КНДР
 
СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

В связи с принятием резолюции Совета управляющих МАГАТЭ по “ядерной проблеме” КНДР

345-12-02-2003

12 февраля Совет управляющих МАГАТЭ большинством голосов принял резолюцию, которая, среди прочего, предусматривает направить доклад о несоблюдении КНДР соглашения с Агентством о применении гарантий в связи с ДНЯО в Совет Безопасности ООН.

Российская делегация воздержалась при голосовании по проекту резолюции. В своем выступлении представитель России в Совете подчеркнул, что российская сторона считает передачу этого вопроса именно сейчас в СБ ООН преждевременным и контрпродуктивным шагом, который не способствует налаживанию конструктивного и доверительного диалога заинтересованных сторон с целью мирного урегулирования сложившейся ситуации вокруг Корейского полуострова, включая "ядерную проблему" КНДР.

Россия исходит из необходимости обеспечения соблюдения КНДР Договора о нераспространении ядерного оружия и твердо выступает за решение кризиса вокруг ядерной программы КНДР исключительно политико-дипломатическими средствами. Было отмечено, что мы были готовы поддержать проект резолюции в случае налаживания прямого диалога между США и КНДР в Нью-Йорке.

Россия будет готова активно работать в Совете Безопасности ООН в пользу дипломатического урегулирования этой проблемы, участия КНДР в ДНЯО, в пользу предоставления гарантий её национальной безопасности.

12 февраля 2003 года



Стенограмма выступления
заместителя Министра иностранных дел России А.П.Лосюкова
на пресс-конференции по итогам визита в Пхеньян
(Москва, 24 января 2003 года)

181-25-01-2003

А.П.Лосюков: Хотел бы сегодня рассказать о результатах поездки, которую я совершил на днях в Пхеньян вместе с группой российских экспертов из Министерства иностранных дел. Не сделали этого раньше потому, что надо было подвести итоги того, что мы увидели и услышали в Пхеньяне, доложить о результатах нашей поездки, проинформировать некоторых наших партнеров о том, что происходит, и как мы видим данную ситуацию.

По поручению Президента Российской Федерации мы осуществили поездку в Пхеньян, во-первых, потому, что существовала большая озабоченность тем, как развиваются события вокруг КНДР и на Корейском полуострове. Во-вторых, для того, чтобы составить себе лучшее представление, какова же позиция северокорейской стороны в данной кризисной ситуации, и попытаться предложить возможные пути решения данного кризиса.

Поездка была очень продуктивна и полезна, поскольку северокорейская сторона дала нам возможность встретиться с целым рядом высокопоставленных представителей из партийных, военных и других кругов. Состоялась очень интересная и продолжительная встреча с северокорейским руководителем Ким Чен Иром, в ходе которой обсуждалась ситуация, возникшая в связи с так называемой северокорейской ядерной программой. Обсуждались возможные пути выхода из данной ситуации. Должен сказать, что определенные результаты были достигнуты. Именно поэтому мы сочли возможным выразить некоторый оптимизм по поводу решения этого кризиса. Оптимизм этот прежде всего связан с тем, что в Северной Корее, также как и в других странах, озабочены негативным развитием событий, а также возможными последствиями этого. Наш оптимизм связан также с тем, что северокорейская сторона в целом положительно отреагировала на предложения и принципы, которые мы выдвинули для урегулирования данного кризиса в виде так называемого предложения о УпакетномФ решении. Что представляет из себя этот УпакетныйФ план? Ёто, прежде всего, набор принципов, целей, которые необходимо ставить перед собой, список задач, которые необходимо решить для того, чтобы выйти на урегулирование. И, во-вторых, это набор конкретных предложений по так называемым малым шагам, которые могли бы предпринять отдельные страны, вовлеченные в этот кризис с тем, чтобы этих целей добиться. Ёти принципы и малые шаги в Пхеньяне были восприняты с интересом, их изучили и выразили готовность работать по ним дальше в случае, если Соединенные Штаты тоже будут готовы эти принципы рассмотреть, подумать о возможности осуществления этих малых шагов и готовности такие шаги предпринять.

Таким образом наши посреднические усилия были достаточно успешными. Хотел бы отметить, что это не означает, что начат выход из кризиса. Ёто скорее поиски подходов к тому, как этот кризис устранить, и многое зависит от усилий разных стран, которые в той или иной мере вовлечены в данный кризис и заинтересованы в его решении. Таких стран немало. Прежде всего, это государства, расположенные в этой зоне. К ним относится и Россия. Ёто также япония, ёжная Корея, Китай и США. В настоящее время мы проводим активную серию консультаций. Вчера состоялся разговор между Президентом Российской Федерации и Президентом США, в ходе которого В.В.Путин достаточно подробно информировал американского Президента, какие выводы мы сделали после посещения Пхеньяна. Сегодня состоялись разговоры с министрами иностранных дел ёжной Кореи и японии. Они тоже получили нашу информацию. Сегодня в МИДе побывает группа послов, представляющих эти страны, которым мы тоже передадим данную информацию. В целом по итогам этой поездки и по итогам разговоров с нашими партнерами, заинтересованными в решении данного кризиса у нас складывается впечатление о том, что выход из кризиса в принципе просматривается и можно было бы добиться снятия остроты ситуации, но для этого надо приложить немало усилий.

В Пхеньяне считают, что в первую очередь, данный кризис должен обсуждаться между северокорейскими и американскими представителями, поскольку нынешний виток напряженности возник в октябре 2002 года после встречи заместителя Госсекретаря США, посетившего Пхеньян, с его коллегами из северокорейского Министерства иностранных дел. У США в то время были претензии к Северной Корее, и, видимо, они остаются. Были высказаны подозрения в отношении осуществления Северной Кореей т.н. программы создания ядерного оружия. В этом, видимо, существо нынешнего кризиса.

Оптимизм вызывает то, что во время нашего пребывания в КНДР было сказано, что Северная Корея не осуществляет программу создания ядерного оружия, и это заявление было подтверждено на днях в ходе встречи министров Северной и ёжной Кореи, которые обсуждали вопросы межкорейского диалога. С американской стороны были сделаны заявления на достаточно высоком уровне и даже на уровне Президента США о том, что США не собираются нападать на КНДР, т.е. не собираются делать именно того, чего как раз очень сильно опасается сейчас Северная Корея. Действия Пхеньяна, как нам объяснили, мотивированны именно Уочень большой и смертельнойФ, как они говорят, угрозой, которая исходит для их суверенитета, независимости и жизни с американской стороны. Таким образом, существуют предпосылки, с одной стороны, для того, чтобы снять озабоченность международного сообщества в отношении северокорейской ядерной программы. С другой стороны, имеется готовность США снять озабоченность северокорейской стороны в отношении ее безопасности и возможности нормально развиваться, в т.ч. строить нормальные экономические отношения с другими государствами. Вот это, на наш взгляд, и создает предпосылки для выхода из данного кризиса. Конечно, для этого необходим диалог северокорейских и иностранных представителей.

Мы, в свою очередь, разъяснили северокорейской стороне наши предложения о возможности предоставления ей, т.н. трехсторонних гарантий, т.е. гарантий со стороны США, Китая и России. В целом такое предложение воспринято северокорейской стороной с интересом. Но вместе с тем они, конечно, в первую очередь хотели бы получить гарантии от той стороны, которую они считают угрозой для себя, т.е. от США. Но наше предложение отвергнуто не было. Возможно, что на каком-то этапе идея трехсторонних или каких-то других гарантий может быть использована. Хотел бы добавить, что КНДР категорически выступает против интернационализации процесса урегулирования, считая, что США сколачивают единый фронт против Северной Кореи, пытаются давить на нее с использованием или с привлечением других стран. Сейчас стоит вопрос о возможности обсуждения этого вопроса в Совете Безопасности ООН. МАГАТЁ также собирается продолжить обсуждение этого вопроса. В целом такой вариант возможен. Должен сказать, что, по словам северокорейских коллег, с которыми мы обсуждали этот вопрос, если его перенесут в Совет Безопасности ООН, дальнейшее его обсуждение в международных организациях будет рассматриваться ими как организация такого фронта давления. Поэтому считаем, что поскольку есть возможность снять остроту данного кризиса в этой паре переговорщиков, а именно Северная Корея и США, то, наверное, было бы логично попробовать сделать это в этом составе потому что возможность обсуждения в Совете Безопасности, в других международных форматах от нас никуда не уйдет. Скорее всего, надо было бы дать возможность поработать нашим американским коллегам в контакте с северокорейскими представителями, поскольку есть основания рассчитывать, что такой диалог мог бы привести к снятию остроты кризиса.

