ГРЕЦИЯ
 
СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О российско-греческих консультациях

337-12-02-2003

12 февраля состоялись российско-греческие консультации по кипрскому урегулированию с участием директора департамента Кипра МИД Греции К.Тритариса и директора Третьего европейского департамента МИД России А.Н.Алексеева. Греческая делегация была принята заместителем Министра иностранных дел Российской Федерации В.А.Чижовым.

В ходе состоявшегося обстоятельного обмена мнениями были рассмотрены положение дел на ведущихся под эгидой ООН переговорах по Кипру и перспективы решения кипрской проблемы. Подчеркнута необходимость продолжения усилий в рамках миссии "добрых услуг" Генерального секретаря ООН по достижению справедливого, жизнеспособного и всеобъемлющего урегулирования на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН.

12 февраля 2003 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

Об итогах визита Министра иностранных дел России
И.С.Иванова в Грецию

165-24-01-2003

22-23 января состоялся рабочий визит Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова в Грецию.

И.С.Иванов был принят Премьер-министром Греции К.Симитисом. В ходе состоявшейся беседы основное внимание было уделено тематике российско-греческого сотрудничества, в том числе в период председательства Греции в Евросоюзе, перспективам укрепления связей России с ЕС, включая взаимодействие в международных делах.

Состоялись также встречи российского министра с председателем парламента Греции А.Какламанисом и лидером ведущей оппозиционной партии УНовая демократияФ К.Караманлисом.

В ходе переговоров с Министром иностранных дел Греческой Республики Г.Папандреу были обсуждены практические вопросы российско-греческих ьотношений, рассмотрены основные направления взаимодействия с греческим председательством в ЕС.

В контексте проблематики сотрудничества России и Евросоюза было продолжено рассмотрение вопросов подготовки и проведения в Санкт-Петербурге в мае 2003 года саммита Россия-ЕС с участием глав государств и правительств 15 стран Евросоюза, приуроченного к празднованию 300-летия города.

Министры выразили уверенность в том, что активизация работы по обновлению и совершенствованию стратегии взаимоотношений России и ЕС будет содействовать дальнейшему расширению дружественных российско-греческих связей, в том числе в экономической области.

В ходе обсуждения актуальных международных проблем основное внимание было сконцентрировано на ситуации вокруг Ирака. Министры подчеркнули необходимость приложить все усилия для урегулирования иракского кризиса политико-дипломатическими методами.

Было выражено удовлетворение уровнем конструктивного взаимодействия России и Евросоюза в рамках УчетверкиФ международных посредников по урегулированию на Ближнем Востоке.

По мнению министров, должны быть продолжены многоплановые усилия международного сообщества по превращению Афганистана в мирное и нейтральное государство. Российская сторона акцентировала важность сформирования всеобъемлющей системы международных гарантий невмешательства во внутренние дела этой страны с привлечением потенциала ООН.

В связи с ситуацией, складывающейся вокруг ядерной программы КНДР, министры подчеркнули необходимость сдержать нагнетание напряженности и способствовать восстановлению переговорного процесса между КНДР и США с учетом Рамочного соглашения 1994 года.

Стороны подтвердили свою заинтересованность в продолжении взаимодействия в целях обеспечения мира и стабильности в регионе ёго- Восточной Европы.

Подчеркнута необходимость продолжения внутрикипрских переговоров под эгидой ООН с целью нахождения прочного, справедливого и всеобъемлющего урегулирования на Кипре на базе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН.

24 января 2003 года



Стенограмма выступления и ответов на вопросы
Министра иностранных дел России И.С.Иванова
на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с
Министром иностранных дел Греции Г.Папандреу
Афины, 23 января 2003 года

161-24-01-2003

И.С.Иванов: Прежде всего, хотел бы поблагодарить моего коллегу г-на Г.Папандреу за радушный прием. Мы в России очень высоко ценим наши отношения с Грецией. Российская делегация сегодня была также принята премьер-министром Греческой Республики и председателем парламента. Общее мнение и российской, и греческой сторон состоит в том, что наши отношения развиваются конструктивно во всех областях, представляющих взаимный интерес.

Мы удовлетворены тем уровнем отношений, который мы достигли, и условились и дальше поддерживать на высоком уровне политический диалог, прилагать усилия для дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества, где у нас имеются хорошие возможности и перспективы.

Мы приветствуем расширение межпарламентских связей. С учетом председательства Греции в ЕС, естественно, будем и дальше расширять нашу координацию и взаимодействие на международной арене. Более подробно вопросы взаимодействия России и ЕС мы рассмотрим завтра в ходе встречи УтройкиФ ЕС с Россией.

Сегодня мы, естественно, обменялись мнениями по актуальным международным проблемам. Прежде всего, это ситуация вокруг Ирака. Россия выступала за возвращение международных инспекторов и много сделала для этого. В настоящее время мы активно ведем работу для того, чтобы международные инспектора, как по линии ёНМОВИК, так и МАГАТЁ, имели все необходимые возможности для выполнения своей миссии. Достигнутые во время недавнего визита господина Х.Бликса и господина М.Ёльбарадея в Багдад договоренности с иракской стороной о взаимодействии с международными инспекторами убедительно свидетельствуют о том, что имеются необходимые политические и дипломатические возможности для урегулирования ситуации вокруг Ирака на основе резолюции 1441 и других резолюций Совета Безопасности ООН по иракской проблематике. Мы ожидаем докладов господина Х.Бликса и господина М.Ёльбарадея на заседании Совета Безопасности ООН 27 января и считаем, что миссия инспекторов должна быть продолжена, в том числе и использованием положений резолюции СБ ООН 1284.

Считаем, что сейчас нет никаких серьезных оснований для того, чтобы говорить о необходимости военной акции против Ирака. Повторяю, мы исходим из того, что достаточно возможностей для использования политических и дипломатических методов урегулирования ситуации. Именно таким образом будет действовать Россия.

Мы проинформировали наших греческих коллег об итогах визита заместителя Министра иностранных дел России А.П.Лосюкова в КНДР. Итоги этих переговоров, в том числе с руководством КНДР, свидетельствуют о том, что имеются возможности для разрядки напряженности. Для этого необходим диалог, учет интересов всех сторон, в том числе прямой диалог между Пхеньяном и Вашингтоном. Мы поддерживаем такой диалог и со своей стороны будем содействовать его проведению.

Наши страны выступают с общих позиций по вопросу ближневосточного урегулирования. Мы и дальше будем активно действовать в рамках УквартетаФ.

Мы также обменялись мнениями по урегулированию кипрской проблемы и условились и дальше тесно взаимодействовать в интересах такого урегулирования. Хочу подчеркнуть, что наши переговоры и беседы, как всегда, отличались высоким уровнем откровенности и конструктивизма.

Вопрос: Игорь Сергеевич, будет ли в Греции обсуждаться вопрос выполнения решений брюссельского саммита по Калининграду, и в частности, то, что из списка документов для пересечения литовской границы исключены удостоверения личностей военнослужащих? Таким образом, наши военные могут лишиться возможности переезжать из России в Калининград через Литву.

