ЛАТВИЯ
 
СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О российско-латвийских межмидовских консультациях

240-31-01-2003

31 января в Москве состоялись очередные российско-латвийские межмидовские консультации с участием директора 2 Европейского департамента МИД России А.И.Удальцова и заместителя госсекретаря МИД Латвии А.Тейкманиса. Латвийская делегация была принята заместителем Министра иностранных дел Российской Федерации В.А.Чижовым.

В ходе консультаций были обсуждены актуальные вопросы двусторонних отношений и возможности преодоления проблем на пути развития сотрудничества. С российской стороны было обращено внимание на важность создания благоприятствующего развитию отношений политического климата путем снятия сохраняющейся российской озабоченности положением соотечественников в этой стране, а также учета интересов России в плане обеспечения региональной безопасности и торгово-экономического сотрудничества в контексте подготовки Латвии к членству в Европейском союзе и НАТО.

При обсуждении вопросов совершенствования договорной базы отношений с российской стороны была особо отмечена необходимость нахождения приемлемых развязок по проекту Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения, а также заинтересованность в скорейшем завершении переговоров по проектам соглашений в области образования, статуса захоронений, дипломатической недвижимости.

31 января 2003 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О российско-латвийских межмидовских консультациях
по консульским вопросам

176-24-01-2003

23-24 января в Москве состоялись российско-латвийские межмидовские консультации по консульским вопросам.

Стороны согласовали тексты проектов Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об упрощенном порядке выдачи виз и пересечения российско-латвийской государственной границы жителями приграничных территорий, а также Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о взаимных поездках граждан от 14 декабря 1994 года.

Достигнута договоренность, что данные документы будут в ближайшее время внесены на согласование в заинтересованные министерства и ведомства, а затем представлены на утверждение в правительства обеих стран. Сроки их подписания будут определены позднее.

Стороны обсудили также другие вопросы консульского взаимодействия.

Консультации прошли в конструктивном духе взаимопонимания.

24 января 2003 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О передаче литературы для русских школ Латвии

98-16-01-2003

14 января в Риге состоялась церемония передачи Посольством России в дар Латвийской ассоциации в поддержку школ на русском языке (ЛАШОР) детской художественной и учебно-методической литературы, полученной по линии Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и Правительства Москвы. Речь идет о более чем 62 тыс. книг свыше 500 наименований на общую сумму около 1,5 млн. руб. Эта литература будет передана в образовательные учреждения с русским языком обучения.

В церемонии приняли участие представители Рижской думы, руководители организаций соотечественников, директора многих русских школ. К сожалению, Министерство образования Латвии проигнорировало это мероприятие.

Выступавшие выразили глубокую признательность Правительству России и Правительству Москвы за книги и учебники. Как отмечалось, они не только помогут учащимся в освоении учебных предметов на родном языке, но и будут способствовать сохранению духовной связи подрастающего поколения соотечественников с их исторической Родиной, развитию культурных контактов между Россией и Латвией.

16 января 2003 года



СООБЩЕНИЕДЛЯ ПЕЧАТИ

О лечении в Латвии российских граждан, пострадавших при захвате заложников в Москве

2378-19-11-2002

Посольство Латвии в Москве известило МИД России о решении Правительства Латвийской Республики предоставить десяти российским гражданам, пострадавшим при захвате заложников в Москве, бесплатные курортные путевки в реабилитационный центр "Вайвари", включая покрытие расходов на проезд и оформление виз.

Этот гуманный жест с признательностью воспринят российской стороной. Конкретные вопросы осуществления инициативы латвийской стороны прорабатываются Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

19 ноября 2002 года



Ответ официального представителя МИД России А.В.Яковенко
на вопрос российских СМИ в связи с высказываниями министра иностранных дел Латвии И.Берзиньша относительно ее присоединения
к адаптированному Договору об обычных вооруженных силах в Европе

1980-02-10-2002

Вопрос: Выступая на днях на публичном мероприятии, министр иностранных дел Латвии И.Берзиньш высказался в том плане, что в Риге придают большое значение выполнению норм и политических обязательств, вытекающих из Договора об обычных вооруженных силах в Европе, и что Латвия никогда не отказывалась от присоединения к адаптированному Договору. Просьба прокомментировать.

Ответ: Мы с удовлетворением констатируем выраженное И.Берзиньшем намерение Латвии присоединиться к адаптированному ДОВСЕ, играющему важнейшую роль в поддержании военно-политической стабильности в Европе. Надеемся, что уже в самое ближайшее время эта новая конструктивная позиция Риги будет воплощена в жизнь и Латвия своими практическими делами докажет, что она является предсказуемым и надежным партнером в Европе.

