также заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.И.Матвиенко и Вице-премьер-министр Украины Д.В.Табачник.

Хотел бы подчеркнуть, что в России высоко оценивают итоги проведенного по инициативе Президента В.В.Путина Года Украины в России. В орбиту российско-украинского взаимодействия во всех сферах общественной жизни включаются все новые регионы, восстанавливаются утраченные и закрепляются заново возникшие связи между нашими гражданами, среди которых и государственные деятели, и политики, и парламентарии, представители деловых кругов и СМИ, творческие коллективы.

Год Украины в России встретил широкий позитивный отклик российской и украинской общественности и нашел практическое воплощение в виде конкретных гуманитарных проектов, экономических программ. Дополнительный импульс был придан нашему взаимодействию в информационной сфере.

9 декабря 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О проведении двусторонних консультаций по латиноамериканской проблематике между МИД России и Украины

2453-28-11-2002

27 ноября в Киеве в соответствии с Планом консультаций между МИД России и МИД Украины на 2002 год прошел очередной раунд двусторонних консультаций по латиноамериканской проблематике, в которых приняли участие директор ЛАД МИД России В.И.Морозов и директор Департамента двустороннего сотрудничества МИД Украины С.А.Камышев. Российские представители были приняты заместителем Государственного секретаря МИД Украины Н.Н.Зарудной.

Состоялся конструктивный обмен мнениями по ситуации и основным тенденциям развития в Латинской Америке, проблемам региональной интеграции. Участники консультаций обсудили положение вокруг отдельных стран континента, в т.ч. Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Колумбии, Кубы, обменялись информацией о состоянии двусторонних отношений своих стран с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна, а также взаимодействии с региональными организациями и интеграционными группировками Западного полушария, в т.ч. в борьбе с новыми угрозами и вызовами.

Консультации МИД России и Украины по латиноамериканской проблематике были проведены в развитие практики обмена мнениями и практического взаимодействия между внешнеполитическими ведомствами двух стран, в т.ч. по региональной проблематике. Достигнута договоренность провести следующую встречу в 2003 г. в Москве.

28 ноября 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О встрече первого заместителя Министра иностранных дел России В.И.Трубникова с Государственным секретарем МИД Украины Ю.А.Сергеевым

2325-12-11-2002

12 ноября первый заместитель Министра иностранных дел России В.И.Трубников принял Государственного секретаря Министерства иностранных дел Украины Ю.А.Сергеева.

В ходе беседы состоялся обмен мнениями по вопросам делимитации российско-украинской государственной границы и определения правового статуса Азовского моря и Керченского пролива.

Была также затронута проблематика функционирования и пребывания на территории Украины Черноморского флота России. Стороны с удовлетворением отметили активизацию работы подкомиссий по пограничным вопросам, а также по вопросам Черноморского флота Смешанной Российско-Украинской комиссии по сотрудничеству.

Кроме того, обсуждались вопросы подготовки документа, раскрывающего принцип стратегического партнерства России и Украины.

Беседа прошла в традиционно дружественной обстановке.

12 ноября 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О поддержке Советом Европы русского языка в Украине

2258-02-11-2002

Недавно в Киеве под эгидой Совета Европы прошел семинар, на котором речь шла о будущей роли Европейской Хартии региональных языков или языков нацменьшинств.

Украина, которая является членом Совета Европы, до сих пор не ратифицировала этот важный документ, который регулирует систему защиты языков, используемых населением стран-членов СЕ. Как известно, Хартия уже была ратифицирована украинским парламентом в декабре 1999 года, однако затем Конституционный суд Украины признал этот закон неконституционным по надуманным процедурным мотивам.

Примечательно, что на семинаре главный тезис представителей Совета Европы состоял в том, что Хартия призвана защищать все языки, причем, чем больше численность языковой группы, тем большими должны быть обязательства, которые государство берет на себя по защите ее языка.

При этом европейские эксперты настаивали, что государство обязано действовать таким образом, чтобы языки использовались не только в быту, но и на работе, в общественной жизни.

Будем надеяться, что новый состав Верховной Рады прислушается к оценкам и рекомендациям Совета Европы и в приоритетном порядке рассмотрит и ратифицирует Хартию.

2 ноября 2002 года



Ответ официального представителя МИД России А.В.Яковенко
на вопрос российских СМИ в связи с задержанием в Украине гражданина РФ К.Григоришина

2105-16-10-2002

Вопрос: Как стало известно, в Украине на днях был задержан известный российский бизнесмен Константин Григоришин. Как Вы можете это прокомментировать?