Вопрос: Александр Прохорович, Вы сказали, реакция на российское УпакетноеФ предложение со стороны КНДР была положительной. Какова реакция со стороны США, как они отреагируют на Ваше предложение?

А.П.Лосюков: я уже сказал, что Президент России В.В.Путин проинформировал Президента США Дж.Буша о состоявшихся беседах в Пхеньяне. Вчера же состоялся разговор у нас с заместителем Госсекретаря США г-ном Р.Армитеджем, которому мы передали более полную информацию о наших впечатлениях относительно переговоров в Пхеньяне. В том числе нами переданы американской стороне и части нашего УпакетногоФ плана. Конечно, осуществление этого предложения не является обязательным. Полагаю, что в ходе контактов между США и Северной Корей, если они начнутся, могут возникнуть и какие-то другие принципы, другие предложения относительно малых шагов в плане движения к урегулированию кризиса. Ёто для нас абсолютно приемлемо. Мы просто пытались помочь этому процессу, дать сторонам материал для первоначального рассмотрения. Американские коллеги обещали наши предложения рассмотреть и дать свою реакцию на них. Надеемся, что это произойдет.

Вопрос: Во время пребывания в Пхеньяне касались ли Вы проблемы похищенных японцев?

А.П.Лосюков: Непосредственно этот вопрос в ходе переговоров нами и северокорейской стороной не обсуждался. Но мы упоминали о том, что для снятия проблем, существующих на Корейском полуострове необходимо международное сотрудничество. Нужно участие многих стран, которые заинтересованы в стабильной и нормальной ситуации на Корейском полуострове. И это в полной мере относится к японии и КНДР. Есть понимание того, что снятие остроты кризиса, выход на нормальный диалог создадут хорошие условия для того, чтобы успешно обсуждались те чувствительные и сложные проблемы, которые существуют между японией и КНДР.

Вопрос: Могли бы Вы рассказать о принципах и содержании российских предложений, и какие из этих предложений не совсем приемлемы для северокорейской стороны?

А.П.Лосюков: я повторю, что северокорейская сторона не отвергла принципы, которые мы предложили, и готова их рассматривать. Однако для этого нужно, чтобы на эти принципы взглянули американские коллеги. Конкретно, для примера, могу сказать, что в Северной Корее ощущаются очень большие проблемы с точки зрения энергетики. Ёто давняя проблема, которая корнями уходит в начало 80-х годов, когда возникли такие сложности и были попытки решить эту проблему с помощью создания атомной электростанции. Была просьба с корейской стороны Советскому Союзу помочь в строительстве атомной электростанции. Именно исходя из этой задачи, КНДР вступила в свое время в режим нераспространения, имея в виду, что будет строиться станция, и необходимы гарантии МАГАТЁ, инспекции и т.д. Когда Советский Союз распался в начале 90-х годов, этот проект перестал существовать. В 1993-1994 гг. возникла кризисная ситуация. Тогда появился т.н. Упроект КедоФ, т.е. проект строительства атомной электростанции с участием японии, ёжной Кореи и США. Были планы создания АЁС примерно к 2003 году. Мы сейчас уже находимся в этом году, однако, как нам сказали наши северокорейские коллеги, строительство АЁС Унаходится на уровне вырытого котлованаФ. я не углубляюсь в причины, почему это произошло. Просто говорю о том, что эта проблема снята не была. Она превратилась в системную проблему, которая все время всплывает. Она создает очень сложную ситуацию в КНДР. Ёто видно невооруженным глазом. Здесь очень негативную роль сыграло прекращение поставок компенсационного мазута (в качестве компенсации за откладывание создания АЁС упомянутые выше 3 страны обязались ежегодно предоставлять Корее определенное количество мазута для того, чтобы можно было бы вырабатывать электроэнергию на существующих ТЁС). Прекращение поставок мазута в кризисной ситуации было что их "душат" и не дают им нормально экономически развиваться. В этом причина решимости противостоять давлению в любой форме и использовать любые возможные средства, которые в иЫь.

Вопрос: Александр Прохорович, Дж.Болтон заявил по итогам своих переговоров в Сеуле о том, что США уже на этой неделе намерены предложить рассмотреть ситуацию вокруг КНДР на Совете Безопасности ООН. Могли Вы бы уточнить, какова позиция Москвы? Мы будем приветствовать вынесение этого вопроса в Совбез, или же пока еще не исчерпаны все дипломатические пути?

А.П.Лосюков: Еще не исчерпаны все дипломатические возможности. Наши разговоры в Пхеньяне это подтвердили. Поэтому сейчас перенос этого вопроса в Совет Безопасности будет воспринят северокорейской стороной как попытка оказать на нее дополнительное давление. Если в Совете Безопасности зайдет речь об экономических санкциях, то это, безусловно, будет воспринято как объявление войны, может быть экономической. В Корее мы почувствовали очень большую решимость противостоять этому давлению с использованием всех возможных средств. Поэтому необходимо чтобы сначала была использована любая попытка решения этой проблемы дипломатическими, мирными средствами, прежде чем переносить этот вопрос на обсуждение в СБ ООН. Полагаю, что такое обсуждение сейчас пока еще преждевременно.

Вопрос: Вы сказали, что Пхеньян думает, что, в первую очередь, необходимо начать переговоры между представителями КНДР и США. Когда стороны будут готовы провести такие переговоры?

А.П.Лосюков: Как мы поняли, представители северокорейской стороны готовы к установлению такого контакта. С американской стороны мы тоже хотели бы услышать заявление о готовности вступления в прямой диалог. С корейской стороны выражается желание вступить в равноправный диалог без предварительных условий, что, наверное, было бы понятно и естественно. Но вопрос вошел в эмоциональную стадию, когда США трудно сделать первый шаг и корейцам - тоже. На данном этапе задача третьих стран, в том числе и России, заключается в том, чтобы постараться сделать все, что можно для того, чтобы такой диалог начался в ближайшем будущем. Может быть в ближайшие дни. Мы именно это пытались сделать, совсем не желая здесь выступать каким-то посредником. В первую очередь, этот спор нужно попытаться решить в паре США - КНДР, а другие страны, включая Россию, должны содействовать началу этого диалога, потому что альтернативой ему может стать дальнейшее усугубление ситуации и, к сожалению, я должен сказать, что нельзя исключать очень плохого варианта, т.е. противостояния, доходящего до военной стадии.

Вопрос: Думаете ли Вы, что заявление Дж.Болтона Ц это доказательство того, что США рассматривают вынесение вопроса в Совбез с целью оказания давления на КНДР.

А.П.Лосюков: Меня удивляют такие заявления. По дороге из Пхеньяна я посетил Пекин и провел консультации с китайскими коллегами. Мне показали материал, в котором говорится, что Китай согласился с мнением американских представителей о переносе этого вопроса в Совет Безопасности ООН. я обсудил это с представителями КНР, мне сказали, что такого согласия не давали. Как раз, напротив, они считают, что преждевременно начинать это обсуждение в Совете Безопасности, пока имеются какие-то другие возможности урегулировать этот кризис. Поэтому я бы здесь некоторую скидку на заявления, которые делаются и на то, как они представляются общественности. Мы эти вопросы пытаемся прояснить более определенно в наших контактах с другими странами, в том числе с США.

Вопрос: Вы уже неоднократно отмечали, что у вас положительное ощущение после поездки в Пхеньян. Хотелось бы узнать, чем северокорейская сторона вселила Вам такой оптимизм?

А.П.Лосюков: Проблема заключается в том, что существует озабоченность возможностью создания в Корее ядерного оружия. Если северокорейская сторона говорит о том, что она этим не занимается и, более того, готова предоставить какие-то доказательства того, что такой проблемы нет, а такие заявления делались северокорейской стороной, то считаю, что это создает основу для выхода из кризиса. Вот, собственно говоря, это и служит источником нашего оптимизма.

Вопрос: Северокорейская сторона заявила о готовности к прямому диалогу с США. Хотелось бы узнать, Ваша поездка была для этого решающей?

А.П.Лосюков: я думаю, что объективно ситуация складывается так, что ничьим интересам не соответствует дальнейшее усугубление этого кризиса, его доведение до точки взрыва. Поэтому усилия для того, чтобы решить этот вопрос предпринимает не только Россия, но и другие страны. Мы это сами видим. Поэтому я не думаю, что это только наша заслуга. Ёто объективный процесс, который должен привести к урегулированию этой проблемы, потому, что другой путь просто неприемлем.