И.С.Иванов: Ётот вопрос касается отношений России и Европейского Союза. Завтра, в ходе встречи с "тройкой" ЕС мы, конечно же, его обсудим. Одновременно хочу сообщить, что сейчас в Вильнюсе находится заместитель Министра иностранных дел С.С.Разов, который как раз ведет переговоры по всем проблемам практической реализации договоренностей между Россией и ЕС по транзиту в Калининград и обратно.

Вопрос: Хотелось бы услышать от Министра иностранных дел России комментарии относительно того, какие действия предпримет Россия, если, несмотря на очень сходные позиции ЕС и России против военной операции в Ираке, она, тем не менее, будет предпринята.

И.С.Иванов: Россия внесла значительный вклад в дело принятия резолюции 1441 Совета Безопасности ООН, которая открыла путь политическому урегулированию ситуации вокруг Ирака. Хочу напомнить, что эта резолюция была принята единогласно. И все государства должны действовать в рамках этой резолюции. У нас общая цель. Она состоит в том, чтобы иметь гарантии отсутствия оружия массового уничтожения в Ираке. Мы считаем, что наиболее эффективный путь решить эту задачу Ц оказывать все необходимое содействие деятельности инспекторов. Как я уже сказал, сейчас нет никаких серьезных оснований ставить вопрос в Совете Безопасности о применении военной силы против Ирака. Мы хотели бы рассчитывать на то, что никто не будет предпринимать никаких односторонних действий в обход Совета Безопасности ООН. Если же это все-таки произойдет, как Вы спрашиваете, то Россия, естественно, будет активно добиваться того, чтобы такая силовая акция была остановлена и чтобы процесс вернулся в русло политического урегулирования.

Вопрос: Сегодня некоторые западные государства объявили о намерении эвакуировать своих граждан из Ирака. Намерена ли Россия последовать их примеру? И второй вопрос. Обсуждали ли Вы со своим греческим коллегой в рамках двусторонней проблематики вопросы сотрудничества в области топливно-энергетической сферы и возможное участие России в либерализации энергетического рынка Греции?

И.С.Иванов: Российское руководство сделает, разумеется, все для того, чтобы российским гражданам, которые находится в Ираке, была обеспечена безопасность. Если для этого потребуется эвакуация, то мы к этому готовы. Однако сейчас никаких действий такого рода мы пока не предпринимали, потому что продолжаем усилия, как я уже сказал, направленные на политическое урегулирование ситуации вокруг Ирака. Еще раз хочу подчеркнуть, что безопасность российских граждан будет обеспечена. К этому российское руководство готово.

Что касается сотрудничества в топливно-энергетической области, то это одно из приоритетных направлений нашего двустороннего сотрудничества. С обеих сторон была подчеркнута заинтересованность его расширять. Мы условились, что на уровне соответствующих ведомств будет продолжено обсуждение конкретных проектов.

24 января 2003 года



Ответы Министра иностранных дел России И.С.Иванова
на вопросы греческой газеты УКатимериниФ,
24 января 2003 года

160-24-01-2003

Вопрос: Уважаемый господин Министр, как Вы оцениваете состояние российско-греческих отношений и перспективы их развития?

Ответ: Прежде всего хотел бы высказать удовлетворение развитием политического диалога с Афинами. Мы высоко ценим те дружественные и доверительные отношения, которые традиционно существуют между нашими странами. В России всегда рассматривали Грецию как своего надежного партнера в Европе и, в частности, на Балканах. Примечательно, что по большинству актуальных международных проблем наши позиции весьма близки или совпадают.

Можно с уверенностью говорить о возросшей динамике российско-греческих контактов на высшем и высоком уровне. В июне 2000 г. состоялся официальный визит в Россию Президента Греции К.Стефанопулоса, в июле 2001 г. премьер-министр К.Симитис встретился в Москве с Президентом России, в свою очередь В.В.Путин посетил Грецию с официальным визитом в декабре 2001 г. В ходе последнего визита были достигнуты важные договоренности, обозначившие основные направления дальнейшего развития двусторонних отношений. Общая задача России и Греции - в практическом плане продвигаться вперед по этим направлениям.

Хорошие дружеские отношения сложились и у меня с моим греческим коллегой - Министром иностранных дел Г.Папандреу. Наши контакты носят регулярный и конструктивный характер. Активно осуществляются встречи глав других министерств и ведомств наших двух стран.

Столь интенсивный обмен мнениями позволяет нам точнее координировать наше взаимодействие, что называется Усверять часыФ как по двусторонним, так и международным вопросам. У нас есть твердое намерение и далее развивать наше взаимодействие с Грецией в различных областях, тем более что для этого у нас имеются все необходимые условия. Хочу подчеркнуть эту мысль особенно с учетом того, что нынешний год ознаменован такой важной датой, как 175-летие установления дипломатических отношений между нашими двумя странами.

Вопрос: Господин Министр, что Вы могли бы сказать о российско-греческом сотрудничестве в области экономики и торговли?

Ответ: Разумеется, важной составляющей наших отношений являются экономические связи.

Хотелось бы выделить потенциал российско-греческого сотрудничества в сфере энергетики, о котором говорили руководители наших стран применительно к стремлению Греции стать энергетическим узлом Балкан. Россия заинтересована в участии в реализации этих планов как в двустороннем формате, так и в рамках многосторонних усилий в регионе ёго-Восточной Европы.

В этом контексте видим большие перспективы расширения нашего взаимодействия в вопросе поставок российского природного газа. Российские предприятия готовы принять участие в строительстве отводов от сооруженного в Греции российской стороной магистрального газопровода, а также соответствующих компрессорных станций. Есть и планы совместного строительства и эксплуатации на греческой территории подземного хранилища природного газа, в чем также заинтересованы наши компании.

Кроме того, мы настроены и далее способствовать продвижению проекта сооружения трансбалканского нефтепровода Бургас-Александруполис с участием России, Греции и Болгарии.

Российско-греческому взаимодействию на энергетическом направлении через повышение заинтересованности конкретных компаний будут способствовать, по нашему мнению, проводимая греческим правительством политика либерализации энергетического рынка страны, а также реализация соглашения о сотрудничестве наших стран в областях топливно-энергетического комплекса, подписанного в ходе визита в Грецию Президента В.В.Путина.

Что касается взаимной торговли России и Греции, то объективным фактом является рост товарооборота. Мы знаем, в то же время, что греческая сторона заинтересована в увеличении своего экспорта на российский рынок. Думаю, что этому могла бы помочь лучшая осведомленность российских импортеров и потребителей относительно греческого экспортного потенциала, ведь в отличие от времен Советского Союза внешняя торговля России, как и вся наша экономика, носит полностью рыночный характер. Ёто, кстати, признано Европейским союзом. Почему бы, например, не организовать в Москве выставку греческих товаров, как это делают другие страны, являющиеся нашими партнерами? С российской стороны этому могло бы быть оказано содействие.