2 октября 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

Об отказе Сейма Латвии ввести в действие Рамочную конвенцию Совета Европы о защите нацменьшинств

1954-30-09-2002

26 сентября депутаты латвийского Сейма из фракций правительственной коалиции вновь отклонили инициативу объединения "За права человека в единой Латвии", в очередной раз предложившего ратифицировать Рамочную конвенцию Совета Европы о защите нацменьшинств, под которой с 1995 года стоит подпись Латвии как члена этой авторитетной международной организации. Таким образом, националистическое большинство в латвийском Сейме подтвердило свою политическую линию на продолжение дискриминации нетитульного населения страны и пренебрежение европейскими стандартами в правочеловеческой сфере, что явно расходится с официальными заявлениями Риги о важности интеграции латвийского общества и желании улучшать отношения с Россией.

Рассчитываем, что новый отказ Сейма Латвии выполнить соответствующую рекомендацию ПАСЕ и ввести в действие один из важнейших документов Совета Европы будет отмечен и наблюдателями из Комитета ПАСЕ по мониторингу, представители которого посетят Латвию в ноябре для ознакомления с гуманитарной ситуацией на месте, с тем чтобы

решить вопрос о целесообразности возобновления мониторинга по латвийскому "досье".

30 сентября 2002 года



Ответ заместителя официального представителя МИД России
Б.Н.Малахова на вопрос российских СМИ об оценке МИД
Латвии итогов обсуждения "латвийского досье"
в Комитете ПАСЕ по мониторингу

1796-13-09-2002

Вопрос: Как Вы могли бы прокомментировать оценку, данную латвийским внешнеполитическим ведомством итогам состоявшегося в Париже 10 сентября обсуждения "латвийского досье" в Комитете ПАСЕ по мониторингу?

Ответ: Удивлены весьма вольной интерпретацией официальной Ригой возобновления рассмотрения в Комитете по мониторингу Парламентской Ассамблеи Совета Европы вопроса о выполнении Латвией рекомендаций, содержащихся в принятой более года назад резолюции 1236(2001) ПАСЕ. В МИД России считают ее поспешной и не отражающей реальные настроения членов Комитета, проявившиеся в ходе обсуждения данной проблемы.

В практике ПАСЕ не принято комментировать ход незавершенной дискуссии в рамках комитетов. Но раз уж латвийская сторона решила не только высказать свою оценку начавшегося в Париже обсуждения членами Комитета ситуации в Латвии, но и продолжает настаивать на якобы вполне "позитивном мнении международного сообщества о достигнутом Латвией прогрессе в выполнении своих обязательств как члена Совета Европы", МИД России считает необходимым констатировать следующее.

Данные в резолюции ПАСЕ рекомендации по исправлению положения с правами человека и национальных меньшинств в Латвии предельно конкретны. Нетрудно убедиться, что на сегодняшний день существенных перемен в решении обозначенных ПАСЕ проблем в Латвии не наблюдается. Темпы натурализации более полумиллиона латвийских неграждан настолько низки, что проблема массового бсзгражданства в этой стране по сути заведена властями в тупик. Настоятельный призыв ПАСЕ ратифицировать Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств и привести в соответствие с ней законы страны демонстративно игнорируется. Европейские стандарты для языковых меньшинств преданы забвению, и в стране проводится неприкрытая политика ассимиляции. Четверть населения страны лишена возможности участвовать даже в местных выборах и тем самым исключена из политической жизни страны. И это далеко не полный перечень позиций, по которым в Латвии нарушаются права национальных меньшинств.

Поэтому поставленный российской делегацией вопрос о возобновлении ПАСЕ мониторинга выполнения Латвией своих обязательств закономерен, и он остается открытым, равно как остается в силе и упомянутая резолюция ПАСЕ. Удовлетворены в целом заинтересованной реакцией членов Комитета на наше предложение. В частности, заслуживает поддержки решение Комитета направить своих представителей во главе с председателем Ж.Дюрье в Латвию в ноябре с. г. для ознакомления на месте с ходом выполнения рекомендаций ПАСЕ и оценки готовности Сейма Латвии в его новом после октябрьских выборов составе прислушаться к мнению этого авторитетного европейского органа.

13 сентября 2002 года



Unofficial translation from Russian

Boris Malakhov, Deputy Official Spokesman of Russia's Ministry of Foreign Affairs Answers a Question from Russian Media Concerning the Trial of Nikolai Larionov in Latvia

1781-12-09-2002

Question: What is the stand of the Russian Ministry of Foreign Affairs on the trial being held in Latvia over Nikolai Larionov, a Latvian citizen?