25 января 2003 года



Стенограмма выступления
заместителя Министра иностранных дел России А.П.Лосюкова
по отбытии из Пхеньяна
21 января 2003 года

151-23-01-2003

А.П.Лосюков: Сегодня завершается наш визит в Пхеньян, который мы осуществили по поручению Президента России для того, чтобы лучше себе представить ситуацию, которая сейчас складывается на Корейском полуострове, выяснить мнение руководства КНДР о том, как оно видит эту ситуацию, и обсудить некоторые вопросы наших двусторонних отношений. Должен сказать, что нам была предоставлена возможность встретиться с представителями различных организаций, с руководством КНДР.

Вчера состоялась очень важная беседа с Председателем Государственного комитета обороны Ким Чен Иром. Мы признательны за то, что руководитель вашей страны уделил нам внимание. Во время это встречи я имел возможность передать Председателю Ким Чен Иру послание от Президента России В.В.Путина. Состоялась содержательная беседа, много важного мы узнали о позиции КНДР. Всю эту информацию мы, конечно, будем использовать в нашей работе. Была возможность провести встречи с представителями руководства партии, военными руководителями. Состоялись продолжительные, очень полезные беседы с нашими коллегами из Министерства иностранных дел КНДР. Мы договорились, что нам нужно больше контактов, больше обмена информацией, с тем, чтобы мы лучше знали позиции друг друга и могли их координировать.

Если говорить коротко, это основное содержание нашей работы в Пхеньяне за эти два дня, которые прошли очень насыщенно.

Вопрос: Корреспондент Центрального телеграфного агентства Кореи. Вы, уважаемый спецпосланник, посетили КНДР в тот период, когда между нашими странами и их руководителями существуют особо дружественные отношения. Не могли бы Вы рассказать о впечатлениях от встречи с руководителем нашей страны товарищем Ким Чен Иром и вообще от пребывания в Корее?

А.П.Лосюков: Встреча с Председателем Ким Чен Иром, конечно, произвела на нас глубокое впечатление. Обращало на себя внимание хорошее знание им проблем международной обстановки, глубокий анализ того, что сейчас происходит в этом регионе мира. Произвела острое впечатление доброжелательная, дружественная атмосфера, которую товарищ Ким Чен Ир создал на встрече с нами. Ёто вполне соответствует нынешнему характеру наших отношений, которые определяются прежде всего характером взаимоотношений наших руководителей. В последние годы Председатель ГКО и Президент России неоднократно встречались, обменялись официальными визитами. Наш Президент приезжал в КНДР, товарищ Ким Чен Ир ездил в нашу страну. Ёто позволило устанвоить тесные личные контакты между двумя лидерами. Именно эти отношения на уровне высшего руководства задают тон всем нашим связям, тому, как мы строим работу по линии МИД и различных российских и корейских организаций. На основании этого могу сказать, что у наших отношений хорошая перспектива. Мы и дальше будем следовать курсом на развитие отношений, укрепление наших контактов во всех сферах.

Вопрос: Корреспондент агентства УСиньхуаФ. Известно, что вчера у Вас была длительная беседа с руководителем КНДР товарищем Ким Чен Иром. Вы обсуждали двусторонние отношения, но, видимо, центральный момент Ц интересующая всех ядерная проблема. И если можно, хотел бы у Вас спросить, были ли во время этой встречи какие-то важные заявления со стороны руководителя КНДР Ким Чен Ира по поводу ядерной проблемы?

А.П.Лосюков: Действительно, состоялся обмен мнениями по ситуации, которая сейчас складывается на Корейском полуосторове. Ёто была тема очень серьезного разговора, и, кстати, в послании нашего Президента этот вопрос тоже затрагивался. я, естественно, не могу говорить о деталях этого разговора, поскольку должен прежде всего доложить эту информацию тому, кто меня посылал, то есть Президенту.

Встреча с товарищем Ким Чен Иром и другими корейскими руководителями позволило нам глубже понять ситуацию на Корейском полуострове и обсудить некоторые возможности выхода из кризиса. Мы с российской стороны продолжим активную работу в направлении того, чтобы способствовать снятию остроты нынешнего кризиса. Вот собственно и все, что я могу сказать сейчас.

23 января 2003 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О предстоящей поездке в КНДР специального представителя Президента России

85-15-01-2003

В соответствии с достигнутой договоренностью в ближайшее время Корейскую Народно-Демократическую Республику посетит заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации А.П.Лосюков, который в качестве специального представителя Президента России обсудит с корейской стороной нынешнюю ситуацию на Корейском полуострове и пути ее нормализации.

15 января 2003 года



ЗАЯВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В связи с намерением КНДР выйти из Договора
о нераспространении ядерного оружия

36-10-01-2003

В Москве вызвали глубокую озабоченность появившиеся официальные сообщения о намерении КНДР выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия.

Не вызывает сомнения, что такой шаг способен только обострить и без того напряженную обстановку вокруг Корейского полуострова, нанести существенный ущерб универсальным международно-правовым инструментам обеспечения глобальной и региональной безопасности.

Российская сторона выражает надежду, что в Пхеньяне прислушаются к единодушному мнению мирового сообщества, своих соседей и партнеров и сделают выбор в пользу соблюдения взятых на себя международных обязательств в области нераспространения, а также равноправного взаимовыгодного диалога со всеми заинтересованными сторонами по актуальным вопросам обеспечения национальной безопасности.

Предпосылки для такого результативного диалога, по нашему убеждению, теперь имеются, и необходимо ими воспользоваться в интересах международного мира и стабильности, в интересах народа самой Корейской Народной Демократической Республики.

10 января 2003 года



Стенограмма интервью официального представителя
Министерства иностранных дел России А.В.Яковенко
"Первому каналу" российского телевидения в связи с сообщениями
о выходе КНДР из ДНЯО

34-10-01-2003

Сообщения о выходе КНДР из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) вызывают у нас серьезную озабоченность.

Сейчас мы изучаем сложившуюся ситуацию. МИД России находится в тесном контакте со всеми заинтересованными сторонами.

В ближайшее время можно ожидать официального заявления Министерства иностранных дел Российской Федерации на этот счет.

10 января 2003 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О резолюции Совета Управляющих МАГАТЭ об осуществлении соглашения между МАГАТЭ и КНДР

16-06-01-2003

6 января Советом Управляющих МАГАТЭ была принята консенсусом резолюция по докладу Гендиректора Агентства об осуществлении соглашения между МАГАТЭ и КНДР о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В резолюции подчёркивается, что КНДР, являясь участником ДНЯО, должна строго выполнять свои обязательства по упомянутому соглашению о гарантиях. В ней содержится призыв к КНДР продолжать сотрудничество с Агентством, восстановить функционирование оборудования по мониторингу и обеспечить возвращение в страну инспекторов МАГАТЭ. Важно также, что в резолюции отмечается необходимость урегулирования возникшей ситуации мирным путём, включая поддержку усилий по обеспечению денуклеаризации Корейского полуострова дипломатическими методами.

Российская делегация в своём выступлении на сессии Совета Управляющих подтвердила принципиальную позицию России в поддержку строгого соблюдения ДНЯО всеми его участниками, равно как и выполнения обязательств по Рамочному соглашению между КНДР и США 1994 года, в пользу налаживания конструктивного диалога в двустороннем и многостороннем форматах.

6 января 2003 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О встрече заместителя Министра иностранных дел России А.П.Лосюкова с послом КНДР в Москве Пак Ы Чуном

2674-27-12-2002

26 декабря заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации А.П.Лосюков принял посла Корейской Народно-Демократической Республики в Москве Пак Ы Чуна по его просьбе.

В ходе состоявшейся беседы были обсуждены некоторые вопросы двусторонних отношений и обстановки на Корейском полуострове. Стороны высказали озабоченность осложнением ситуации вокруг КНДР в последнее время и отметили необходимость решения всех существующих проблем путем переговоров. Российская сторона подчеркнула важность продолжения сотрудничества КНДР с МАГАТЭ, а также конструктивного диалога между США и КНДР в целях нормализации обстановки на Корейском полуострове.

27 декабря 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

В связи с односторонними действиями КНДР по удалению
со своих ядерных объектов инструментов мониторинга МАГАТЭ

2644-23-12-2002

Россия исходит из того, что КНДР, продолжая оставаться участником ДНЯО, будет строго выполнять свои обязательства как по Договору, так и по соглашению с МАГАТЭ о применении полноохватных гарантий в связи с ДНЯО.

В Москве выражают сожаление по поводу односторонних действий КНДР по удалению со своих ядерных объектов установленных МАГАТЭ пломб и других инструментов мониторинга. Считаем важным продолжение взаимодействия КНДР с МАГАТЭ и поддерживаем позицию Агентства относительно необходимости сохранения возможностей для осуществления им гарантийной деятельности в КНДР.