Вопрос: Уважаемый господин Министр, чем, как Вы считаете, будет отмечено нынешнее греческое председательство в ЕС для отношений Россия-Евросоюз?

Ответ: Европейский Союз - один из наших стратегических партнеров на международной арене. У нас обширная область совпадающих или близких интересов. Характерно, что именно в период предыдущего председательства Греции в Евросоюзе в 1994 году между Россией и ЕС было подписано действующее и поныне Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Ёто было заслугой и наших греческих партнеров.

Сегодня взаимодействие между Россией и Евросоюзом вышло на принципиально более высокий уровень, чем это было в прошлом десятилетии. Главное, что от общих деклараций мы переходим к конкретным делам в политической, экономической и других областях. Поэтому в планах на начавшееся полугодие - обширная программа совместной работы по углублению наших отношений и совершенствованию структуры взаимодействия. Ёто сложная работа, требующая и непростых политических решений, и поиска компромиссов там, где наши интересы расходятся. Расширение Евросоюза, на наш взгляд, - и с этим согласны наши греческие партнеры - не должно привести к прочерчиванию в Европе новых разделительных линий. Наоборот, оно должно способствовать развитию единой Европы, стимулировать углубление политических, экономических связей, контактов между гражданами.

Наш диалог с Евросоюзом развивается весьма интенсивно. В этом году он получит серьезный импульс от саммита Россия-ЕС, который состоится в мае в Санкт-Петербурге при греческом председательстве в ЕС.

Россию, безусловно, интересует экономическая сфера сотрудничества. Мы работаем над проблемой создания общего европейского экономического пространства. Совместная экономическая деятельность - лучшая гарантия мира и стабильности на континенте. Важный экономический, да и политический аспект - взаимодействие в энергетической области. Стабильные и гарантированные поставки нашего углеводородного сырья не только выгодны России, но и являются действенным фактором стабилизации экономики Евросоюза.

Для нас весьма важна практическая реализация политических решений, принятых совместно Россией и Евросоюзом по проблеме калининградского транзита. Надеемся, что греческое председательство окажет этому посильное содействие. Кроме того, в более широком плане надо, в соответствии с предложением Президента В.В.Путина, продвигаться к отмене визового режима между Россией и ЕС.

Серьезная тема для разговора - формирование механизма совместных действий России и Евросоюза в сфере безопасности и обороны. У нас уже есть опыт кооперации в миротворческих операциях на Балканах. Сейчас Евросоюз подходит к созданию единого оборонного потенциала. Мы видим прямой смысл в том, чтобы сотрудничать с создаваемыми новыми структурами ЕС в этой области.

Среди международных проблем можно выделить противодействие терроризму. Новый вызов, перед лицом которого мы оказались, требует принципиально новых решений. Как показывает опыт, в одиночку справиться со злом, в котором все теснее переплетаются религиозный и политический фанатизм, организованная преступность и наркоторговля, не способно ни одно, пусть даже самое сильное государство. Нужны скоординированные действия. Надеемся, что в этом вопросе Греция будет продолжать занимать принципиальную позицию. Россию весьма беспокоит усиливающаяся угроза нелегальных поставок наркотиков из Афганистана: мы предлагаем нанести совместный удар как по производству наркотиков, так и по всей цепочке транспортировки и сбыта ядовитого зелья, производимого из афганского мака.

Никак не удается развязать сложнейший узел противоречий на Ближнем Востоке. Проблемы вокруг Ирака затягивают его еще туже. И Россия, и Евросоюз готовы искать решения по Ближнему Востоку и Ираку на путях переговоров, разумных компромиссов. Налицо реальные возможности политико-дипломатического решения имеющихся проблем.

Наконец, мы находимся в тесном контакте с Евросоюзом и, конечно, Грецией по балканской проблематике. Развитие процессов стабилизации политического положения, разрешение наиболее сложных проблем исключительно мирными методами, оказание эффективной помощи в восстановлении и реконструкции региона - наша общая цель.



Стенограмма выступления Министра иностранных дел России И.С.Иванова на пресс-конференции по итогам встречи с председателем Парламента Греции А.Какламанисом
Афины, 23 января 2003 года

150-23-01-2003

Прежде всего, хотел бы поблагодарить Председателя Парламента Греческой Республики А.Какламаниса за прием нашей делегации. Мы удовлетворены уровнем и характером российско-греческих отношений. У нас активно идет политический диалог на высоком и высшем уровне, динамично растут торгово-экономические отношения, объем которых достиг 2 миллиардов долларов. Развивается сотрудничество в других областях, в том числе в культурной.

Очень важным компонентом двусторонних отношений являются межпарламентские связи. Мы высоко оцениваем эти отношения, приветствуем их и считаем, что активный диалог между нашими парламентариями также создает благоприятную атмосферу в целом для развития двусторонних отношений.

Мы придаем важное значение председательству Греции в Европейском союзе и исходим из того, что в период греческого председательства мы сможем совместными усилиями продвинуть наше сотрудничество между Россией и Европейским союзом.

В период председательства Греции состоится саммит Россия-ЕС в Санкт-Петербурге в конце мая с участием глав государств и правительств европейских государств. Это очень важный саммит, и мы вместе с нашими греческими коллегами уже активно приступили к его подготовке.

Естественно, всех волнует ситуация вокруг Ирака. Поэтому в ходе нашей беседы мы рассмотрели и эту проблему. Россия считает, что имеются и политические, и дипломатические резервы для решения этой проблемы. Это отвечает интересам и решения проблемы, связанной с оружием массового уничтожения в Ираке, а также интересам стабильности в регионе и в мире в целом.

Россия считает, что сейчас нет основания для применения военной силы в отношении Ирака, и что усилия международного сообщества должны быть направлены на содействие инспекторам в выполнении их ответственной миссии. Именно в этом направлении мы будем работать, в том числе вместе с нашими европейскими коллегами.

23 января 2003 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О поездке Министра иностранных дел России
И.С.Иванова в Грецию

138-22-01-2003

22-24 января Министр иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванов будет находиться в Греции с рабочим визитом. Он также примет участие во встрече с руководящей "тройкой" Европейского союза в Афинах.

В ходе визита запланирована встреча И.С.Иванова с Премьер-министром Греческой Республики К.Симитисом, председателем парламента А.Какламанисом, лидером ведущей оппозиционной партии Греции "Новая демократия" К.Караманлисом. На переговорах с Министром иностранных дел Г.Папандреу предполагается обсудить некоторые практические вопросы российско-греческих отношений, основные направления взаимодействия с греческим председательством Евросоюза, обменяться мнениями по актуальным международным вопросам.

На встрече с руководящей "тройкой" Евросоюза 24 января намечено рассмотреть вопросы подготовки предстоящего в мае с.г. саммита Россия-ЕС в Санкт-Петербурге, перспективы углубления сотрудничества между Россией и Евросоюзом, российские озабоченности в связи с расширением ЕС, ход выполнения достигнутых на брюссельском саммите Россия-ЕС договоренностей о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации, взаимодействие в борьбе с терроризмом. Будет также затронута международная проблематика.