Answer: In the Zemgale District Court of Jelgava there has again begun the trial of a veteran of the law enforcement bodies of the Latvian SSR, Nikolai Larionov, who is a Latvian citizen. Larionov is being accused of "genocide." The Latvian Themis is again demonstrating to the entire civilized world its contempt for the principles of universal international documents. The Universal Declaration of Human Rights says that no one shall be held guilty of any penal offence on account of any act or omission which did not constitute a penal offence, under national or international law, at the time when it was committed. The systematic ignoring by Latvian courts of the arguments of the defense about the illegitimacy of the broad interpretation in contemporary Latvian legislation of the clear-cut rules of international law for the condemnation of people for their performance of their official responsibilities and the military duty attests with the full obviousness that the trial is politically motivated.

Neither can we leave without attention the moral aspect of this travesty trial of an elderly and sick person. It is well known, for reasons of health he cannot be in the courtroom for more than an hour, and then too with breaks. We are extremely concerned by the report of a sharp deterioration of Larionov's health in the courtroom. Latvian authorities are assuming serious responsibility for the potential grave implications for the 81-year-old veteran of the moral and psychological hounding organized against him. For on the conscience of the organizers of similar trials are A. Noviks and V. Kirsanov, who died in prison.

By encouraging such legal proceedings against elderly people, many of whom with arms in hand fought German fascist occupiers and their local accomplices in the years of World War II, official Riga throws down yet another challenge to international public opinion. We think that if Latvia is truly interested in the formation of its image as a democratic country and a good neighbor of Russia, its authorities should not be settling scores with antifascist fighters, but should engage earnestly in a search of former Nazi criminals and have a close look at their latter-day ideological followers.

September 12, 2002



Ответ заместителя официального представителя МИД России
Б.Н.Малахова на вопрос российских СМИ в связи с судом
в Латвии над Н.Ларионовым

1781-12-09-2002

Вопрос: Какова позиция МИД России в связи с судебным процессом в Латвии над латвийским гражданином Николаем Ларионовым?

Ответ: В Земгальском окружном суде г.Елгава начался очередной процесс против ветерана правоохранительных органов Латвийской ССР гражданина Латвии Николая Ларионова, который обвиняется в "геноциде". Латвийская фемида вновь демонстрирует всему цивилизованному миру свое пренебрежение принципами универсальных международных документов. Всеобщая декларация прав человека гласит, что никто не может быть осужден за действие или бездействие, которое не являлось уголовно наказуемым по законам страны или международным актам на момент его совершения. Систематическое игнорирование судами Латвии доводов защиты о неправомерности применения расширительного толкования в современном латвийском законодательстве четких норм международного права для осуждения людей за выполнение ими служебных обязанностей и воинского долга со всей очевидностью свидетельствует о "политическом заказе".

Не можем оставить без внимания и моральную сторону судилища над пожилым больным человеком. Как известно, по состоянию здоровья он не может находиться в суде больше одного часа, да и то с перерывами. Нас крайне обеспокоило сообщение о резком ухудшении здоровья Н.Ларионова в зале суда. Латвийские власти берут на себя серьезную ответственность за возможные тяжкие последствия для 81-летнего ветерана организованной против него морально-психологической травли. Ведь на совести организаторов подобных процессов - скончавшиеся в тюрьме А.Новикс и В.Кирсанов.

Поощряя подобные судебные процессы против пожилых людей, многие из которых с оружием в руках боролись с немецко-фашистскими оккупантами и их местными пособниками в годы Второй мировой войны, официальная Рига бросает очередной вызов международному общественному мнению. Полагаем, что если Латвия действительно заинтересована в формировании имиджа демократической страны и доброго соседа России, ее властям следовало бы не сводить счеты с борцами с фашизмом, а всерьез заняться поиском бывших нацистских преступников и присмотреться к их нынешним идеологическим последователям.

12 сентября 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛя ПЕЧАТИ

В связи с антироссийской публикацией в латвийской газете УЛауку АвизеФ

1610-09-08-2002

В Москве уже привыкли к высказываниям некоторых латвийских политиков, содержащим традиционные для них выпады в адрес восточного соседа. Тем не менее, опубликованные на днях в латвийской газете УЛауку АвизеФ откровения депутата Народной партии А.Кирштейнса поразили дремучими представлениями об истории Второй мировой войны, современной политике России и международной обстановке.

А.Кирштейнс не только обвиняет Россию в УоккупацииФ Латвии - это сегодня для многих латвийских парламентариев Уобязательная программаФ, - а утверждает, что Увойска СССР вступили в Латвию как союзники гитлеровской ГерманииФ. Он требует от России Усоответствующих компенсаций наравне с ГерманиейФ, а заодно - ни много, ни мало - возвращения Абренской волости (Пыталовский р-н).