Ответ: В Москве обратили внимание на задержание в Киеве 13 октября российского гражданина К.Григоришина. Как нам стало известно, задержание произведено предположительно по факту незаконного хранения оружия.

В соответствии с Консульской конвенцией между Российской Федерацией и Украиной в течение трех дней украинские власти должны официально уведомить российскую сторону о любом ограничении свободы гражданина России. Только после получения официальной информации мы сможем говорить об обстоятельствах произошедшего.

Надеемся на объективное, беспристрастное рассмотрение данного вопроса соответствующими правоохранительными органами Украины.

Такая наша позиция ранее уже была доведена до сведения украинской стороны.

16 октября 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О заседании межведомственной комиссии по урегулированию с Украиной вопросов, связанных с катастрофой самолета Ту-154М

1657-23-08-2002

22 августа состоялось очередное заседание межведомственной комиссии по урегулированию с Украиной вопросов, связанных с катастрофой самолета Ту-154М, произошедшей 4 октября 2001 года над акваторией Черного моря.

На этом заседании были подведены итоги проведенной работы. Комиссия обсудила позицию Российской Федерации на переговорах с Украиной, которая в ближайшее время будет представлена в Правительство Российской Федерации.

23 августа 2002 года



Ответ заместителя официального представителя МИД России Б.Н.Малахова на вопрос агентства “Интерфакс” в связи с очередным раундом российско-украинских переговоров по вопросам недвижимости бывшего СССР за рубежом

1622-14-08-2002

Вопрос: На днях в Киеве прошел очередной раунд российско-украинских переговоров по вопросам недвижимости бывшего СССР за рубежом. Что Вы могли бы сказать по этому вопросу?

Ответ: Действительно, 12-13 августа в Киеве состоялась новая встреча государственных делегаций Российской Федерации и Украины по вопросам недвижимого имущества бывшего СССР за рубежом.

Наша делегация возглавлялась заместителем Министра иностранных дел России А.В.Потаповым, украинская - заместителем государственного секретаря МИД Украины А.Моциком.

Предметом этих переговоров являлось определение перечня объектов недвижимого имущества бывшего СССР за рубежом, которые могли бы быть переданы Украине в пользование для размещения ее дипломатических, консульских и торговых представительств, а также условий, механизма и сроков такой передачи

Мы исходим из того, что решение данного вопроса будет способствовать скорейшему вступлению в силу российско-украинского Соглашения о "нулевом варианте" 1994 года, укреплению взаимопонимания в наших отношениях с Украиной в целом.

14 августа 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О встрече Министра иностранных дел России И.С.Иванова с Министром иностранных дел Украины А.М.Зленко

1601-07-08-2002

7 августа в Крыму состоялась встреча Министра иностранных дел России И.С.Иванова с Министром иностранных дел Украины А.М.Зленко.

Министры позитивно оценили расширение взаимодействия двух стран на международной арене. По всем актуальным проблемам, прежде всего связанных с противодействием терроризму и другим современным угрозам и вызовам, Россия и Украина выступают с общих позиций.

С целью дальнейшего совершенствования координации деятельности внешнеполитических ведомств двух стран Министры условились активизировать консультации по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес. Также сочтено целесообразным придать более регулярный характер встречам Министров иностранных дел в Москве и Киеве.

7 августа 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

В связи с попытками националистических сил в Украине реабилитировать бывших членов так называемой Украинской повстанческой армии

1448-15-07-2002

В связи с поступающими сообщениями СМИ о разработке Кабинетом министров Украины законопроекта о реабилитации бывших членов так называемой Украинской повстанческой армии хотели бы подчеркнуть, что МИД России уже неоднократно заявлял о крайне негативной позиции России в отношении планов националистических сил в Украине реабилитировать бывших членов так называемой Украинской повстанческой армии. Сожалеем, что вместо осуждения этих намерений официальные власти Украины сами предпринимают такие попытки.

На этом фоне обращает на себя внимание откровенно антироссийская кампания, которую ведет газета “Галичина” - орган Ивано-Франковского областного совета, финансируемого, насколько известно, в том числе из государственных средств. Разумеется, все это никак не способствует укреплению сотрудничества между нашими странами.

Выражаем надежду, что украинские власти примут необходимые меры по обузданию националистических сил в стране.

15 июля 2002 года



Ответ официального представителя МИД России А.В.Яковенко на вопрос ИТАР-ТАСС, РИА “Новости” и информационного агентства “Интерфакс” в связи с решением Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания о переходе на ведение программ на украинском языке

1411-09-07-2002

Вопрос: Какова реакция МИД России в связи с появившимися сообщениями о принятии Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания решения, обязывающего теле- и радиоорганизации страны в течение года перейти на ведение программ собственного производства на украинском языке?