22 января 2003 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О переговорах заместителя Министра иностранных дел
Российской Федерации В.А.Чижова в Греции

100-17-01-2003

15 января в Афинах заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации В.А.Чижов и Генеральный директор по делам ЕС МИД Греции Д.Кондумас провели второе заседание Совместной российско-греческой рабочей группы по взаимодействию в период председательства Греции в Евросоюзе (январь-июнь 2003 г.), образованной по взаимной договоренности министров иностранных дел России и Греции.

16 января здесь состоялись консультации В.А.Чижова с "тройкой" политдиректоров МИД государств-членов ЕС.

В.А.Чижов был принят первым заместителем Министра иностранных дел Греции А.Янницисом.

В ходе афинских встреч обсуждались вопросы взаимодействия России и Европейского союза в период греческого председательства в ЕС, российские озабоченности в связи с расширением ЕС, ход выполнения брюссельских договоренностей по Калининграду, перспективы взаимодействия в борьбе с терроризмом.

Были подробно рассмотрены вопросы сотрудничества в рамках Европейской политики в области безопасности и обороны (ЕПБО), в т.ч. по линии МЧС.

Особое внимание было уделено подготовке 11-го саммита Россия-ЕС 31 мая 2003 г. в Санкт-Петербурге, в котором предполагается участие глав государств и правительств всех 15 стран-членов ЕС и Председателя КЕС.

Состоялся предметный обмен мнениями по проблематике "Северного измерения" ЕС. Стороны согласились, что совместная работа над "Планом действий-2" может позволить решить накопившиеся проблемы и перевести сотрудничество в этом формате в плоскость реализации конкретных проектов.

Участники консультаций провели детальный и заинтересованный обмен мнениями по актуальным международным проблемам, в том числе ближневосточному урегулированию, Ираку, Афганистану, Балканам, ситуации на Корейском полуострове, в кипрском и приднестровском урегулировании.

17 января 2003 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О пресс-конференции заместителя Министра иностранных дел России А.И.Денисова в Салониках (Греция) по итогам заседания Совета директоров Черноморского банка торговли и развития

62-14-01-2003

10 января в Салониках заместитель Министра иностранных дел России, Директор Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР) от России А.И.Денисов, принявший участие в 30-м заседании Совета директоров ЧБТР, провел пресс-конференцию.

А.И.Денисов информировал представителей средств массовой информации Северной Греции о приоритетных направлениях деятельности Банка, к которым относится, в частности, финансирование проектов, представляющих взаимный интерес для стран-членов, в области энергетики, нефтепереработки, легкой и пищевой промышленности, транспорта, а также кредитование торговых операций.

Журналисты были ознакомлены с наиболее важными показателями функционирования Банка: объемом одобренных кредитных операций и подписанных кредитных соглашений, долей России в портфеле одобренных кредитов и др.

Особо отмечена заинтересованность России в развертывании деятельности Банка как финансового института, способного играть полезную и эффективную роль в восстановлении нашего сотрудничества со странами СНГ и Восточной Европы, обеспечении экономического взаимодействия со странами причерноморского региона, а также как действенного инструмента для продвижения российских промышленных товаров, инженерно-строительных услуг и технологий на рынки стран-членов ЧЭС.

А.И.Денисов кратко информировал об одобренных на 30-м заседании Совета директоров ЧБТР очередных кредитных операциях и соглашениях.

14 января 2003 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О заседании Совместной российско-греческой рабочей группы
по взаимодействию в период председательства Греции
в Европейском союзе

2472-30-11-2002

29 ноября заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации В.А.Чижов и Генеральный директор по делам ЕС МИД Греции Д.Кондумас провели первое заседание Совместной российско-греческой рабочей группы но взаимодействию в период председательства Греции в Евросоюзе (январь-июнь 2003 г.), образованной по взаимной договоренности министров иностранных дел России и Греции.

В ходе заседания были обсуждены перспективы взаимодействия России и греческого председательства в свете решений саммита Россия-ЕС (Брюссель, 11 ноября 2002 г.). Греческая делегация подчеркнула, что реализация брюссельской договоренности по Калининграду станет главным приоритетом в отношениях с Россией в период председательства.

Большое внимание было уделено сотрудничеству Россия-ЕС в области борьбы с терроризмом. С удовлетворением отмечена активизация разноплановых контактов и взаимодействия между министерствами внутренних дел и юстиции России и стран-членов ЕС в антитеррористической и правоохранительной сферах.

Делегация Греции подробно проинформировала о приоритетах своего председательства в ЕС, в том числе в контексте партнерства с Россией. Со своей стороны, российская сторона изложила подходы по сотрудничеству с ЕС на первое полугодие 2003 года.

В связи с подготовкой Грецией к середине 2003 г. новой среднесрочной стратегии Европейского союза в отношении Российской Федерации, стороны обменялись мнениями по основным направлениям средне- и долгосрочного сотрудничества Россия-ЕС. Греческая делегация заявила о намерении учесть предложения Российской Федерации при подготовке проекта стратегии.

Были подробно обсуждены вопросы сотрудничества в рамках Европейской политики в области безопасности и обороны (ЕПБО), а также по линии МЧС.

По основным международным проблемам - Балканы, БВУ, Ирак, Афганистан - стороны констатировали близость позиций.

Особое внимание было уделено вопросам подготовки 11-го саммита Россия-ЕС 31 мая 2003 г. в Санкт-Петербурге, на который приглашены главы государств и правительств всех 15 стран-членов ЕС.

Согласован график основных мероприятий политического диалога Россия-ЕС па период с января по июнь 2003 г. Следующее заседание группы запланировано на середину января 2003 г. в Афинах.

30 ноября 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О встрече заместителя Министра иностранных дел России
В.В.Лощинина с послом Греческой Республики Д.Параскевопулосом

2238-31-10-2002

31 октября Статс-секретарь - первый заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации В.В.Лощинин принял посла Греческой Республики Д.Параскевопулоса.

С греческой стороны было выражено решительное осуждение совершенного в Москве террористического акта - захвата заложников. Подтверждена поддержка наших усилий в борьбе с терроризмом, солидарность с руководством и народом России.

Существенное внимание в ходе беседы было уделено вопросам российско-греческого взаимодействия в период предстоящего председательства Греции в Европейском союзе, включая подготовку саммита Россия-ЕС в мае 2003 года, приуроченного к торжествам по случаю 300-летия Санкт-Петербурга.

31 октября 2002 года



Российско-греческие отношения
(Справочная информация)

2119-17-10-2002

Отношения между Россией и Грецией имеют богатую многовековую историю. В их основе лежат традиционные чувства дружбы, взаимных симпатий и уважения между народами двух стран. Переплетение исторических судеб, общность культурного наследия и религии (православное христианство) определяют духовное родство россиян и греков.