Мы также ожидаем от всех заинтересованных сторон проявления сдержанности, выполнения принятых на себя обязательств и продолжения диалога с целью мирного решения всех вопросов, вызывающих озабоченность.

23 декабря 2002 года



Ответ официального представителя МИД России А.В.Яковенко на вопрос российских и зарубежных СМИ относительно решения КНДР отказаться от замораживания своей ядерной программы

2571-12-12-2002

Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать заявление представителя МИД КНДР о решении этой страны "отказаться от замораживания своей ядерной программы"?

Ответ: В Москве с глубокой озабоченностью воспринято заявление представителя МИД КНДР о решении этой страны "отказаться от замораживания своей ядерной программы" в связи с прекращением поставок Пхеньяну компенсационного мазута, осуществлявшихся по Рамочному соглашению 1994 года между КНДР и США.

Позиция России в этом вопросе хорошо известна. Мы выступаем за строгое соблюдение Договора о нераспространении ядерного оружия, выполнение соглашений о гарантиях МАГАТЭ и безъядерный статус Корейского полуострова. Россия призывает заинтересованные стороны к решению существующих проблем путем диалога на базе ранее достигнутых договоренностей, включая Рамочное соглашение 1994 года, что несомненно послужит нормализации обстановки в этом регионе.

12 декабря 2002 года



ЗАЯВЛЕНИЕ ОФИЦИАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ МИД РОССИИ А.В.ЯКОВЕНКО

В связи с резолюцией Совета управляющих МАГАТЭ по докладу об осуществлении соглашения между МАГАТЭ и КНДР о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия

2469-29-11-2002

29 ноября Советом управляющих МАГАТЭ была принята резолюция по докладу Гендиректора Агентства об осуществлении соглашения между МАГАТЭ и КНДР о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В резолюции подчеркивается, что КНДР, продолжая оставаться участником ДНЯО, должна строго выполнять свои обязательства как по Договору, так и по действующему соглашению о гарантиях с МАГАТЭ.

Российская делегация, выступив по мотивам голосования, подтвердила принципиальную позицию России против УрасползанияФ ядерного оружия, за строгое соблюдение ДНЯО всеми странами - участниками и обеспечение безъядерного статуса Корейского полуострова.

В частности, рамочное соглашение между КНДР и США 1994 года, содержащее положение о том, что обе стороны будут работать вместе для укрепления режима нераспространения, должно безусловно выполняться.

При этом мы надеемся на то, что КНДР и США смогут наладить прямой диалог между собой по всем вопросам, вызывающим взаимные озабоченности.

Россия, со своей стороны, совместно с другими заинтересованными странами, готова продолжать оказывать необходимое содействие возобновлению этого диалога.

29 ноября 2002 года



CООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О сохранении рамочного соглашения между США и КНДР

2429-25-11-2002

В Москве обратили внимание на заявление Центрального телеграфного агентства Кореи от 19 ноября и комментарий представителя МИД КНДР от 21 ноября, в которых выражается позиция Пхеньяна относительно Рамочного соглашения с США от 1994 года.

Мы приветствуем сделанное в этих документах подтверждение КНДР своей приверженности соблюдению указанного соглашения и искренне надеемся, что Вашингтон и Пхеньян смогут на путях конструктивного диалога найти взаимоприемлемый выход из создавшегося положения и будут в полном объеме выполнять свои обязательства по Рамочному соглашению. Это необходимо для того, чтобы сохранить режим нераспространения ядерного оружия в Корее и нормализовать американо-северокорейские отношения.

25 ноября 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О встрече Министра иностранных дел России И.С.Иванова
с послом КНДР в Москве Пак Ы Чуном

2393-20-11-2002

20 ноября Министр иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванов принял посла Корейской Народно-Демократической Республики в Москве Пак Ы Чуна по его просьбе.

В ходе состоявшейся беседы, прошедшей в дружественной, конструктивной и откровенной обстановке, были обсуждены некоторые аспекты положения на Корейском полуострове.

Министр иностранных дел России выразил озабоченность осложнением ситуации вокруг Кореи в связи с обвинениями со стороны США в адрес КНДР в разработке ядерного оружия.

И.С.Иванов заявил, что Россия последовательно выступает за денуклеаризацию Корейского полуострова и за строгое соблюдение Договора о нераспространении ядерного оружия. Одновременно российская сторона призывает к решению всех существующих между КНДР и США проблем путем конструктивного равноправного диалога при выполнении взаимных обязательств по Рамочному соглашению 1994 года. Россия также выступает за сохранение и развитие всех диалоговых процессов вокруг Корейского полуострова, включая межкорейское сотрудничество.

С российской стороны был высоко оценен значительный прогресс в межкорейских отношениях, достигнутый после встречи на высшем уровне в Пхеньяне в духе Декларации Севера и Юга от 15 июня 2000 года, а также намерение КНДР и Японии вести дело к но рмализации отношений в соответствии с Пхеньянской декларацией, подписанной руководителями двух стран.

Было выражено удовлетворение успешным развитием в последние годы двусторонних отношений в духе договоренностей, достигнутых на встречах Президента Российской Федерации В.В.Путина и Председателя Государственного комитета обороны КНДР Ким Чен Ира в Пхеньяне, Москве и Владивостоке на основе Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

20 ноября 2002 года



ЗАЯВЛЕНИЕ
ОФИЦИАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ МИД РОССИИ А.В.ЯКОВЕНКО

В связи с противоречивыми сообщениями из Пхеньяна о "правах" КНДР на обладание ядерным оружием

2366-18-11-2002

В Москве серьезно озабочены продолжающими поступать из Пхеньяна противоречивыми сообщениями насчет "права" КНДР на обладание ядерным оружием.

Россия ожидает от дружественного корейского руководства строгого соблюдения всех положений и обязательств КНДР по краеугольному Договору о нераспространении ядерного оружия, который является залогом не только глобальной стратегической стабильности, но и мира и безопасности на Корейском полуострове.

Российская сторона ожидает и от других заинтересованных сторон, в том числе участников соглашения 1994 года, проявления сдержанности и продолжения выполнения принятых на себя международных обязательств в полном объеме.

18 ноября 2002 года



Ответ официального представителя МИД России А.В.Яковенко
на вопрос российских СМИ в связи с сообщениями относительно разработки в КНДР ядерной программы

2136-18-10-2002

Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать утверждения западных СМИ о том, что Россия и Китай якобы оказывали помощь КНДР в разработке ядерной программы?

Ответ: Это абсолютно не соответствует истине. Россия, являясь депозитарием Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), постоянно прилагает усилия по укреплению этого важнейшего для обеспечения стратегической стабильности Договора.

Мы даже приостановили сотрудничество с КНДР в мирном использовании атомной энергии в 1993 году после заявления Пхеньяна о выходе из ДНЯО и с тех пор не имели контактов с КНДР в этой области.

18 октября 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О прекращении финансирования США выполнения обязательств
по рамочному соглашению с КНДР 1994 года

2356-15-11-2002

В Москве с сожалением узнали о планах американского конгресса прекратить финансирование выполнения американских обязательств по рамочному соглашению США-КНДР 1994 года.

Считаем, что такое решение не способствовало бы снятию серьезных озабоченностей, возникших в последнее время в связи с возможным несоблюдением Договора о нераспространении ядерного оружия на Корейском полуострове, а также затруднило бы приближение к общей денуклеаризации этого района мира.

В России исходят из того, что все возникающие проблемы следует урегулировать посредством мирного диалога между заинтересованными сторонами, прежде всего между США-КНДР, в ходе которых "в пакете" могут быть сняты взаимные озабоченности сторон.

15 ноября 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О встрече заместителя Министра иностранных дел России А.П.Лосюкова с послом КНДР в Москве Пак Ы Чуном

2283-05-11-2002

5 ноября заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации А.П.Лосюков принял посла Корейской Народно-Демократической Республики в Москве Пак Ы Чуна по его просьбе.

В ходе состоявшейся беседы были обсуждены некоторые аспекты отношений между Россией и КНДР, перспективы экономического сотрудничества двух стран. Особое внимание было уделено обстановке на Корейском полуострове в связи с ситуацией, сложившейся в результате обвинений со стороны США в адрес КНДР по поводу ее ядерной программы. Была подчеркнута необходимость решения существующих проблем путем переговоров.

5 ноября 2002 года



ЗАЯВЛЕНИЕ
ОФИЦИАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ МИД РОССИИ
А.В.ЯКОВЕНКО

В связи с переговорами между КНДР и Японией

2250-01-11-2002

В МИД России с вниманием восприняты итоги состоявшихся 30-31 октября в Куала-Лумпуре переговоров о нормализации отношений между КНДР и Японией.