Переходя от сведения исторических счетов к современности, латвийский парламентарий недоумевает по поводу того, что американские друзья Латвии Усидят в Совете НАТО - Россия с теми, кто сотрудничал с нацистамиФ, а ныне Уподдерживает сепаратистские режимы в Абхазии и Приднестровье, ведет войну в ЧечнеФ.

Истинной причиной напряженности отношений между двумя странами видный УнародникФ считает внешнеполитическую элиту России, которая Уупрямо продолжает поддерживать старые геополитические взглядыФ и стремится Увернуть страны в объятия МосквыФ.

Немало в статье и других УоткрытийФ, выдержанных в духе пещерной русофобии. Конечно, можно было бы проигнорировать их и считать личным делом г-на Кирштейнса, если бы он не представлял в Сейме одну из правящих партий и не являлся руководителем латвийской делегации в Парламентской Ассамблее НАТО.

В этой связи правомерно задаться вопросом, как относятся его коллеги в правящей коалиции и парламенте к грубым антироссийским выпадам депутата, высказанным им претензиям к России, попирающим принципы послевоенного устройства, закрепленные в Заключительном акте в Хельсинки.

В Москве надеются, что высказывания латвийского парламентария не останутся незамеченными во внешнеполитическом ведомстве Латвии. Видимо, и со стороны представителей натовских структур, куда так стремится попасть Латвия, стоило бы повнимательнее присмотреться к тому, кого и с каким политическим багажом они собираются брать себе в партнеры.

9 августа 2002 года



CООБЩЕНИЕ ДЛя ПЕЧАТИ

В связи с обнародованием Европейской комиссией по борьбе с расизмом и нетерпимостью доклада по Латвии

1545-30-07-2002

Обнародованный на днях доклад по Латвии Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью дает наглядное представление о неблагополучном положении национальных меньшинств в этой стране. Приведенные в документе этого авторитетного органа Совета Европы данные красноречиво свидетельствуют о дискриминационном по отношению к русскоязычному меньшинству характере латвийского законодательства и правоприменительной практики.

В Москве разделяют озабоченность Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью по поводу наблюдаемых в Латвии негативных тенденций, чреватых ростом напряженности в обществе, и считают, что более решительные шаги латвийских властей по выправлению дисбаланса в правах различных групп населения отвечали бы коренным интересам самой Латвии.

В этой связи Россия присоединяется к призыву Парламентской Ассамблеи Совета Европы к Латвии как стране-члену СЕ безотлагательно ратифицировать Конвенцию о защите национальных меньшинств и привести в соответствие с ней латвийское законодательство.

30 июля 2002 года



Ответ официального представителя МИД России А.В.яковенко на вопрос российских СМИ в связи с отказным решением Конституционного суда Латвии по жалобе россиянина Н.В.Тэсса

1425-11-07-2002

Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать решение Конституционного суда Латвии об отказе рассматривать по существу жалобу ветерана правоохранительных органов бывшей Латвийской ССР, гражданина Российской Федерации Н.В.Тэсса?

Ответ: 19 июня 2002 года коллегия Конституционного суда Латвийской Республики вынесла отрицательное решение по жалобе проживающего в Латвии гражданина Российской Федерации Н.Тэсса, обвиняемого в совершении преступления геноцида. Жалоба подавалась на несоответствие латвийского уголовного законодательства международным нормам.

Существо жалобы заключалось в том, что латвийские законодатели в 1993 году, принимая закон об уголовной ответственности за международные преступления, ввели расширительное определение преступления геноцида, существенно отличающееся от установленного международным правом.

В Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 1948 года под преступлениями геноцида понимаются Удействия [убийство, причинение тяжких телесных повреждений или умственного расстройства, меры, направленные на предотвращение деторождения, и др.], совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковуюФ. Ёто определение воспроизведено в уставах Международных трибуналов по бывшей ёгославии и Руанде, а также в Статуте Международного уголовного суда.

В статье латвийского уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за геноцид, помимо вышеназванных произвольно введены три новых квалифицирующих признака: аналогичные действия в отношении социальной группы людей; совершение этих действий с целью лишения коренных жителей экономических, политических и социальных прав человека; действия, направленные на ограничение коренных жителей в этих правах. Именно на основании этих не соответствующих признанным международным правом признаков и строится обвинение в отношении Н.Тэсса, участвовавшего в 1946 году на территории Латвийской ССР в борьбе с группами террористов, именовавшихся Улесными братьямиФ.