27 декабря 1991 г. Греция признала Россию в качестве государства-продолжателя СССР. С выходом на международную арену новой России уровень и динамика развития российско-греческих отношении заметно повысились.

Активный характер приобрел политический диалог. В июне-июле 1993 г. состоялся визит первого Президента России Б.Н.Ельцина в Грецию, в ходе которого были подписаны Договор о дружбе и сотрудничестве между двумя странами (вступил в силу 8 сентября 1995 г.), а также большой пакет двусторонних документов, регламентирующих взаимодействие в экономической, научно-технической, культурной и других областях.

В июне 1994 г. Б.Н.Ельцин вторично посетил Грецию для подписания на о.Корфу (Керкира) Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Работа над этим соглашением была завершена во многом благодаря активным усилиям Греции в период ее председательства в Евросоюзе.

В мае 1995 г. Москву для участия в торжествах по случаю 50-летия Победы посетил греческий президент К.Стефанопулос.

В октябре 1996 г. премьер-министр Греции К.Симитис принял участие в Московской встрече глав государств и правительств стран-участниц Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС). В июне 1998 г. в Ялте в рамках очередного саммита ЧЭС состоялась встреча глав правительств двух стран.

В июне 2000 г. Россию с официальным визитом посетил президент Греции К.Стефанопулос.

В июле 2001 г. находившийся в Москве по приглашению Национального Олимпийского Комитета России премьер-министр Греции К.Симитис был принят Президентом России В.В.Путиным, который в декабре 2001 г. посетил Грецию с официальным визитом.

В апреле 2002 г. состоялся официальный визит в Грецию министра обороны России С.Б.Иванова.

Развитию политического диалога служат активизировавшиеся в последние годы и ставшие регулярными контакты на уровне министров иностранных дел. В сентябре 1999 г. состоялась краткая беседа министров в Нью-Йорке в рамках 54-й сессии ГА ООН. В марте 2000 г. Г.Папандреу посетил Москву с рабочим визитом. В октябре 2000 г. И.С.Иванов находился с кратким рабочим визитом в Греции. В июле 2001 г. И.С.Иванов провел переговоры с Г.Папандреу, находившимся в Москве для участия в 112-й сессии МОК. В октябре 2001 г. состоялась рабочая встреча в министров в Москве. 14 сентября 2002 г. министры двух стран встретились в Нью-Йорке в ходе работы 57-й сессии ГА ООН. Г.Папандреу приглашен посетить Москву с рабочим визитом 17 октября.

Регулярной практикой стали политические консультации между МИДами двух стран. За период с 1996 г. проведено более 30 таких консультаций. Они содействовали наращиванию российско-греческого сотрудничества по актуальным вопросам современной международной политики, по которым позиции двух стран традиционно близки или совпадают. Существует основа для продолжения координации совместных усилий на Балканах. Тесные контакты России и Греции осуществляются в рамках ООН. Россия и Греция активно взаимодействуют в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества.

Российско-греческие отношения опираются на развитую договорно- правовую основу - свыше 40 действующих договоров и соглашений. Продолжается развитие и совершенствование договорно-правовой базы. В феврале 2000 г. подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (вступило в силу 19 июня 2002 г.), 26 июня 2000 г. - Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, 12 октября 2000 г. - межправительственное Соглашение о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства и другими связанными с ними экономическими преступлениями (вступило в силу 1 апреля 2002 г).

В декабре 2001 г. в Афинах в рамках визита в Грецию российского Президента были подписаны межправительственные соглашения: о сотрудничестве в области торгового судоходства, в отраслях топливно- энергетического комплекса, о воздушном сообщении, о сотрудничестве МВД России и Министерства общественного порядка Греции в области борьбы с преступностью, об учреждении и условиях деятельности культурных центров, межправительственная программа культурного и научного сотрудничества на 2002-2004 гг.

Учреждены генеральные консульства: России - в Салониках, Греции - в Москве, Санкт-Петербурге и Новороссийске. Назначен почетный консул России на Крите.

Продвигаются российско-греческие связи по парламентской линии. Осуществляется сотрудничество между российскими и греческими парламентариями на различных международных форумах.

В 1997 г. в Москве побывала делегация группы греко-российской дружбы парламента Греции, в 1998 г. в Афины выезжала делегация депутатской группы Госдумы по связям с парламентом Греции. В октябре 2000 г. состоялся визит в Грецию делегации Комитета по международным делам Государственной Думы.

В марте 1998 г. Москву посетила делегация Верховного суда Греции (Ареопаг), которая имела встречи с Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральным Прокурором России, в Верховном и Конституционном Судах. В декабре 1998 г. Афины посетила российская делегация во главе с Генеральным Прокурором России.

В области взаимной торговли обозначилась тенденция к росту. В 2001 г. объем товарооборота составил 1 млрд. 184 млн. долл.

Стабильность и долговременную перспективу отношениям в экономической сфере придает, в частности, реализация Соглашения о поставках в Грецию российского природного газа. В январе 1997 г. введен в эксплуатацию построенный российской стороной на территории Греции магистральный газопровод. Важное экономическое значение приобретет находящийся в стадии разработки проект сооружения при участии России, Греции и Болгарии нефтепровода Бургас-Александруполис для транспортировки нефти из Новороссийска в Европу. Осуществление этих крупных совместных проектов служит долговременным интересам России и Греции, отвечает задаче их более тесного экономического взаимодействия, создания основы новой топливно-энергетической инфраструктуры на Балканах.

Налаживается сотрудничество на региональном уровне. Связи Греции с югом России (Краснодарский край) опираются на достаточно прочную договорно-правовую базу. Круг регионов, взаимодействующих с Грецией, включает также Кемеровскую, Волгоградскую, Нижегородскую, Саратовскую, Пермскую, Калининградскую области. Активно подключаются к сотрудничеству Ставропольский край, Ростовская область, Татарстан, города Москва (в 1995 г. мэрами столиц России и Греции подписан протокол о сотрудничестве, а 7 декабря 2001 г. - соглашение о партнерстве и сотрудничестве) и Санкт-Петербург. Имеют намерение установить отношения с греческими партнерами Астраханская, Воронежская, Свердловская и Тульская области.

Работает Смешанная российско-греческая межправительственная комиссия по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству.

Осуществляются обмены между вооруженными силами двух стран. 16-19 сентября 1997 г. состоялся визит в Грецию авиаподразделения войск ПВО России. Ответный визит подразделения греческих ВВС прошел 25-29 мая 1998 г. Стали регулярными визиты кораблей Военно-Морского Флота России для участия в ежегодных мероприятиях, посвященных Наваринскому сражению (октяорь 1827 г.).

Получает развитие сотрудничество по линии МЧС в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 21 февраля 2000 г., подписано соответствующее российско-греческое межправительственное соглашение. Начиная с 1997 г., МЧС России, по просьбе греческой стороны, выделяло необходимые средства для тушения лесных пожаров на территории Греции.

В целом успешно развиваются связи в сфере науки и техники, культуры, средств массовой информации, туризма. Между Россией и Грецией действует авиационное, автомобильное и автобусное сообщение.