С удовлетворением отмечаем подтвержденную обеими сторонами приверженность Пхеньянской декларации, проявленное ими стремление к продолжению переговоров, дальнейшему поиску решения весьма непростых вопросов двусторонних взаимоотношений.

Российская сторона заинтересована в скорейшей нормализации связей между двумя нашими соседями - Японией и КНДР, что отвечает задаче укрепления стабильности и экономического развития Северо-Восточной Азии.

Наша позиция по "корейскому вопросу" остается неизменной - мы выступаем за национальное примирение корейцев Севера и Юга на основе конструктивного диалога, решение всех проблем вокруг полуострова переговорным путем без нажима и силового давления. Готовы и впредь предпринимать усилия в целях содействия этому процессу.

1 ноября 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О встрече заместителя Министра иностранных дел России Г.Э.Мамедова с послом КНДР Пак Ы Чуном

2186-24-10-2002

24 октября заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Э.Мамедов встретился с послом Корейской Народно-Демократической Республики в Москве Пак Ы Чуном.

Посол выразил сочувствие и солидарность Пхеньяна в связи с трагическим захватом международными террористами сотен заложников в Москве. С российской стороны была выражена благодарность за эту принципиальную позицию, а также уверенность, что совместными усилиями международному сообществу удастся успешно противостоять этому глобальному злу, не имеющему национальности или религиозной принадлежности.

Затем в ходе состоявшейся беседы были рассмотрены некоторые аспекты ситуации на Корейском полуострове, в том числе в связи с появившимися сообщениями о якобы имевшем место "грубом" нарушении краеугольного Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). С корейской стороны была дана соответствующая оценка этих обвинений в адрес КНДР.

С российской стороны была подчеркнута важность строго выполнения ДНЯО всеми заинтересованными сторонами и в этой связи последовательного претворения в жизнь Рамочного соглашения между КНДР и США от 1994 года, решения всех возникающих проблем путем продолжения диалога. В этом контексте с российской стороны была высказана убежденность в необходимости начала конструктивных американо-северокорейских переговоров, отказа от политики взаимных угроз и силового давления. Москва готова и впредь оказывать самое активное содействие межкорейскому диалогу в контексте прочного и взаимовыгодного мирного урегулирования на Корейском полуострове, включая превращение его в безъядерную зону.

24 октября 2002 г.



Стенограмма выступления Министра иностранных дел России И.С.Иванова на пресс-конференции по итогам визита в КНДР Пхеньян, 29 июля 2002 года

1590-06-08-2002

И.С.Иванов: Прежде всего, хотел бы от имени российской делегации выразить глубокую признательность Председателю государственного комитета обороны КНДР тов. Ким Чен Иру, который уделил нашей делегации подчеркнутое внимание.

У нас состоялась обстоятельная, продолжавшаяся около двух часов беседа с тов. Ким Чен Иром. Я передал ему личное послание Президента Российской Федерации В.В.Путина, в котором подтверждается твердое намерение России реализовывать на практике все договоренности, достигнутые ранее в ходе переговоров наших руководителей в Пхеньяне и Москве в 2000 и в 2001 годах. Затем по приглашению тов. Ким Чен Ира российская делегация присутствовала на грандиозном художественно-гимнастическом празднике, который произвел на нас большое впечатление. Вечером тов. Ким Чен Ир устроил торжественный ужин в честь российской делегации, в ходе которого мы продолжили обсуждение, как вопросов двустороннего сотрудничества, так и различных международных проблем. Таким образом, более 5 часов у нас продолжался заинтересованный разговор по всему кругу актуальных проблем. Вчера у нас прошли переговоры с Министром иностранных дел КНДР Пэк Нам Суном.

Подводя общие итоги состоявшихся переговоров и бесед, прежде всего хотел бы подчеркнуть, что российская сторона весьма удовлетворена позитивной динамикой двусторонних контактов на высоком и высшем уровне в последние годы. Такая динамика отражает заинтересованность России и КНДР в активном политическом диалоге в целях конструктивного обсуждения и решения актуальных двусторонних и международных вопросов, реализации масштабных проектов экономического сотрудничества. Этой цели был посвящен и наш визит.

В ходе переговоров с корейскими партнерами также внимательно проанализировали современное состояние связей между Россией и КНДР в свете подписанного в феврале 2000 года в Пхеньяне основополагающего документа - Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, а также совместных российско-корейских деклараций от 2000 и 2001 годов. С удовлетворением констатировали, что двусторонние отношения развиваются на основе ясной, твердой политической воли лидеров наших стран - Президента России В.В.Путина и Председателя Государственного комитета обороны КНДР тов. Ким Чен Ира. Наши оценки перспектив сотрудничества России и КНДР в политической, торгово-экономической, культурной и других областях очень близки. Мы полагаем, что особое внимание следует уделить наращиванию сотрудничества в экономической сфере, в том числе с участием третьих стран, подтягивая это сотрудничество до уровня политического диалога. Мы считаем, что этот потенциал можно использовать и для развития межрегиональных связей.

В процессе встреч и переговоров мы провели продуктивный обмен мнениями относительно нынешней ситуации на Корейском полуострове, а также обсуждали вопросы взаимодействия наших стран на международной арене. С удовлетворением отметили близость наших позиций по таким важнейшим проблемам, как сохранение стратегической стабильности в мире и в Азиатско-тихоокеанском регионе в условиях равной безопасности для всех государств.

При обсуждении дел на Корейском полуострове руководство КНДР подтвердило свое твердое намерение не только продолжать, но и интенсифицировать диалог с Республикой Корея на основе Совместной декларации 2000 года. В Пхеньяне считают, что известный инцидент в Желтом море не должен препятствовать этому процессу. Более того, здесь готовы совместно с Сеулом рассмотреть такие меры, которые позволили бы в дальнейшем избегать повторения подобных инцидентов. Важно, чтобы процесс межкорейского диалога развивался без пауз, независимо от исходов предстоящих президентских выборов в Южной Корее.

В Пхеньяне также готовы к конструктивному диалогу с США и Японией без предварительных условий. Такой диалог позволил бы обсудить весь комплекс проблем, связанных с Корейским полуостровом, а также вопросы двустороннего характера. Россия приветствовала бы такой диалог Пхеньяна с Вашингтоном и Токио. У нас сложилось впечатление, что представители КНДР были бы готовы к контактам с американскими и японскими представителями уже в Брунее.

Руководство КНДР очень высоко оценивает усилия России по межкорейскому урегулированию и выразило заинтересованность в том, чтобы Москва и дальше играла активную роль в этом процессе.

Наши переговоры в Сеуле и Пхеньяне убеждают в том, что и на Севере, и на Юге проявляют большой интерес к реализации проекта воссоединения Транскорейской железнодорожной магистрали с выходом на Транссиб. Дело сейчас не столько в политическом решении, сколько в необходимости скорейшего начала переговоров по конкретным вопросам технической реализации довольно сложного проекта.

В заключение еще раз хотел бы выразить большое удовлетворение характером и итогами состоявшихся встреч и переговоров, которые, несомненно, позволили нам всесторонне проанализировать состояние двусторонних отношений на нынешнем этапе и совместно определить наши дальнейшие усилия по их развитию, а также, как я уже сказал, по реализации тех договоренностей, которые были достигнуты на высшем уровне в 2000 и 2001 годах.

Мы очень признательны нашим корейским друзьям за теплый, радушный прием.

Вопрос: Игорь Сергеевич, Вы сказали, что вчера провели пятичасовую встречу с руководителем КНДР. Скажите, пожалуйста, какие впечатления остались у Вас от этих столь продолжительных бесед и переговоров?

И.С. Иванов: Прежде всего, большое впечатление на нашу делегацию произвел сам факт того, что руководитель страны уделил нам столь много времени. Второе, на нас произвело впечатление то, что руководитель страны не только излагал свою позицию, но внимательно слушал наши соображения и мнение. То есть это был заинтересованный диалог. И третье, это то, что тов. Ким Чен Ир в деталях, повторяю, не в общем плане, а в деталях, прекрасно разбирается как во всех вопросах двустороннего характера, так и в важнейших международных проблемах. Обсуждение велось на очень высоком профессиональном уровне.

Вопрос: Вы в четвертый раз посещаете нашу страну. Каковы Ваши впечатления от нынешней поездки?