Ответ: Мы с уважением относимся к стремлению властей Украины развивать украинский язык и украинскую культуру в стране. И в России предпринимаются усилия по удовлетворению языковых потребностей украинцев Российской Федерации. На это направлены многие мероприятия в рамках проходящего в настоящее время Года Украины в России.

Отмечаем также, что в последние месяцы значительно активизировалось взаимодействие заинтересованных министерств и ведомств двух государств в области информационной политики. Эти вопросы являются предметом обстоятельного рассмотрения в рамках Подкомиссии по вопросам гуманитарного сотрудничества Смешанной Российско-Украинской комиссии по сотрудничеству и самой Смешанной комиссии. В частности, МПТР России и Госкомитет Украины по информационной политике, телевидению и радиовещанию разрабатывают план совместных мероприятий на 2003 год по реализации соответствующих межправительственных соглашений. Разрабатываются конкретные проекты сотрудничества между информагентствами, теле- и радиокомпаниями, издательствами и периодическими печатными изданиями двух стран.

Готовится проект Соглашения о сотрудничестве между МПТР России и Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания.

Сообщения о принятии указанного решения Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания не могут не беспокоить. По сути, данный шаг сужает возможности реализовать право получать информацию на родном языке многомиллионное русское население Украины и многих украинцев, для которых русский язык также является родным. Это противоречит как духу российско-украинского гуманитарного сотрудничества, так и международным стандартам в области поощрения и защиты прав лиц, принадлежащих к меньшинствам, в частности, изложенным в статье 27 Международного пакта о гражданских и политических правах, в ряде статей Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, а также в статье 9 Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств.

Рассчитываем на то, что украинская сторона примет во внимание наши озабоченности по этому вопросу.

9 июля 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О заседании подкомиссии по пограничным вопросам Смешанной Российско-Украинской комиссии по сотрудничеству

1192-07-06-2002

6-7 июня в Москве под сопредседательством первого заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации В.И.Трубникова и государственного секретаря МИД Украины Ю.А.Сергеева состоялось заседание подкомиссии по пограничным вопросам Смешанной Российско-Украинской комиссии по сотрудничеству. Российская и украинская делегации, в состав которых входили представители различных министерств и ведомств, а также заместители руководителей ряда приграничных областей двух стран, обсудили широкий спектр проблем двустороннего пограничного взаимодействия.

Подкомиссия отметила успешную работу по делимитации сухопутного участка российско-украинской государственной границы, подчеркнула необходимость интенсификации переговорного процесса по статусу Азовского моря и Керченского пролива, углубление сотрудничества в этой акватории.

В подписанном протоколе предусмотрено создание рабочих групп, которые сосредоточат внимание на рассмотрении конкретных вопросов упрощения процедур, связанных с пересечением российско-украинской государственной границы гражданами двух стран, с упрощением порядка пересечения границы жителями приграничных районов, а также проблем взаимодействия в борьбе с нелегальной миграцией, с незаконным рыболовством.

На заседании речь шла также о повышении эффективности взаимодействия пограничных служб, совершенствовании правовой базы сотрудничества.

В своей работе стороны руководствовались стремлением обеспечить такое положение, когда граница не разделяла бы наши народы и государства, а способствовала бы углублению многопланового сотрудничества между ними.

7 июня 2002 года



Ответ официального представителя МИД России А.В.Яковенко на вопрос корреспондента РИА “Новости” в связи со статусом Черноморского флота

1142-01-06-2002

Вопрос: В последнее время в ряде украинских СМИ стала звучать "некая" проблема Черноморского флота и призывы к ее решению. Как Вы это прокомментируете?

Ответ: Хотел бы отметить, что действующие "базовые" соглашения по Черноморскому флоту от 28 мая 1997 года, как известно, определяют статус и условия пребывания Черноморского флота России на территории Украины и находятся в полном соответствии с буквой и духом Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года. Причем процесс совершенствования нормативной основы дальнейшего регулирования в интересах обеих стран практических вопросов, связанных с базированием и функционированием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, интенсивно продолжается. Об этом прямо говорится в совместном заявлении министров иностранных дел России и Украины от 30 мая 2002 года в связи с пятой годовщиной подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной.

Все это убедительно свидетельствует о том, что проблемы Черноморского флота как таковой не существует. Наоборот, его пребывание на территории Украины является важным позитивным фактором всей системы отношении между двумя государствами.