Поддерживаются постоянные контакты между русской и греческой православными церквами. В мае 1998 г. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял участие в церемонии интронизации Архиепископа Афинского и всей Греции Христодулоса. 5 - 14 мая 2001 г. Христодулос находился с визитом в России, в ходе которого был принят Президентом В.В.Путиным.

17 октября 2002 года



Интервью официального представителя МИД России А.В.Яковенко на вопрос РИА "Новости" в связи с предстоящим визитом Министра иностранных дел Греции Г.Папандреу

2115-16-10-2002

Вопрос: Сообщалось, что 17 октября в Москву приедет Министр иностранных дел Греции Г.Папандреу. Какова цель этого визита?

Ответ: Рабочий визит в Россию Министра иностранных дел Греции Г.Папандреу осуществляется в соответствии с договоренностью, достигнутой в ходе встречи с И.С.Ивановим 14 сентября в Нью-Йорке в рамках 57-й сессии Генассамблеи ООН.

Нынешний визит в Москву Г.Падандреу приобретает особое значение в свете начинающегося 1 января 2003 года полугодового председательства Греции в Европейском союзе, тем более, что по ряду важных направлений деятельности ЕС Афины уже осуществляют председательские функции (единая политика в области безопасности и обороны, зона евро).

Очередная встреча министров является продолжением сложившейся практики регулярного российско-греческого обмена мнениями по актуальным, проблемам международных отношений, а также по тематике двустороннего сотрудничества.

Вопрос: Каким темам будет уделено приоритетное внимание на переговорах И.С.Иванова с Г.Папандреу?

Ответ: Учитывая настрой Греции конструктивно содействовать продвижению сотрудничества России с ЕС, рассчитываем обстоятельно обсудить с греческой стороной основные векторы нашего взаимодействия на этом направлении в период ее председательства. Имеем в виду сделать акцент на задаче обновления стратегии взаимодействия Россия-Евросоюз, вопросе о необходимости учета российских интересов в связи с расширением ЕС, включая тематику жизнеобеспечения Калининградской области.

В рамках обсуждения международной проблематики намерены сосредоточить внимание в первую очередь на ситуации вокруг Ирака, ближневосточном конфликте, вопросах обеспечения европейской безопасности, включая положение на Балканах, кипрском урегулировании.

Важное место на переговорах займет обмен мнениями по укреплению ведущей роли ООН в мировых делах, поддержанию стратегической стабильности, объединению усилий в борьбе с международным терроризмом.

Вопрос: Будет ли обсуждаться проблематика развития двусторонних отношений?

Ответ: Да. Планируется, в частности, рассмотреть практические вопросы двустороннего сотрудничества в различных областях, в том числе перспективы развития торгово-экономических связей и, прежде всего, в энергетическом секторе. Есть резервы в увеличении взаимной торговли, объем которой в 2001 г. составил 1,2 млрд. долл. Сохраняется заинтересованность в продолжении поставок российского природного газа в Грецию, в продвижении трехстороннего российско-греко-болгарского проекта сооружения нефтепровода Бургас-Александруполис. Разворачивающийся в Греции процесс либерализации энергетического рынка открывает новые возможности для расширения российского экономического присутствия в балканском регионе.

16 октября 2002 г.



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О предстоящем визите в Москву Министра иностранных дел
Греции Г.Панандреу

2080-14-10-2002

17 октября по приглашению Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова в Москве с рабочим визитом будет находиться Министр иностранных дел Греческой Республики Г.Папандреу.

В ходе переговоров планируется обсудить перспективы российско- греческого взаимодействия, в том числе в контексте предстоящего в первой половине 2003 года председательства Греции в Евросоюзе. Существенное внимание предполагается уделить обмену мнениями по наиболее актуальным международным проблемам, включая ситуацию вокруг Ирака, ближневосточное урегулирование, положение на Балканах и другие.

14 октября 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О встрече Министра иностранных дел
Российской Федерации И.С.Иванова с Министром
иностранных дел Греческой Республики Г.Папандреу

1812-15-09-2002

14 сентября в Нью-Йорке в ходе работы 57-й сессии Генассамблеи ООН Министр иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванов встретился с Министром иностранных дел Греческой Республики Г.Папандреу.

В обстановке взаимопонимания, характерного для российско-греческих отношений, министры обсудили некоторые актуальные международные проблемы, включая ситуацию вокруг Ирака, на Ближнем Востоке и на Балканах, а также вопросы двусторонних отношений. Особое внимание было уделено конструктивному взаимодействию двух стран в ходе предстоящего в первом полугодии 2003 г. председательства Греции в Европейском союзе, использованию высокого потенциала российско-греческого сотрудничества для содействия дальнейшему развитию взаимодействия между Россией и ЕС.

В ходе беседы выражено обоюдное намерение содействовать дальнейшей активизации российско-греческого политического диалога, повышению его эффективности. Существенное значение имеет наращивание экономического сотрудничества между Россией и Грецией, в первую очередь в сфере энергетики. Принципиальное значение приобретает здесь реализация крупных совместных инвестиционных проектов.

15 сентября 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О встрече заместителя Министра иностранных дел России С.С.Разова с послом Греции в Москве Д. Параскевопулосом

611-01-04-2002

1 апреля заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации С.С.Разов принял посла Греции в Москве Д.Параскевопулоса.

В ходе беседы были обсуждены некоторые вопросы традиционно дружественных российско-греческих отношений. Выражено удовлетворение высоким уровнем межгосударственного сотрудничества, в том числе по линии внешнеполитических ведомств двух стран.

Подчеркнута взаимная готовность к дальнейшему расширению и углублению российско-греческого взаимодействия в контексте реализации договоренностей, достигнутых в ходе официального визита в Афины Президента Российской Федерации В.В.Путина в декабре 2001 года.

1 апреля 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О встрече заместителя Министра иностранных дел России Г.Э.Мамедова с послом Греции в Москве Д.Параскевопулосом

342-27-02-2002

27 февраля заместитель Министра иностранных дел России Г.Э.Мамедов принял вновь назначенного посла Греции в Москве Д.Параскевопулоса.

В ходе состоявшейся беседы была дана высокая оценка состояния традиционно дружественных российско-греческих отношений в политической, торгово-экономической и других областях.

Отмечено позитивное взаимодействие между Россией и Грецией по актуальным международным вопросам, относящимся в том числе к стратегической стабильности и разоружению, а также к созданию и реализации новых механизмов сотрудничества РФ-ЕС и РФ-НАТО.

Подчеркнута взаимная готовность к дальнейшему развитию и укреплению российско-греческого сотрудничества в реализации договоренностей, достигнутых в ходе состоявшегося в декабре 2001 года официального визита в Афины Президента Российской Федерации В.В.Путина.