И.С. Иванов: Я не в четвертый, а в третий раз посещаю КНДР. Наибольшее впечатление от моего последнего визита заключается в том, что мы вчера подробно обсуждали с участием специалистов, приглашенных на встречу тов. Ким Чен Иром, те планы экономических преобразований, которые уже начались и которые имеется в виду реализовывать в КНДР. Тов. Ким Чен Ир очень убежденно говорил, что эти реформы, которые должны изменить во многом сам характер экономики страны, прежде всего направлены на укрепление экономической мощи КНДР и повышение благосостояния корейского народа. Страна стоит только в начале этих преобразований, но мы желаем, чтобы реформы были успешно реализованы, чтобы поставленные цели были достигнуты.

Вопрос: Какие другие экономические проекты, помимо железнодорожного, Вы обсуждали в ходе переговоров в Пхеньяне?

И.С.Иванов: Проекты экономического сотрудничества обсуждались в общем плане, поскольку предстоит заседание межправительственной комиссии, где эти вопросы будут рассматриваться более детально. Руководство КНДР, в частности, подчеркивало значение развития энергетического сектора. В свое время здесь были построены при содействии Советского Союза электростанции и другие объекты, которые требуют восстановления и модернизации. Наши корейские друзья заинтересованы в том, чтобы наша страна принимала активное участие в этом. Также возможно, если потребуется, подключение третьих стран, например, для финансирования этих проектов.

Вопрос: Как Вы оцениваете состояние двусторонних отношений в различных областях?

И.С.Иванов: Я уже сказал, что, благодаря усилиям руководителей наших двух стран, процесс российско-корейского политического диалога поднят на более высокий уровень. Помимо тех встреч, которые состоялись в Пхеньяне и в Москве, между руководителями наших стран идет постоянный обмен посланиями. Мы существенно укрепили наше взаимодействие на международной арене, особенно в Азиатско-тихоокеанском регионе. Постепенно расширяются культурные связи. Вы знаете, что недавно в КНДР с большим успехом выступал ансамбль танца Игоря Моисеева.

Что касается экономического сотрудничества, то здесь сейчас основные усилия направлены на то, чтобы, с одной стороны, создать необходимую правовую основу для такого взаимодействия, а с другой - разрабатывать конкретные проекты. На это, конечно, потребуется больше времени. Но поскольку обе стороны заинтересованы в осуществлении совместных проектов, то мы надеемся, уверены в том, что в самое ближайшее время от их разработки мы перейдем к их практической реализации.

Вопрос: Намерена ли корейская стороны изучать и использовать опыт России в проведении экономических преобразований?

И.С.Иванов: Так вопрос вчера не ставился, но есть основания предполагать, что когда такого рода реформы осуществляются, готовятся, то изучается различный опыт. Помимо опыта России, есть известный опыт в Китае, есть интересный опыт во Вьетнаме и т.д. Есть что изучить и извлечь все полезное, все то, что дало результаты. Возможно, это позволит избежать тех ошибок, которые были допущены у нас.

6 августа 2002 года



Стенограмма выступления Министра иностранных дел России И.С.Иванова перед СМИ по прибытии в Пхеньян

1535-28-07-2002

Я прибыл в Пхеньян по поручению Президента России. Главная цель предстоящих бесед и переговоров - обменяться мнениями с нашими корейскими партнерами относительно того, каким образом реализуются те важные договоренности, которые были достигнуты в ходе двух встреч на высшем уровне: сначала в Пхеньяне, во время визита Президента России, а затем в Москве - во время визита Председателя Государственного комитета обороны КНДР. В результате этих контактов у нас установился постоянный диалог на высшем уровне.

Мы обсуждаем актуальные международные проблемы, прежде всего вопросы, связанные с межкорейским урегулированием. Этой проблеме, конечно, будет уделено особое внимание, с учетом того, что я только что прибыл из Сеула, где эта тема также подробно обсуждалась. Есть целый ряд вопросов, связанных с экономическим сотрудничеством, сотрудничеством в области культуры, которое также расширяется, есть ряд проектов в области науки. Весь этот комплекс вопросов мы рассмотрим, а также, безусловно, обменяемся мнениями по международным проблемам, в том числе и в контексте нашего предстоящего участия в региональном форуме АСЕАН, куда мы через несколько дней отправляемся. Такова повестка дня. Завтра в 10.00 мы проведем пресс-конференцию в Посольстве и уже подробно проинформируем о сегодняшних переговорах.

28 июля 2002 года



Интервью официального представителя МИД России А.В.Яковенко РИА “Новости” в связи с предстоящим визитом Министра иностранных дел России И.С.Иванова в Корейскую Народно-Демократическую Республику

1531-27-07-2002

Вопрос: Какое значение может иметь предстоящий 28-29 июля визит Министра иностранных дел России И.С.Иванова в КНДР в контексте развития российско-северокорейского сотрудничества?

Ответ: Визит И.С.Иванова в КНДР осуществляется в соответствии с духом Московской декларации (август 2001 года) и является продолжением серии активных двусторонних встреч и переговоров на высоком и высшем уровнях. Об этом свидетельствует, в частности, визит Министра иностранных дел КНДР Пэк Нам Суна в Москву в мае с.г. Интенсивность диалога отвечает интересам обеих сторон, целям миролюбивой российской политики на корейском направлении.

Активный политический обмен на всех уровнях, начиная с саммитов в Пхеньяне (июль 2000 года) и в Москве (август 2001 года), выводит наши отношения с КНДР на этап конструктивного, дружественного взаимодействия на базе Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (февраль 2000 года). Вслед за диверсификацией диалога, к которому подключаются российский парламент, ряд подразделений МИД России, другие российские ведомства, расширяется культурный, научный обмен, набирают темп межрегиональные, межотраслевые связи.

Вопрос: Какова повестка дня предстоящих переговоров Министров иностранных дел России и КНДР?

Ответ: Будет продолжен углубленный обмен мнениями по широкому кругу вопросов, включая двусторонние отношения, актуальную международную, региональную проблематику, положение на Корейском полуострове и перспективы продолжения межкорейского диалогового процесса.

Должное место на переговорах займет экономическая составляющая отношений. Очевидная тенденция к расширению торгово-экономического сотрудничества пока не материализовалась, и реальное положение дел еще не отвечает ожиданиям сторон. Будет уделено внимание вопросам проработки крупных долгосрочных совместных проектов.

Российская сторона весьма заинтересована также в реализации планов многостороннего экономического сотрудничества, в том числе и в первую очередь - проекта воссоединения Транскорейской железной дороги с выходом на Транссибирскую магистраль.

Вопрос: Каковы перспективы взаимодействия России и КНДР на региональной и международной арене?

Ответ: В Москве рассматривают КНДР как перспективного российского партнера в АТР, где нас сближают задачи упрочения безопасности и мира в регионе, обеспечения роста экономического потенциала обеих стран, достижения корейского урегулирования, стремление к многополярному мироустройству.

На предстоящих переговорах, в частности, запланировано обсуждение в конкретном плане узловых вопросов повестки дня предстоящей в Брунее министерской сессии АРФ, обмен мнениями о перспективах деятельности форума.

Предпосылкой тесного взаимодействия России и КНДР на международной арене являются близость или сходство позиций в таких вопросах, как необходимость упрочения стратегической стабильности, озабоченность планами создания ПРО ТВД, неприятие силовой политики как средства урегулирования спорных вопросов, противодействие международному терроризму.

Вопрос: Будет ли затронута на предстоящих переговорах проблематика межкорейского урегулирования?

Ответ: Основное внимание будет уделено перспективе конструктивного продолжения диалога Север-Юг в условиях равной безопасности для всех, сохранения стабильного мира на полуострове. Активно развивая добрососедские отношения как с КНДР, так и с РК, Россия стремится всячески способствовать позитивным изменениям на Корейском полуострове. Исходя из этого, российская сторона поддерживает все конструктивные шаги Пхеньяна и Сеула, выступает за реализацию положений Совместной декларации Севера и Юга от 15 июня 2000 года.

27 июля 2002 года



CООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О предстоящем визите Министра иностранных дел России И.С.Иванова в Корейскую Народно-Демократическую Республику

1450-16-07-2002

28-29 июля Министр иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванов посетит Корейскую Народно-Демократическую Республику по приглашению Министра иностранных дел КНДР Пэк Нам Суна.

В ходе визита будут проведены переговоры по актуальным вопросам двусторонних отношений, положения на Корейском полуострове и некоторым международным проблемам.

16 июля 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О церемонии передачи гуманитарной помощи КНДР

1184-06-06-2002

6 июня в столице КНДР г.Пхеньяне состоялась официальная церемония передачи корейской стороне российской гуманитарной помощи.

Наша страна поставила в КНДР продукты питания, в т.ч. муку, сахар, мясные и молочные консервы, общим объемом в 565 тонн. Решение о предоставлении помощи принято Правительством РФ в ноябре прошлого года после обильного наводнения в провинции Канвон, причинившего значительный урон хозяйству КНДР и унесшего человеческие жизни.