1 июня 2002 года



Стенограмма выступления Министра иностранных дел России И.С.Иванова на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Украины А.М.Зленко в рамках заседания Совета министров иностранных дел СНГ в Москве 30 мая 2002 года

1132-31-05-2002

И.С.Иванов: Наша встреча с Министром иностранных дел Украины А.М.Зленко совпала с двумя очень важными датами в истории российско-украинских отношений – это 5-ая годовщина подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между нашими странами, а также заключения трех соглашений по Черноморскому флоту.

Считаем, что Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве заложил прочную правовую основу, на которой мы теперь успешно выстраиваем взаимодействие в различных областях. В этой связи Президенты России и Украины обменялись соответствующими посланиями, а сегодня мы также выпустили совместное заявление Министров иностранных дел, посвященное 5-летию Договора. Мы уверены, что он и дальше будет служить интересам развития отношений между нашими народами, нашими странами.

В ходе переговоров мы обсудили основные текущие вопросы двустороннего сотрудничества и выразили удовлетворение тем, как развиваются наши отношения. Мощный импульс расширению российско-украинских связей придают регулярные встречи между Президентами наших государств. Работает Смешанная Российско-украинская комиссия по сотрудничеству. Надеемся на активизацию торгово-экономической сферы двустороннего взаимодействия. Сегодня Премьер-министры России и Украины обсудили этот вопрос, а также обменялись мнениями по некоторым международным проблемам.

Подводя итоги совместной работы со дня подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, можно с уверенностью отметить, что мы стоим на пути развития экономического партнерства на длительную перспективу, и Россия этим удовлетворена.

31 мая 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О российско-украинских консультациях по консульским вопросам

1128-31-05-2002

27 мая в Киеве состоялись очередные российско-украинские консультации МИД двух стран по консульским вопросам.

В духе конструктивного и делового сотрудничества делегации детально рассмотрели вопросы взаимных безвизовых поездок граждан, а также трудовой миграции.

По завершении внутригосударственных процедур будет продолжена работа по подготовке к подписанию двустороннего соглашения о приеме и передаче лиц на государственной границе (реадмиссии).

Признано необходимым пересмотреть перечни документов, удостоверяющих личность граждан и дающих право на пересечение границы. Стороны согласны в том, что взаимные поездки граждан по загранпаспортам более соответствуют на сегодня интересам и наших государств, и самих граждан. О сроках применения договоренностей в этой сфере граждане двух государств будут оповещены заблаговременно.

В целях облегчения процедур пересечения российско-украинской границы гражданами наших стран стороны договорились продолжить совместно с другими заинтересованными ведомствами изучение предложений, касающихся возможного упрощения порядка прохождения таможенного контроля. Украинская сторона предложила в качестве эксперимента организовать “зеленый” коридор на одном из пунктов пропуска через границу.

Стороны обменялись информацией о случаях нарушений прав граждан двух стран и продолжат совместную работу по их устранению.

В целях укрепления отношений добрососедства признано целесообразным с привлечением заинтересованных ведомств продолжить проработку предложений об изменении порядка регистрации пребывания граждан двух государств и проекта договора об упрощенном порядке приобретения и прекращения гражданства.

31 мая 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О встрече Министра иностранных дел России И.С.Иванова с Министром иностранных дел Украины А.М.Зленко

1122-30-05-2002

30 мая в Москве Министр иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванов встретился с Министром иностранных дел Украины А.М.Зленко.

Стенограмма выступления И.С.Иванова на совместной пресс-конференции по итогам встречи с А.М.Зленко и совместное заявление Министров иностранных дел Российской Федерации и Украины в связи с 5-й годовщиной подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной публикуются на сайте МИД России в Интернете (www.mid.ru).

30 мая 2002 года



Совместное заявление
Министров иностранных дел Российской Федерации и Украины в связи с 5-й годовщиной подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной

1119-30-05-2002

31 мая 1997 года Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве.

Этот востребованный историческим развитием документ заложил прочный фундамент стратегического партнерства, добрососедства и сотрудничества двух независимых стран. Он является одним из основополагающих правовых актов в межгосударственных отношениях России и Украины.

Подписание общеполитического Договора создало необходимую основу для формирования механизмов эффективного двустороннего взаимодействия, позволило продвинуться в урегулировании многих вопросов в двусторонних отношениях, сблизить наше понимание международных проблем.

Россия и Украина строят свои отношения в соответствии с общепринятыми международными нормами, в духе взаимного уважения, добрососедства, равноправия, безусловного выполнения обязательств с учетом национальных интересов друг друга, что является базовыми принципами Договора. Достигнутый нами уровень партнерства подтверждает высокие стандарты взаимодействия и сотрудничества, зафиксированные в Договоре.