Более того, несмотря на то, что общие принципы права и международное право не допускают придания законам, отягчающим наказание или вводящим новые составы или элементы преступлений, обратной силы (ст. 7 Европейской Конвенции по правам человека), власти Латвии пошли и на это - УдополнениямФ, внесенным в понятие преступления геноцида, в латвийском УК придана обратная сила.

Обращает на себя внимание тот факт, что при всей очевидности вопроса и его актуальности для защиты прав и свобод большой группы ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в Латвии и подвергающихся травле и уголовным преследованиям, латвийский Конституционный суд отказал Н.Тэссу в рассмотрении его жалобы, по процессуальным мотивам, не имеющим отношения к ее существу. Смысл решения латвийского Конституционного суда состоит в том, что пока суд общей юрисдикции не признал Н.Тэсса виновным и осужденный не использовал своего права защиты в апелляционном и кассационном порядке, заявитель не вправе обращаться в Конституционный суд с жалобой. Довод Н.Тэсса о том, что он будет осужден при такой редакции уголовного закона, противоречащей международному праву, суд умышленно проигнорировал.

Последние события вокруг т.н. УделаФ Н.Тэсса и других ветеранов правоохранительных органов бывшей Латвийской ССР показывают, что судебные власти Латвии умышленно уклоняются от ответа по существу поставленного вопроса и продолжают выполнять политический заказ. Очевидно, что в этой стране продолжает конструироваться политико-правовая система, обрекающая на осуждение заведомо невиновных людей в угоду политической конъюнктуре.

В связи со сложившейся ситуацией для справедливого и объективного рассмотрения дела адвокаты Н.Тэсса и ряда других обвиняемых по аналогичным статьям УК Латвии намерены обратиться в Европейский Суд по правам человека. Российская Федерация будет и далее оказывать Н.В.Тэссу и другим преследуемым в Латвии соотечественникам необходимую помощь.

11 июля 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛя ПЕЧАТИ

Об отмене безвизового режима проезда российских транзитных пассажиров по территории Латвии

1120-30-05-2002

21 мая латвийское правительство без предварительного уведомления внесло изменения в порядок выдачи виз, в соответствии с которым не требовались транзитные визы для иностранцев, следующих через территорию Латвии транзитом по железной дороге. В практическом плане это решение напрямую затронуло российских пассажиров литовского поезда "Санкт-Петербург - Вильнюс - Санкт-Петербург".

В этой связи Послу Латвии в Москве было заявлено, что введение визового режима для транзитных пассажиров без предварительного уведомления или ожидаемой в подобных случаях отсрочки его вступления в силу противоречит международной практике и принципам добрососедства, декларируемым Латвией в отношении Российской Федерации.

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что решение последовало в начале летнего сезона отпусков, который многие жители Санкт-Петербурга по доброй традиции предпочитают проводить в Литве. Как известно, билеты на поезд приобретаются заранее, за 45 суток до поездки, и отсутствие предварительной информации может поставить, и уже поставило многих пассажиров этого поезда в весьма сложное положение. По существу речь может идти о срыве отпускного сезона, что затрагивает интересы и самих отдыхающих, и туристического бизнеса.

Денонсация латвийской стороной в 2001 году межправительственного соглашения 1993 года относительно безвизового транзита российских пассажиров поезда "Санкт-Петербург - Калининград - Санкт-Петербург" вынудила МПС России пустить поезда в обход латвийской территории. Новое решение латвийских властей, несомненно, еще более осложнит пассажирское сообщение в Балтийском регионе. Оно является еще одним свидетельством того, что интересы России и ее граждан не учитываются в схеме действий соседних стран при их вхождении в Шенгенскую визовую зону ЕС.

В Москве надеются, что латвийские власти примут ожидаемые от них в сложившейся ситуации меры по предотвращению негативных последствий данного шага и в дальнейшем будут избегать односторонних решений, наносящих ущерб отношениям с соседней страной.

30 мая 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛя ПЕЧАТИ

В связи с возобновлением в Латвии судебного процесса над партизаном-антифашистом В.М.Кононовым

1024-20-05-2002

20 мая в Латгальском окружном суде Латвии началось повторное рассмотрение уголовного дела по обвинению в Увоенном преступленииФ 79-летнего ветерана Великой Отечественной войны, бывшего партизана-антифашиста, гражданина России В.М.Кононова. Ему инкриминируется участие в партизанской акции против местных пособников гитлеровцев в деревне Малые Баты в 1944 г.