27 февраля 2002 года



Стенограмма интервью Министра иностранных дел России И.С.Иванова греческому Государственному телевидению Москва, 5 декабря 2001 года

2315-08-12-2001

Вопрос: Игорь Сергеевич, роль России на международной арене, особенно после террористических актов 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне, значительно возросла. Российская Федерация активно поддерживает США в борьбе против терроризма. Означает ли это начало новой эпохи в отношениях между двумя странами? Некоторые аналитики употребляют выражение “новая Ялта”.

И.С.Иванов: Думаю, мы вправе говорить о начале новой эпохи в международных отношениях. Эта эпоха знаменует окончание “холодной войны” и переход к новому этапу, когда демократические государства должны объединить свои усилия в борьбе с новыми угрозами и вызовами, прежде всего, против международного терроризма, распространения оружия массового уничтожения, организованной преступности, наркобизнеса и так далее. Это глобальные проблемы, имеющие транснациональный характер. Поэтому они в равной степени затрагивают все государства, в том числе и самые сильные в экономическом и военном отношении.

Сегодня любому здравомыслящему политику очевидно, что в одиночку с этими проблемами ни одна страна справиться не может. Трагедия 11 сентября это наглядно продемонстрировала. Сейчас перед международным сообществом стоит задача объединить усилия. Россия в этом процессе готова играть самую конструктивную роль. Полагаю, что США, европейские и другие государства от этого процесса только выиграют, так же как выиграет и их собственная безопасность. Осознание этой взаимозависимости, необходимости совместно действовать против этих угроз позволят нам открыть новую страницу в истории международных отношений, когда все государства будут сотрудничать и взаимодействовать во имя общей безопасности и стабильности в мире.

Вопрос: “Афганистан - это только начало” - заявил Президент США Дж.Буш, объявляя войну террору во всем мире. Как утверждают, в Пентагоне уже имеются планы нанесения ударов по Ираку, Йемену, Сомали и так далее. Считаете ли Вы, что мы находимся накануне новой большой войны, как отреагирует Россия на возможные бомбардировки?

И.С.Иванов: Хочу подчеркнуть, что борьба с международным терроризмом началась не 11 сентября, а намного раньше. Международный терроризм уже давно, а в последние годы особенно активно, плетет свои сети, которые позволяют ему дестабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке, Балканах, Кавказе и в Центральной Азии.

Все это время Россия предупреждала об этой угрозе, потому что наша страна испытала на себе, что такое международный терроризм. На протяжении последних лет мы вели борьбу с наемниками на Кавказе, противодействовали международным террористам, пытавшимся проникать через Центральную Азию.

Действительно, после 11 сентября сформировалась международная коалиция, что мы считаем принципиально важным. Поэтому Россия сразу подержала ее формирование. Вместе с тем, мы всегда предупреждали: как на территории России, так и вне ее нельзя отождествлять терроризм с какой-то религией, народом, государством. Это было бы не только неправильно, но и крайне опасно, так как могло бы привести к размежеванию мира, к войне цивилизаций. Поэтому мы никогда не говорили об исламском терроризме, арабском терроризме. Террористические акты совершают люди разных национальностей, разных вероисповеданий. Их объединяет одно - нежелание жить в рамках демократических норм, права, уважения к правам человека и так далее. Мы всегда подчеркивали, что в борьбе против международного терроризма необходимо опираться на ясную и прочную международно-правовую базу. Эта борьба должна вестись под эгидой ООН. Необходимо четко определять, кто является террористом, что такое террористические организации, и вести предметную борьбу не против народов или государств, а против терроризма и организаций, поддерживающих террористические идеи. Тогда наша борьба будет эффективной. Если же перенести ее на страны и народы, то последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Думаю, что эту российскую позицию разделяет большинство государств в мире.

Вопрос: Не считаете ли Вы, что логика наказания целых государств может спровоцировать религиозную войну между христианами и мусульманами?

И.С.Иванов: К сожалению, это так. Если будут допущены действия, интерпретирующиеся как наказание целых государств или народов за то, что они придерживаются определенной веры, то последствия могут быть очень тяжелыми. Поэтому не следует смешивать различные понятия: борьба против терроризма - это совершенно определенное направление коллективных усилий. Но нельзя под предлогом борьбы с терроризмом бороться с неугодными режимами или добиваться политических изменений в отдельных государствах. Это уже будет выходить за рамки имеющихся договоренностей и иметь неблагоприятные последствия.

Вопрос: В интервью нашей телекомпании Е.М.Примаков сказал, что террористическая организация “Аль-Каида” действует в треугольнике Кавказ-Балканы-Афганистан. Вы согласны с подобным мнением? Какие имеются способы разрешения конфликта на Балканах?

И.С.Иванов: Е.М.Примаков, который был моим предшественником на посту Министра иностранных дел, является крупным специалистом по арабской проблематике. Поэтому я с большим уважением отношусь к его словам.

Позвольте мне рассмотреть эту проблему несколько шире. В последние годы мы говорили, и события в Афганистане это подтвердили, что в результате деятельности террористических организаций сформировалась дуга нестабильности, которая простирается от государств Азии через Ближний Восток на Балканы и Кавказ. Эта дуга дестабилизирует ситуацию в регионах. Проанализировав этот вопрос, мы пришли к выводу о том, что международное сообщество, начавшее координировать усилия только после 11 сентября, отстало от криминальных, террористических структур, уже давно находящихся в тесной координации, помогая друг другу наемниками. Поэтому нам следует шире взглянуть на эту глобальную проблему.

Такая же ситуация и на Балканах. Экстремистские организации не заинтересованы в стабильности региона, в прочных правительствах, укреплении в государствах демократии, так как это будет препятствовать их деятельности. Они заинтересованы в дестабилизации. И мы видим попытки дестабилизировать ситуацию на Балканах, прежде всего путем перекраивания международно признанных границ, сталкивания народов на конфессиональной и другой основе. Последние десять лет Балканы пребывают в состоянии тяжелого кризиса. И здесь международное сообщество также должно сказать свое веское слово.

Россия предложила провести международную конференцию по Балканам, на которой государства региона, а также страны, имеющие возможность оказать им содействие, выработали бы единые принципы построения межгосударственных отношений. Важнейшим принципом должна стать нерушимость международно признанных границ. Российскую инициативу поддержало подавляющее число государств. Надеемся, что такая конференция состоится и заложит основу для прочного мира на Балканах. В этом заинтересованы как балканские, так и все народы Европы, и конечно же Россия, которая имеет давние связи с народами, населяющими этот регион.

Вопрос: Бывшие социалистические страны вошли или хотят войти в НАТО и другие европейские структуры. Как это может сказаться на стабильности и безопасности России? Может ли сама Россия в ближайшем будущем стать членом НАТО?

И.С.Иванов: Каждое независимое государство вправе самостоятельно выбирать, в какой международной или региональной организации участвовать. Это суверенное право государств. Россия, разумеется, не имеет права вето на такого рода решения. Вместе с тем у нас есть своя недвусмысленная позиция. Считаем, что сегодня надо смотреть по-новому, и Вы говорили об этом в своем первом вопросе, на ситуацию в мире. Если мы говорим о том, что “холодная война” окончена, что начинается новый этап международных отношений, то необходимо по-новому смотреть на конфигурацию региональных, международных организаций, на решение стоящих перед нами проблем. Если мы говорим, что перед нами стоят общие угрозы и вызовы, то следует совместно их решать.