Представитель правительства КНДР выразил признательность российскому руководству за оказанную помощь. Было подчеркнуто, что полученное продовольствие будет направлено в детские сады, школы и больницы наиболее пострадавших от прошлогоднего наводнения районов страны.

Как известно, с 1995 года КНДР неоднократно подвергалась стихийным бедствиям, что негативно сказывалось на урожаях и, соответственно, продовольственной ситуации в стране. В настоящее время Пхеньян, несмотря на оказываемую мировым сообществом помощь, продолжает испытывать хроническую нехватку продовольствия. Общие поставки продовольствия по линии ООН и в рамках двусторонних отношений в 2001 году составили более 1 млн.тонн.

6 июня 2002 года



Интервью заместителя Министра иностранных дел России А.П. Лосюкова корреспонденту информационного агентства "Интерфакс" 20 мая 2002 года

1050-22-05-2002

Вопрос: Каково отношение России к присутствию американского военного контингента на Корейском полуострове? Не могли бы Вы также поделиться своим мнением относительно перспектив примирения и объединения Севера и Юга Кореи, а также участия нашей страны в этом процессе.

Ответ: Присутствие США на юге Корейского полуострова - это вопрос прежде всего договоренности Вашингтона и Сеула. Но было бы лучше, если бы такого присутствия не было, а северокорейская сторона договорилась с южнокорейской о решении своих проблем без какого-то внешнего участия. Однако пока, видимо, такой вариант невозможен. Считаем, что надо вести дело к тому, чтобы диалог между двумя частями Кореи достиг такого уровня, когда никакое сдерживающее иностранное влияние, желательное для какой-то из сторон, не было бы необходимо. Это был бы идеальный вариант, отвечающий интересам и Юга, и Севера Кореи. К нему и надо двигаться.

Видимо, такая задача ставится обеими сторонами, если речь идет о гипотетической перспективе объединения Кореи. В случае такого объединения могло бы возникнуть государство, которое было бы серьезным фактором международной жизни в этой части земного шара.

Что касается нашей позиции, то Россия стремится поддерживать сбалансированные добрые отношения с обеими частями Кореи. Мы не навязываем никому свое посредничество, однако готовы, если это нужно, помогать налаживанию и продвижению межкорейского диалога. Такая позиция должным образом оценивается и на Севере, и на Юге. Наше политическое присутствие в Корее и возможное развитие экономических, торговых контактов с Севером Кореи имеет благоприятное влияние на обстановку на Корейском полуострове в целом. Ситуация в Корее, остающейся очагом нестабильности в регионе, в том числе в непосредственной близости от наших границ, вызывает всеобщую озабоченность. Россия заинтересована в том, чтобы Корея оставалась мирной, чтобы корейцы сами решали мирно свои проблемы. И на Севере, и на Юге есть стремление постепенно вести дело к объединению страны. Этот путь неблизкий и очень сложный. Сохраняется подозрительность, напряженность. Но межкорейский диалог пока не прерывается. И это вселяет надежду, что он может развиваться и дальше.

Вопрос: Каково состояние двусторонних отношений между Россией и Корейской Народно-Демократической Республикой?

Ответ: Охарактеризовал бы наши отношения как хорошие и имеющие большой потенциал развития как в политической, так и в торгово-экономической области. Россия рассматривает КНДР как перспективного партнера и соседа, с которым хотела бы мирно сотрудничать в различных областях. После значительного периода охлаждения в отношениях Москвы и Пхеньяна, начавшегося еще в советский период, произошли значительные изменения в регионе, в окружении самой КНДР, очень серьезные перемены произошли в России. Все это надо было заново оценить. И в целом были сделаны правильные, на наш взгляд, выводы о том, что эти перемены не должны препятствовать улучшению отношений между Россией и КНДР. Шаги в этом направлении были сделаны с обеих сторон, что привело к созданию благоприятной обстановки в российско-северокорейских отношениях. В целом сейчас можно утверждать о наработке определенного капитала, который необходимо бережно сохранять.

Вопрос: Какова основная тематика предстоящих переговоров глав внешнеполитических ведомств России и КНДР?

Ответ: Министры обсудят широкий спектр вопросов, касающихся двусторонних отношений и международной проблематики. Подписания каких-либо совместных документов, кроме плана обменов между МИДами двух стран, не планируется. Данная встреча И.С.Иванова и Пэк Нам Суна носит скорее рабочий характер и имеет цель сверить позиции сторон.

Вопрос: Как решается проблема урегулирования задолженности КНДР?

Ответ: Неурегулированность проблемы долга Пхеньяна перед Москвой сдерживает развитие экономического сотрудничества между Россией и КНДР. Сумма задолженности по мировым масштабам не очень большая, но для Кореи значительная. В настоящее время финансовые ведомства России и КНДР ищут пути решения проблемы долга. Но у одной страны есть интерес побыстрее получить долг, у другой, в силу ее сложных экономических обстоятельств, растянуть этот процесс. Необходимо искать возможные варианты выхода: где-то давать рассрочку, где-то осуществлять совместные проекты, которые могут принести средства для погашения задолженности. Речь идет о сложном комплексном подходе, как и в случае с некоторыми другими должниками, которые сотрудничали с нами в советские времена.

Никто не заинтересован загнать должника в угол. Надо дать ему возможность развиваться, зарабатывать деньги, из которых можно что-то отдавать. Это рациональный, разумный подход. Стороны пока только работают над созданием такого механизма. Когда он будет найден, наше сотрудничество более активно двинется вперед, поскольку настрой с обеих сторон на это имеется.



Интервью официального представителя МИД России А.В.Яковенко агентству “Интерфакс” по итогам переговоров руководителей внешнеполитических ведомств России и КНДР

1049-22-05-2002

Вопрос: Какова российская оценка состоявшихся 21 мая переговоров И.С.Иванова с Министром иностранных дел КНДР Пэк Нам Суном?

Ответ: Прежде всего я бы отметил, что визит Министра Пэк Нам Суна в Москву находится в ряду важных двусторонних встреч и контактов на высшем и высоком уровнях между Россией и КНДР за последнее время. Это - новое свидетельство активного политического диалога с дружественной нам страной на нынешнем этапе всестороннего добрососедского сотрудничества.

На переговорах И.С.Иванова с Пэк Нам Суном состоялся открытый, предметный, конструктивный обмен мнениями о состоянии и перспективах двусторонних отношений и международной ситуации. Подтверждено стремление сторон столь же энергично продолжать политические контакты на всех уровнях.

Обе стороны в настоящее время принимают меры к наполнению связей с КНДР конкретным содержанием в соответствии с достигнутым на высшем уровне в 2000 и 2001 годах договоренностями и подписанными в Пхеньяне и Москве руководителями двух стран декларациями, в духе Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, заключенного в феврале 2000 года.

Вопрос: Торгово-экономические связи России и КНДР по понятным причинам - наиболее сложная сфера взаимоотношений. Какова ситуация на сегодняшний день?

Ответ: В настоящее время принимаются совместные меры в целях реализации договоренностей, достигнутых на высшем уровне в Пхеньяне и Москве. Задача состоит в том, чтобы сформировать взаимовыгодную модель равноправного экономического сотрудничества. Этот вопрос, разумеется, также обсуждался на переговорах. Признано необходимым ускорить реализацию проекта создания железнодорожного транспортного коридора, соединяющего Север и Юг Кореи с Россией и Европой.

Интересам углубления взаимопонимания и сотрудничества в этой области призвано способствовать очередное, 4-е заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое состоится в текущем году в Москве.

Вопрос: Какие международные проблемы привлекли внимание участников переговоров?

Ответ: В ходе обмена мнениями были рассмотрены наиболее актуальные международные проблемы, прежде всего - укрепления мира, стабильности и сотрудничества в Северо-Восточной Азии и Азиатско-тихоокеанском регионе. Была особо отмечена важность объединения усилий мирового сообщества по противодействию международному терроризму, по построению безъядерного ненасильственного мира, ракетно-ядерному нераспространению и снижению роли ОМУ в мире в условиях равной безопасности для всех государств.

Подтверждено единство мнений относительно необходимости усиления ведущей роли ООН в международных делах, предотвращения попыток действовать вразрез с Уставом ООН, принципами и нормами международного права. Обе стороны высказались за то, чтобы спорные проблемы в мире решались мирным, переговорным путем, на неконфронтационной основе.

Особое внимание на переговорах уделено ситуации на Корейском полуострове, роли России в ее урегулировании.

Вопрос: В каком плане рассматривалась проблематика урегулирования в Корее?