Позиция России по поводу возбуждения этого политически мотивированного УделаФ хорошо известна. Его подоплекой служит навязчивое желание определенных сил в Латвии переписать историю и итоги Второй мировой войны. Понятен в этой связи и широкий резонанс, который получил процесс над ветераном в российском общественном мнении.

В Москве будут внимательно следить за ходом судебного разбирательства в Латвии и продолжать оказывать необходимую помощь в правовой защите ветерана Великой Отечественной войны.

20 мая 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛя ПЕЧАТИ

О принятии Сеймом Латвии поправок к законам о выборах в парламент и местные органы власти, отменяющих требование знания кандидатами латышского языка на высшую категорию

983-15-05-2002

9 мая Сейм Латвии принял поправки к законам о выборах в парламент и местные органы власти, отменяющие требование знания кандидатами латышского языка на высшую категорию. Такая рекомендация неоднократно высказывалась Латвии авторитетными международными организациями. Несомненно, сыграло свою роль и решение Европейского суда по правам человека по делу латвийской гражданки И.Подколзиной, сделавшее фактически неизбежной отмену языкового барьера на пути избрания русскоязычных жителей в представительные органы власти.

Снятие данного дискриминационного положения законов рассматриваем как первый шаг латвийских властей в направлении придания более демократического характера избирательному законодательству Латвии, содержащему и политические ограничения на участие граждан в выборах.

Нельзя, однако, не обратить внимания на то обстоятельство, что корректировке избирательного законодательства предшествовало внесение Сеймом поправок в Конституцию Латвии, исключающих не только возможность использования русскоязычными депутатами родного языка в стенах парламента, но и его применение даже на уровне самоуправлений по месту компактного проживания русскоязычного населения.

Остается выразить надежду, что, принимая решение об отмене языкового ценза, депутаты Сейма руководствовались не конъюнктурными соображениями, а намерением действительно способствовать интеграции латвийского общества на основе принципов Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.

15 мая 2002 года



Заявление официального представителя МИД России А.В.яковенко в связи с принятием Сеймом Латвии поправки к Конституции страны об использовании русского языка

925-06-05-2002

30 апреля Сейм Латвии принял поправки к Конституции страны, исключающие любую возможность использования родного для трети населения страны русского языка в органах законодательной и исполнительной власти всех уровней, причем даже в местах компактного проживания русскоязычных жителей.

Таким стал ответ латвийских властей и на настоятельные призывы ПАСЕ, ОБСЕ и других международных организаций ратифицировать Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств и привести в соответствие с ней законодательство Латвии. Европейскому общественному мнению посылается ясный сигнал о том, что в области прав национальных меньшинств Латвия не собирается жить по нормам европейской демократии. Самим же русскоязычным жителям дают понять, что за заверениями правительства о стремлении к интеграции многонационального латвийского общества стоит очевидный курс на ассимиляцию нелатышского населения.

Хотелось бы все же надеяться, что авансы, которые даются Латвии некоторыми международными организациями, станут поводом не для Узакручивания гаекФ в национальном вопросе, а для снятия существующих проблем в межнациональных отношениях.

В Москве продолжают исходить из того, что реальная неблагополучная ситуация в этой области остается серьезным препятствием для улучшения двусторонних российско-латвийских отношений, перевода их на стезю истинного добрососедства.

6 мая 2002 года



CООБЩЕНИЕ ДЛя ПЕЧАТИ

О встрече заместителя Министра иностранных дел России Е.П.Гусарова с представителями Латвии

720-12-04-2002

12 апреля заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Е.П.Гусаров принял для беседы заместителя государственного секретаря МИД Латвии М.Вирсиса, советника Президента Латвийской Республики по внешней политике А.Пилдеговича и посла Латвии в Москве Н.Пенке.

При обсуждении актуальных вопросов двусторонних отношений с российской стороны было обращено внимание на важность создания условий, благоприятствующих формированию добрососедства и взаимопонимания между двумя странами прежде всего путем снятия сохраняющихся российских озабоченностей положением соотечественников в этой стране. Отмечена заинтересованность в скорейшем завершении переговоров по проектам соглашений гуманитарного характера и выходе на их подписание.

Латвийские представители были проинформированы о подходах России к развитию взаимодействия с Евросоюзом и НАТО. При этом была подтверждена известная критическая позиция по вопросу о расширении Североатлантического альянса за счет включения в него стран Балтии.

12 апреля 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛя ПЕЧАТИ

К вопросу о статусе русского языка в Латвии

534-22-03-2002

Негативная реакция латвийского руководства на высказывания в Риге директора Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Ж.Штудманна о необходимости придания в Латвии официального статуса русскому языку высветила суть проблемы, с которой сталкивается русскоязычное меньшинство в этой стране.