Во взаимоотношениях наших стран важное место занимает политический диалог, наблюдается высокая динамика сотрудничества по многим направлениям. Создана разветвленная договорная база двусторонних отношений, работа над которой продолжается. В частности, развивается нормативная основа дальнейшего регулирования в интересах обеих стран вопросов, связанных с базированием и функционированием на территории Украины Черноморского флота Российской Федерации. Близится к завершению делимитация сухопутной российско-украинской государственной границы. Реализуется десятилетняя Программа экономического сотрудничества. Развивается взаимодействие в торгово-экономической и научно-технической сферах. Углубляется межрегиональное и приграничное сотрудничество. Ведется активный диалог по решению гуманитарных проблем в наших взаимоотношениях.

Россия и Украина будут стремиться к тому, чтобы обогащать стратегическое партнерство решением конкретных задач, связанных с долгосрочными интересами двух стран и народов.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что российско-украинское партнерство приобретает особое значение для всей Европы, играет весомую роль в укреплении доверия, стабильности и безопасности на континенте в контексте развития общеевропейского сотрудничества. Оно является важным фактором с точки зрения активизации взаимовыгодного сотрудничества на постсоветском пространстве.

Сегодня есть все основания с оптимизмом оценивать перспективы российско-украинского партнерства, поскольку стороны нацелены на конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество.

Россия и Украина подтверждают свое стремление к дальнейшему развитию отношений в духе Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве и выражают уверенность в том, что курс, проводимый нашими государствами, будет служить их социально-политическому и экономическому развитию, росту международного авторитета.

Москва,

30 мая 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О предстоящей встрече Министра иностранных дел России И.С.Иванова с Министром иностранных дел Украины А.М.Зленко

1104-29-05-2002

30 мая в Москве в рамках проведения СМИД СНГ планируется двусторонняя встреча Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова с Министром иностранных дел Украины А.М.Зленко.

Встреча будет проходить накануне важной даты в российско-украинских отношениях - пятилетней годовщины подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между российской Федерацией и Украиной.

29 мая 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О встрече первого заместителя Министра иностранных дел России В.И.Трубникова с государственным секретарем МИД Украины Ю.А.Сергеевым

1059-23-05-2002

23 мая первый заместитель Министра иностранных дел России В.И.Трубников принял государственного секретаря МИД Украины Ю.А.Сергеева.

В ходе беседы состоялся обмен мнениями по вопросам делимитации российско-украинской государственной границы. В данном контексте было отмечено, что делимитационный процесс вступает в завершающую стадию.

Также была затронута проблематика определения правового статуса Азовского моря и Керченского пролива. Стороны условились ускорить подготовку и проведение очередного раунда российско-украинских переговоров по данному вопросу.

Кроме того, был обсужден ход подготовки к заседанию подкомиссии по пограничным вопросам Смешанной российско-украинской комиссии по сотрудничеству.

Беседа прошла в традиционно дружественной обстановке.

23 мая 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О телефонном разговоре Министра иностранных дел России И.С.Иванова с Министром иностранных дел Украины А.М.Зленко

902-30-04-2002

29 апреля состоялся телефонный разговор Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова с Министром иностранных дел Украины А.М.Зленко.

Главы внешнеполитических ведомств России и Украины обменялись мнениями по широкому кругу международных тем, включая проблематику европейской безопасности, стратегической стабильности, ближневосточного урегулирования. Большое внимание было уделено актуальным задачам двусторонней повестки дня. Были, в частности, затронуты вопросы реализации программ, намеченных в рамках Года Украины в России. Министры также обсудили ход подготовки к 7-му заседанию Смешанной Российско-Украинской комиссии по сотрудничеству и условились о проведении в ближайшее время личной встречи.

30 апреля 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О совместном заседании Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России и Научного совета при МИД Украины

844-25-04-2002

24 апреля состоялось совместное заседание Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России и Научного совета при МИД Украины.

Был обсужден вопрос "Межрегиональное сотрудничество как фактор развития и укрепления экономических, культурных и гуманитарных связей России и Украины".

В заседании, прошедшем в рамках объявленного Президентом Российской Федерации В.В.Путиным Года Украины в России, приняли участие представители Администрации Президента, Аппарата Правительства, Федерального Собрания, ряда федеральных министерств и ведомств Российской Федерации, научных и общественных кругов. В его работе участвовала представительная делегация Украины.

Открыл заседание статс-секретарь - первый заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации В.В.Лощинин.

Актуальные проблемы двустороннего межрегионального сотрудничества были затронуты в выступлениях посла Украины в Москве Н.П.Белоблоцкого и посла России в Киеве В.С.Черномырдина.

Заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации В.Д.Сухопаров дал подробный анализ межрегионального сотрудничества двух стран в экономической сфере.

В обсуждении вопросов повестки дня приняли активное участие руководители администраций регионов, в том числе Донецкой и Одесской областей Украины, Ростовской и Нижегородской областей России и других субъектов Федерации, представители российских и украинских общественных и научных организаций. По итогам заседания были приняты рекомендации, которые будут направлены в соответствующие министерства и ведомства обеих стран, а также в российские и украинские регионы для принятия конкретных мер по их выполнению.

Прошедшая встреча была своевременной и конструктивной. Она несомненно будет способствовать развитию и укреплению разностороннего сотрудничества между Россией и Украиной.

25 апреля 2002 года



CООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О российско-украинских консультациях по подготовке двустороннего документа о стратегическом партнерстве

791-19-04-2002

18 апреля в МИД России состоялся второй раунд рабочих консультаций с представителями МИД Украины по согласованию проекта российско-украинской Декларации о содержании стратегического партнерства.

С обеих сторон была подчеркнута необходимость подготовки содержательного, ориентированного в будущее документа, который бы содействовал достижению главной цели - более тесному сотрудничеству двух дружественных государств и народов.

Стороны условились продолжить совместную работу по согласованию текста Декларации.

19 апреля 2002 года



CООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О российско-украинских консультациях по приднестровскому урегулированию

774-17-04-2002

15 апреля первый заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации В.И.Трубников провел в Киеве консультации с украинской стороной. Он имел встречу с Министром иностранных дел Украины А.М.Зленко. Состоялись также его беседы с Госсекретарем МИД Украины Ю.А.Сергеевым и заместителем Госсекретаря И.Ю.Харченко.

В ходе консультаций были рассмотрены вопросы двусторонних отношений, ряд международных проблем. Особое внимание было уделено ситуации в приднестровском урегулировании, в котором, как известно, Россия и Украина выступают вместе с ОБСЕ в качестве сопосредников. Обмен мнениями выявил широкое совпадение позиций в отношении переговорного процесса, необходимости его скорейшего возобновления на системной и постоянной основе. Весьма близкими были соображения обеих сторон о той роли, которую призваны играть Россия и Украина -общепризнанные гаранты итогов будущего политического урегулирования этой региональной проблемы.

Диалог между министерствами иностранных дел двух стран по упомянутой проблематике решено продолжать на различных уровнях.

17 апреля 2002 года



Ответ официального представителя МИД России А.В.Яковенко на вопрос российских СМИ об итогах парламентских выборов в Украине

615-02-04-2002

Вопрос: Просьба прокомментировать итоги состоявшихся в воскресенье выборов в Украине.

Ответ: В России с удовлетворением восприняты итоги прошедших 31 марта в Украине выборов в Верховную Раду и местные органы власти. Выводы российских наблюдателей, участвовавших наряду с представителями СНГ, ОБСЕ и других европейских структур в мониторинге избирательной кампании, не оставляют сомнений в легитимности волеизъявления украинского народа.

Отмечая поступательное развитие демократического процесса в Украине, в России искренне желают украинскому парламенту и местным органам власти успешной работы в обновленном составе.

Рассчитываем на продолжение продуктивного сотрудничества с украинским стратегическим партнером. Надеемся, что оно и в дальнейшем будет развиваться и конструктивном ключе, на благо двух наших братских народов.

2 апреля 2002 года



Ответ официального представителя МИД России А.В.Яковенко на вопрос российских СМИ в связи с резолюцией Конгресса США о выборах в Верховную Раду Украины

549-25-03-2002

Вопрос: Как воспринимается в России принятие Конгрессом США резолюции № 339 о выборах в Верховную Раду Украины?

Ответ: Предстоящие парламентские выборы в Украине явятся началом нового этапа в жизни украинского общества, идущего по пути демократических и экономических преобразований. Надеемся, что итоги выборов и дальнейшая работа украинских законодателей будут способствовать дальнейшему развитию в Украине гражданского общества, придадут позитивный импульс сотрудничеству Украины с ее зарубежными партнерами, включая, разумеется, и Россию.

Мы уделяем внимание предвыборной ситуации в Украине, планируем направить туда своих наблюдателей для мониторинга избирательного процесса.

В России надеются, что избирательная кампания и выборы нового состава Верховной Рады пройдут в соответствии с демократическими стандартами.