Ответ: Возможности закрепления позитивных процессов на Корейском полуострове обсуждались как в русле продолжения конструктивного диалога Севера и Юга, так и в других аспектах. Считаем, что прочный мир и стабильность остаются решающим условием урегулирования в Корее.

Несомненно, конструктивной выглядит позиция северокорейской стороны, подтвердившей готовность к развитию контактов как с Югом, так и с европейскими странами, продолжению переговоров с США и Японией. Такой подход встретил нашу полную поддержку.

Состоявшийся недавно обмен группами членов разделенных семей Севера и Юга - это обнадеживающий симптом в межкорейских контактах после визита в Пхеньян спецпредставителя Президента РК. Надеемся на возобновление и развитие межкорейского переговорного процесса. Приветствуем возобновление диалога между КНДР и США в контексте визита в Пхеньян американского представителя Дж. Притчарда.

В ходе переговоров российская сторона подтвердила готовность и дальше поддерживать договоренности о национальном примирении Севера и Юга, содействовать межкорейскому диалоговому процессу. Наша позиция была с признательностью воспринята корейской стороной.

22 мая 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

Об официальном визите в Россию Министра иностранных дел КНДР Пэк Нам Суна

1031-21-05-2002

По приглашению Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова Министр иностранных дел Корейской Народно-Демократической Республики Пэк Нам Сун прибыл в Россию с официальным визитом. Нынешний визит является ответным на визит И.С.Иванова в КНДР в феврале 2000 года.

В ходе состоявшихся 21 мая переговоров руководителей внешнеполитических ведомств России и КНДР, прошедших в атмосфере взаимного доверия и взаимопонимания, состоялся обмен мнениями по различным аспектам двусторонних отношений.

Было выражено твердое стремление России, равно как и КНДР, следовать курсу на дальнейшее развитие и укрепление двусторонних отношений в соответствии с договоренностями, достигнутыми на высшем уровне в 2000 и 2001 годах, в духе Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

Подведены некоторые итоги активизировавшегося в последнее время политического диалога двух стран и намечены его новые ориентиры.

Подтверждена взаимная нацеленность на расширение торгово-экономических связей в соответствии с растущей динамикой политических отношений. Особое внимание было уделено крупным проектам сотрудничества в области инфраструктуры.

Рассмотрение ряда актуальных международных, в том числе региональных, проблем подтвердило близость взглядов и позиций сторон по целому ряду вопросов. Проявлена готовность России и КНДР действовать в соответствии с декларациями ООН в борьбе с международным терроризмом, содействовать усилиям мирового сообщества, направленным на решение существующих проблем международной жизни переговорным, политическим путем.

Таким был подход обеих сторон и при анализе ситуации в Северо-Восточной Азии, в частности на Корейском полуострове, которая является важным элементом стабильности в регионе. Подчеркивая первостепенную значимость договоренностей Севера и Юга Кореи для нормализации обстановки на полуострове, российская сторона подтвердила готовность поддерживать все конкретные шаги Пхеньяна и Сеула в этом направлении, содействовать межкорейскому диалоговому процессу. Указано на необходимость активного подключения заинтересованных в корейском урегулировании государств к созданию благоприятных внешних условий для межкорейского диалога. В таком контексте с удовлетворением воспринята достигнутая договоренность о предстоящей поездке в КНДР специального представителя США.

Стороны выразили намерение активно работать над реализацией проекта воссоединения корейских железных дорог с выходом на Транссиб с целью создания транспортного коридора с юга Корейского полуострова до Европы.

По завершении переговоров И.С.Иванов и Пэк Нам Сун подписали план обменов между МИД двух стран на 2003-2004 гг.

В рамках официального визита Министр иностранных дел КНДР посетил город Хабаровск, где имел встречи и беседы с руководителями местной администрации. На обратном пути предполагается краткая остановка во Владивостоке.

Пэк Нам Сун пригласил Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова посетить КНДР с официальным визитом. Приглашение было с благодарностью принято. Сроки будут согласованы по дипломатическим каналам.

21 мая 2002 года



Интервью официального представителя МИД России А.В.Яковенко РИА “Новости” в связи с предстоящим визитом в Россию Министра иностранных дел КНДР Пэк Нам Суна

1018-20-15-2002

Вопрос: Как развиваются сейчас наши отношения с КНДР?

Ответ: В настоящее время российская сторона принимает меры к наполнению связей с КНДР конкретным содержанием в духе достигнутых в ходе недавнего обмена визитами на высшем уровне политических договоренностей, подписанных в Пхеньяне и Москве деклараций, а также в соответствии с Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, заключенном в феврале 2000 года.

Активно развивая добрососедские отношения как с КНДР, так и с Республикой Корея, Россия стремится всячески способствовать позитивным процессам на Корейском полуострове. Мы весьма заинтересованы в реализации планов многостороннего экономического сотрудничества, прежде всего - проекта воссоединения железных дорог Севера и Юга Кореи с выходом на Транссиб в целях создания транспортного коридора Корейский полуостров - Европа. Этот проект имеет не только экономическое, но и серьезное политическое измерение. Координация усилий с Пхеньяном и Сеулом в этой сфере выдвинулась в число приоритетных задач российской дипломатии.

В последнее время просматриваются точки соприкосновения с КНДР по ряду международных проблем. В их числе - озабоченность планами ПРО ТВД в Азии, НПРО США, противодействие международному терроризму, проблемы нераспространения, неприменения силы в международных отношениях. Обсуждаются и такие международные региональные проблемы, как положение в “горячих точках”, региональное сотрудничество в АТР и другие.

В российском внешнеполитическом лексиконе нет и не может быть таких терминов, как “государства-изгои”, “государства оси зла”. Мы можем не разделять те или иные идеологические, внутриполитические установки наших партнеров, но на базе реализма и прагматизма обязаны искать пути сближения и сотрудничества с дружественными нациями. Разумеется, такие отношения никак нельзя интерпретировать как направленные против третьих стран.

Вопрос: Какое значение для развития двусторонних отношений будет иметь запланированный на 20-23 мая визит в Россию Министра иностранных дел КНДР Пэк Нам Суна?

Ответ: Предстоящий визит главы внешнеполитического ведомства КНДР в Россию является ответным на визит Министра иностранных дел России И.С.Иванова в Пхеньян в феврале 2000 г. Последний раз мининдел КНДР приезжал в Москву в 1988 году. Визит станет продолжением серии активных двусторонних встреч и контактов на высшем и высоком уровнях в последнее время, которые свидетельствуют о новом этапе в отношениях с этой важной для нас соседней страной - этапе дружественных добрососедских отношений и конструктивного сотрудничества. В ходе визита предполагается подписание плана обменов между МИД двух стран на предстоящие два года.

В диалоге с дружественными странами мы обычно говорим о двусторонних делах, перспективах взаимодействия, сопоставляем оценки международной и региональной ситуации, ищем пути сближения подходов. Именно в таком конструктивном ключе готовится визит в Москву Министра иностранных дел КНДР Пэк Нам Суна.

Вопрос: Какую роль может сыграть Россия в процессе нормализации отношений между КНДР и Южной Кореей?

Ответ: Примирение и сотрудничество Севера и Юга Кореи на пути к объединению этой страны полностью отвечают нашим национальным интересам. Мы не ищем односторонних выгод, готовы поддержать договоренности о национальном примирении, достигнутые в диалоге Севера и Юга. Роль России и, как мы убеждены, других заинтересованных стран - в том, чтобы содействовать этому процессу, главными действующими лицами в котором должны быть корейцы Севера и Юга.

Активизация дипломатии России на Корейском полуострове произошла на фоне активизации усилий корейских государств, когда появилась реальная перспектива позитивных сдвигов, а не потому, что раньше у нас “не доходили руки” до Кореи или “не было рычагов влияния”. Наша политика не направлена на то, чтобы кого-то “вытеснить”. Мы хотим вместе со всеми заинтересованными государствами добиваться главного - мира и стабильности, прогресса и процветания в этом регионе, непосредственно прилегающем к нашим дальневосточным регионам.

С учетом важных политических и экономических процессов на Корейском полуострове, необходимости продвижения своих геополитических и экономических интересов Россия последовательно ведет линию на нормализацию и развитие отношений с соседними государствами в интересах мирного развития, обеспечения безопасности границ, экономического процветания.

20 мая 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О предстоящем визите в Россию Министра иностранных дел КНДР Пэк Нам Суна

965-14-05-2002

20-23 мая по приглашению Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова нашу страну посетит с официальным визитом Министр иностранных дел Корейской Народно-Демократической Республики Пэк Нам Сун.

14 мая 2002 года

   Главная         ©