Настаивая на наличии только одного, латышского государственного языка, латвийские власти не желают считаться с законными правами многочисленного русскоязычного меньшинства на использование родного языка в соответствии с европейскими стандартами. Подход, как известно, здесь может быть только один: укрепление позиций государственного языка должно осуществляться не за счет гарантированных международным правом возможностей языковых меньшинств пользоваться родным языком. Однако факт остается фактом: русский язык до сих пор не имеет в Латвии официального статуса языка меньшинства, а закон "О государственном языке" вообще относит его к категории "иностранного" со всеми вытекающими последствиями.

Лишение людей международно признанных прав, в том числе по "историческим обстоятельствам", на чем настаивают латвийские власти, вступает в явное противоречие с положениями Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобода, Международного пакта о гражданских и политических правах, а конкретные случаи такого рода становятся предметом разбирательств в Европейском суде по правам человека.

Возможность правового решения проблемы подсказывает опыт ряда стран Восточной Европы, где с участием европейских экспертов на основе норм европейского права были разработаны законы, закрепляющие за языковыми меньшинствами право на официальное использование родного языка, как минимум, в местах компактного проживания.

явное нежелание властей привести законодательство Латвии в соответствие с международными обязательствами заставляет задуматься об истинной ценности заверений официальной Риги в стремлении способствовать интеграции латвийского общества.

22 марта 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛя ПЕЧАТИ

В связи с решением Национального совета по радио и телевидению Латвии прекратить вещание радиостанции УРусское радиоФ

487-18-03-2002

Национальный совет по радио и телевидению Латвии принял на днях решение не возобновлять лицензию на вещание популярной среди русскоязычной аудитории радиостанции УРусское радиоФ. Поводом послужило в том числе и превышение радиостанцией установленной законом 25%-й квоты на вещание на иностранных языках, к которым в этой стране причисляют и русский язык.

Данное решение явилось еще одним подтверждением того очевидного для любого непредвзятого наблюдателя факта, что в Латвии нарушаются права меньшинств, в данном случае установленное Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод право Уполучать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органовФ. Международный пакт о гражданских и политических правах не только подтверждает это право, но и обязывает каждое участвующее в нем государство Ууважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различияФ, в том числе и Ув отношении языкаФ. Кроме того, речь идет о закрытии частного канала, а следовательно, об ограничении свободы частного предпринимательства в сфере массовой информации.

Напрашивается вопрос - как соотносится подобная практика с заверениями латвийского руководства о готовности жить по правилам объединяющейся Европы? Показательно, что произошедшее с УРусским радиоФ совпало по времени с многочисленными призывами со стороны международных организаций и демократических стран к властям Латвии привести законы в соответствие с европейскими стандартами. Хотелось бы надеяться, что эти призывы будут, наконец, услышаны в Риге.

18 марта 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛя ПЕЧАТИ

О решении судебных властей Латвии в отношении ветерана войны М.В.Фарбтуха

455-14-03-2002

Рижский окружной суд принял решение досрочно освободить из тюремного заключения ветерана Великой отечественной войны, инвалида 1 группы М.В.Фарбтуха. Расцениваем это как гуманный акт, хотя и запоздавший почти на два года. Многочисленных ходатайств к латвийским властям об освобождении ветерана оказалось недостаточно. Потребовалось обращение в Европейский суд, чтобы было признано очевидное: для тяжело больного человека, не способного обходиться без посторонней помощи, нахождение в тюрьме являлось настоящей пыткой.

Важен и другой аспект этого дела. Содержание ветерана в тюрьме было для него и моральной пыткой. Продолжаем считать предъявленное ему обвинение в УгеноцидеФ необоснованным. Политически мотивированная затея с УдополнениемФ международно-правового определения УгеноцидаФ и приданием ему обратной силы для обоснования судебной расправы над М.В.Фарбтухом и другими преследуемыми ветеранами несостоятельна в правовом смысле. Россия будет последовательно выступать против попыток подобного исторического реванша известных политических сил, идейные предшественники которых виновны в действительно происходившем на латвийской земле геноциде, вошедшем в мировую историю под названием Холокоста. Именно с ними боролся в годы войны М.В.Фарбтух и другие антифашисты, и переиначить историю не дано никому.

14 марта 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛя ПЕЧАТИ

В связи с высказываниями министра иностранных дел Латвии И.Берзиньша

401-07-03-2002

Глава МИД Латвии И.Берзиньш в интервью газете "Диена" назвал провокационной политику России в отношении его страны.