Исходим из того, что существующие в этой стране проблемы являются внутренним делом самой Украины и должны решаться ее институтами власти с соблюдением Конституции, других законов, и, разумеется, с учетом обязательств по двусторонним и многосторонним договорам и соглашениям без какого либо давления извне.

Мы ожидаем, что такого же подхода будут придерживаться и другие страны.

25 марта 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

В связи с намерениями украинских националистов добиться реабилитации бывших эсэсовцев из дивизии “Галичина”

517-20-03-2002

В последнее время поступает тревожная информация о планах украинских националистических сил добиться реабилитации пособников гитлеровцев - воинов Украинской повстанческой армии. Дело дошло до того, что недавно депутаты городского совета Ивано-Франковска приняли постановление, признающее лиц, служивших в небезызвестной дивизии СС “Галичина”, участниками “боевых действий за свободу и независимость Украины”. Это означает, наряду с прочим, что в Западной Украине бывших эсэсовцев могут во всех отношениях, в том числе и в плане социального обеспечения, приравнять к ветеранам Великой Отечественной войны.

Со всей определенностью заявляем, что реабилитация указанных лиц была бы воспринята не только россиянами, но и большинством населения Украины не иначе как позорный акт предательства по отношению к памяти миллионов мирных граждан, в том числе русских и украинцев, воинов Советской Армии, погибших на оккупированной гитлеровцами территории Украины и на фронтах Великой Отечественной войны.

Разделяем в этой связи позицию Русской общины Ивано-Франковской области, расценившей указанное решение городских властей Ивано-Франковска как опасный прецедент, направленный на пересмотр итогов Второй мировой войны, решений Нюрнбергского трибунала.

Эта тема становится предметом предвыборных спекуляций. Достойно сожаления, что украинские официальные лица не дают должного отпора провокационным действиям националистических группировок. Звучащие же ссылки на акты гражданского примирения выглядят, по меньшей мере, абсурдно.

Реализация планов украинских национал-экстремистов негативно отразилась бы на российско-украинских отношениях.

Выражаем надежду, что центральные власти Украины примут решительные меры по отмене указанного решения городских властей Ивано-Франковска и пресечению впредь подобных провокационных “инициатив”.

20 марта 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О заседании Российско-Украинской межмидовской рабочей группы по гуманитарным проблемам

239-11-02-2002

7-8 февраля в Москве прошло первое заседание Российско-Украинской межмидовской рабочей группы по гуманитарным проблемам, созданной в соответствии с договоренностью Министров иностранных дел России и Украины.

Открывая заседание, заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации С.А.Орджоникидзе отметил значимость этого нового канала обсуждения проблем, волнующих миллионы людей в России и Украине, в котором российская сторона видит важный механизм развития сотрудничества в области человеческого измерения российско-украинских отношений.

В ходе переговоров состоялся обстоятельный обмен мнениями по широкому кругу вопросов защиты и поощрения прав и свобод российских соотечественников на Украине и украинцев в Российской Федерации, обеспечения их этнокультурных, языковых и образовательных потребностей. Достигнуто взаимопонимание о необходимости активизации сотрудничества на этом приоритетном направлении двусторонних связей.

Стороны договорились проводить заседания Рабочей группы по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода.

В Украинском культурном центре на Арбате состоялась неформальная встреча участников консультаций с руководителями ряда общественных организаций российских украинцев.

11 февраля 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О консультациях заместителя Министра иностранных дел России Е.П.Гусарова с госсекретарем МИД Украины А.А.Чалым по вопросам сотрудничества с Европейским союзом

207-04-02-2002

4 февраля в Москве прошли консультации заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Е.П.Гусарова с госсекретарем МИД Украины А.А.Чалым по вопросам сотрудничества с Европейским союзом.

В ходе встречи стороны обменялись информацией о состоянии и перспективах двустороннего сотрудничества с ЕС в политической и экономической сферах в рамках существующих механизмов взаимодействия, созданных соглашениями о партнерстве и сотрудничестве с ЕС.

Особое внимание было уделено вопросам, связанным с предстоящим расширением ЕС, которое наряду с позитивными может иметь и негативные последствия для торгово-экономических связей России и Украины с Евросоюзом. Для России, в частности, возникает комплекс проблем по обеспечению жизнедеятельности Калининградской области, которая в результате расширения ЕС окажется отрезанной от основной территории Российской Федерации.

Российская сторона представила информацию о ходе развития энергодиалога с ЕС, разработке концепции Общего европейского экономического пространства, взаимодействии в рамках общей внешней политики и политики безопасности ЕС.

В целом консультации подтвердили полезность взаимного обмена информацией по основным темам сотрудничества с ЕС, необходимость учета этого фактора в развитии российско-украинских отношений.