В этой связи складывается впечатление, что практика перекладывания проблем с больной головы на здоровую, похоже, вошла в "традиции" латвийской дипломатии. Не кто иной, как сами латвийские власти, воздвигли массу препятствий на пути решения ими же созданной проблемы массового безгражданства.

Низкие темпы натурализации имеют много причин. Но главная из них - в принципиальном подходе властей к проблеме выстраивания отношений с национальными меньшинствами. Люди видят, что, даже став гражданами, они не обретут того объема демократических прав, которыми пользуются представители национальных меньшинств в европейских странах. Именно приведение законодательства Латвии в соответствие с общепринятыми в Европе стандартами, зафиксированными в Конвенции о защите национальных меньшинств, сняло бы у многих сомнения в необходимости натурализации и способствовало бы ускорению процесса интеграции в Латвии.

И если что и способно провоцировать национальные меньшинства, так это применение по отношению к ним двойных стандартов, к чему, собственно, и призывают латвийские власти, с порога отвергая единый подход к меньшинствам в Македонии и Латвии. Между тем, действительно печальный опыт Македонии лишний раз подтверждает истину, что необходимо предпринимать превентивные меры по решению проблемы национальных меньшинств.

7 марта 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛя ПЕЧАТИ

О деле УТ.Сливенко и другие против ЛатвииФ

137-25-01-2002

В Москве пристально следили за ходом рассмотрения Европейским судом по правам человека в Страсбурге дела УТ.Сливенко и другие против ЛатвииФ, речь в котором идет о нарушении латвийскими властями сразу нескольких статей Европейской конвенции по правам человека, затрагивающих право на свободу, право на уважение личной и семейной жизни, а также запрещение дискриминации. Российская Федерация выступила в этом деле в качестве третьей стороны, что предусмотрено регламентом Страсбургского суда.

Сегодня стало известно официальное решение суда. Он признал иск семьи Сливенко по ключевым позициям приемлемым для дальнейшего рассмотрения. Такое решение авторитетнейшей европейской судебной инстанции убедительно подтверждает наличие серьезных проблем с обеспечением прав человека в современной Латвии и обоснованность озабоченностей России на этот счет.

25 января 2002 года



Ответ официального представителя МИД России А.В.яковенко на вопрос российских СМИ в связи с внесением дискриминационного в отношении русскоязычного населения законопроекта в Сейм Латвии

130-25-01-2002

Вопрос: На днях некоторые депутаты Сейма Латвии от правящей коалиции выступили с инициативой о внесении в латвийское законодательство новых дискриминационных в отношении русскоязычного населения страны поправок, предусматривающих лишение натурализовавшихся граждан на 10 лет права избираться в парламент. Как бы Вы могли это прокомментировать?

Ответ: К сожалению, не в первый раз приходится слышать выпады в адрес той значительной части населения, которую в Латвии сначала лишили гражданства, а теперь собираются лишить и права голоса даже после натурализации. Ёта "законодательная инициатива" заставляет задуматься, не отражает ли она, если и не позицию, то тенденцию в латвийских правящих кругах к скатыванию к методам, находящимся вне пределов современных европейских представлений о правах человека и национальных меньшинств. И это при том, что те же самые круги не устают напоминать о сталинских репрессиях и действительно заслуживающей осуждения практике "поражения в правах". Однако не на эти ли "стандарты" ориентируются ныне латвийские власти, одновременно заявляя о готовности к вступлению в семью народов Евросоюза?

25 января 2002 года



ЗАяВЛЕНИЕ
ОФИЦИАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛя МИД РОССИИ
А.В.яКОВЕНКО

В связи с судебными преследованиями ветеранов-антифашистов в Латвии

53-14-01-2002

Судя по сообщениям из Риги, латвийские власти активизировали действия по судебному преследованию ветеранов-антифашистов. Ёто вызывает вполне понятную обеспокоенность.

Обращает на себя внимание факт передачи соответствующих "дел" под предлогом перегруженности рижского окружного суда в суды в удаленных городах. Тем самым престарелые ветераны обрекаются на дополнительные физические тяготы и страдания, им создаются новые трудности в плане организации защиты и участия в процессах.

Наша принципиальная позиция в отношении продолжающихся в Латвии процессов против ветеранов войны и военной службы хорошо известна. Речь идет об очевидном "политическом заказе", в силу которого законам придается обратная сила, следствие ведется предвзято, воины-антифашисты представляются в качестве "оккупантов", а пособники гитлеровцев - как "борцы за свободу".

Российская сторона будет и далее твердо и последовательно поддерживать преследуемых в Латвии ветеранов, добиваться снятия всех выдвинутых против них необоснованных обвинений.

14 января 2002 года

   Главная         ©