4 февраля 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

В связи с нападением на городской штаб Русского блока в Киеве

183-31-01-2002

В ночь на 30 января 2002 года в Киеве неизвестными был забросан бутылками с зажигательной смесью городской штаб Русского блока в Украине. В результате возникшего пожара помещению штаба нанесен значительный материальный ущерб. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал.

К сожалению, это не первый в последнее время случай экстремистских нападений и хулиганских выходок, направленных против русских организаций и движений в Украине.

Нападения на представителей организаций проходят по схожему сценарию, а последняя выходка с поджогом штаба Русского блока явно носит заказной характер.

Российская сторона ожидает, что компетентные украинские ведомства со всей серьезностью отнесутся к случившемуся и примут необходимые меры не только к задержанию и наказанию виновных в нападении, но и поиску заказчиков этой провокации, которая, совершенно очевидно, преследует цель бросить тень на российско-украинские отношения.

31 января 2002 года



Ответ Департамента информации и печати МИД России на вопрос агентства “Интерфакс” в связи с нападением на руководителя Черниговского отделения Русского блока в Украине

73-17-01-2002

Вопрос: Какова реакция МИД России в связи с хулиганским нападением на руководителя Черниговского отделения Русского блока в Украине?

Ответ: По имеющимся данным, вечером 13 января в Чернигове двумя неизвестными было совершено нападение на Г.П.Зинченко, возглавляющего городское отделение Русского блока в Украине. Пострадавший был госпитализирован с тяжелой формой сотрясения мозга и переломом носовой перегородки. По данному факту украинскими властями ведется расследование.

Посольство России в Украине направило соответствующий запрос в министерство внутренних дел Украины.

К сожалению, это не единичный в последнее время случай нападения на представителей русских организаций Украины. Как известно, в декабре прошлого года в Киеве были избиты члены “Киевского молодежного русского движения Украины”.

МИД России рассчитывает, что соответствующие украинские ведомства примут необходимые меры для пресечения и предупреждения подобных действий, а также наказания виновных в избиении одного из руководителей Русского блока.

17 января 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О совместном заявлении Министров иностранных дел России и Украины по итогам двустороннего российско-украинского сотрудничества в 2001 году

2447-28-12-2001

28 декабря Министры иностранных дел Российской Федерации и Украины И.С.Иванов и А.М.Зленко сделали совместное заявление, в котором выражается общее удовлетворение относительно динамики развития двустороннего российско-украинского сотрудничества в течение 2001 года.

В заявлении подчеркивается необходимость укрепления стратегического партнерства, формирования отношений между двумя государствами на равноправной и взаимовыгодной основе, в духе дружбы, добрососедства и взаимопонимания, на принципах главенства международного права.

Министры подчеркнули важность укрепления отношений между Российской Федерацией и Украиной для создания единого европейского пространства безопасности, доверия и стабильного экономического роста.

Подтверждается стремление России и Украины к дальнейшему углублению сотрудничества, исходя из учета интересов каждой из стран, при определившихся приоритетах двусторонних отношений, которые состоят в расширении торгово-экономического взаимодействия, сохранении и умножении многовековых разносторонних связей, объединяющих народы двух государств.

В заявлении дается позитивная оценка состоянию дел в важнейших областях двустороннего взаимодействия.

Полный текст заявления помещен на сайте МИД России в Интернете.

28 декабря 2001 года



О новом порядке таможенного оформления автотранспортных средств, приобретённых за рубежом и перевозимых через территорию Украины
(Справочная информация)

2306-07-12-2001

Как ранее сообщалось, 13 сентября 2001 года Президентом Украины был подписан Закон "О порядке ввоза (пересылки) в Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, которые ввозятся (пересылаются) гражданами на таможенную территорию Украины".

Во исполнение этого закона 22 ноября 2001 года Государственной таможенной службой Украины издан Приказ №764, положения которого введены в действие с 24 ноября 2001 года.

Согласно этим документам, иностранные граждане, которые перевозят через территорию Украины автомобили, приобретённые за рубежом, при въезде в Украину обязаны внести денежный залог, который возвращается при выезде. Размер залога рассчитан с учётом совокупных платежей, обычно взимаемых украинскими таможенными органами при таможенном оформлении транспортных средств, ввозимых для использования или реализации в Украине. Допускается внесение залога в валюте либо в украинских гривнах. При этом ввозимое транспортное средство сдаётся под охрану на таможне до уплаты залога.

Внесённый залог возвращается при выезде с территории Украины только в гривнах.

7 декабря 2001 года

   Главная         ©