Мы воспринимаем все реалии, одной из которых является НАТО. Североатлантический альянс - это одна из европейских организаций, которая играет на определенном пространстве свою роль. Россия сотрудничает с НАТО. Как заявил Президент России В.В.Путин на встрече с Генеральным секретарем НАТО, Россия не собирается становиться в очередь и ждать вступления в Альянс. Мы не будем вступать в эту организацию. Вместе с тем полагаем, что сейчас в новых условиях есть возможность для того, чтобы между Россией и НАТО сложились качественно новые партнерские отношения, позволяющие использовать потенциал и натовских государств, и нашей страны для совместного решения имеющихся проблем. Это возможно. Через два дня в Брюсселе я и министры иностранных дел стран-членов НАТО будем обсуждать практические вопросы выработки таких механизмов. В сотрудничестве с НАТО Россия пойдет так далеко, как к этому будет готов сам Альянс, включающий 19 государств.

Что касается механического расширения НАТО, то спросите, например, греческих граждан, укрепится ли от этого их безопасность. Такой вопрос можно задать гражданам любой натовской страны. Это старая философия, которую сегодня нужно изживать. Надо по-новому смотреть на ситуацию в мире, а соответственно и на существующие структуры.

Вопрос: Игорь Сергеевич, как Вы расцениваете официальное заявление Турции о том, что вхождение Кипра в НАТО и другие европейские структуры будет иметь катастрофические последствия как для Греции, так и для Кипра?

И.С.Иванов: Вам известна российская позиция по кипрскому урегулированию, она опирается на известные решения Совета Безопасности ООН. Россия и в дальнейшем будет содействовать поиску политического урегулирования кипрской проблемы. Всем странам необходимо конструктивно действовать и не занимать крайние позиции, которые могут осложнить урегулирование этого и без того сложного вопроса. Надеемся, что в рамках Европейского Союза, НАТО и других структур Турция и Греция найдут такой подход, который обеспечит продвижение политического урегулирования кипрской проблемы.

Вопрос: Каковы перспективы российско-греческих отношений?

И.С.Иванов: Мы оцениваем позитивно эти перспективы и уверены, что визит Президента России В.В.Путина, предстоящие переговоры с руководителями Греции позволят открыть новую страницу в двусторонних отношениях, которые носят беспроблемный характер. У наших стран богатая история, немало объединяющих факторов. Все это необходимо использовать на благо наших народов и государств и развивать отношения по всем направлениям: политическому и торгово-экономическому, где также имеются хорошие перспективы. Уверен, что визит Президента России В.В.Путина будет содействовать этому.

Вопрос: Как смотрит Россия на инициативу Греции объявить перемирие во всех горячих точках на период проведения зимних Олимпийских игр?

И.С.Иванов: Россия выступает за перемирие во всех горячих точках не только на период проведения Олимпийских игр, но и навсегда. Если же это удастся сделать даже на такой короткий срок, мы, конечно, поддержим инициативу Греции и будем самым активным образом содействовать ее реализации.

Вопрос: В некоторых государствах, в том числе и в США, сомневаются в том, что Греции удастся обеспечить безопасность проведения Олимпийских игр 2004 года. Высказывались требования о переносе соревнований в другую страну, если не будет решен вопрос с греческой террористической организацией “17 ноября”.

И.С.Иванов: Мы будем поддерживать решение Международного олимпийского комитета. Необходимо с уважением относится к особой роли Греции в олимпийском движении. Исходим из того, что греческое руководство примет все необходимые меры для достойного проведения Олимпийских игр.

8 декабря 2001 года



Российско-греческие отношения
(Справочная информация)

2299-06-12-2001

Отношения между Россией и Грецией носят традиционно дружественный характер. В последнее время уровень и динамика развития российско-греческих отношений заметно повысились.

Активный характер приобрел политический диалог. В июне-июле 1993 г. состоялся визит Президента России Б.Н.Ельцина в Грецию, в ходе которого был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между двумя странами, а также большой пакет двусторонних документов, регламентирующих наше взаимодействие в экономической, научно-технической, культурной и других областях.

В июне 1994 г. Б.Н.Ельцин вторично посетил Грецию для подписания на о.Корфу (Керкира) Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Работа над этим соглашением была завершена во многом благодаря активным усилиям Греции в период ее председательства в Евросоюзе.

В мае 1995 г. Москву для участия в торжествах по случаю 50-летия Победы посетил греческий президент К.Стефанопулос.

В октябре 1996 г. премьер-министр Греции К.Симитис принял участие в Московской встрече глав государств и правительств стран-участниц Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС).

В июне 2000 г. Россию с официальным визитом посетил президент Греции К.Стефанопулос.

В июле 2001 г. находившийся в Москве по приглашению Национального Олимпийского Комитета России премьер-министр Греции К.Симитис был принят Президентом России В.В.Путиным.

Развитию политического диалога служат активизировавшиеся в последние годы и ставшие регулярными контакты на уровне министров иностранных дел. В частности, в марте 2000 г. Министр иностранных дел Греции Г.Папандреу посетил Москву с рабочим визитом. В октябре 2000 г. И.С.Иванов находился в Греции с кратким рабочим визитом. В июле 2001 г. состоялись переговоры И.С.Иванова с Г.Папандреу, находившимся в Москве для участия в сессии МОК. 1 октября 2001 г. в Москве состоялась рабочая встреча И.С.Иванова с Г.Папандреу.

Регулярной практикой стали политические консультации между МИДами двух стран. В 1996-2001 гг. проведено более 30 таких консультаций. Они содействовали наращиванию российско-греческого сотрудничества по актуальным вопросам современной международной политики, по которым позиции двух стран традиционно близки или совпадают. Существует основа для продолжения координации совместных усилий на Балканах, включая стабилизацию положения в Республике Македония. Тесные контакты России и Греции осуществляются в рамках ООН, по тематике кипрского урегулирования. Россия и Греция активно взаимодействуют в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества.

Продвигаются российско-греческие связи по парламентской линии. В мае 1996 г. в Москве по приглашению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с официальным визитом находился председатель парламента Греции А.Какламанис, а в ноябре того же года Афины посетила делегация Госдумы во главе с Г.Н.Селезневым.

В марте 1998 г. Москву посетила делегация Верховного суда Греции (Ареопаг), которая имела встречи с Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральным Прокурором России, в Верховном и Конституционном Судах. В декабре 1998 г. Афины посетила российская делегация во главе с Генеральным Прокурором России.

Российско-греческие отношения опираются на развитую договорно-правовую основу. Продолжается работа по ее совершенствованию. В июле 1999 г. были подписаны межправительственные соглашения о сотрудничестве в области ветеринарии, сельского хозяйства, а также почтовой и электрической связи. В феврале 2000 г. были заключены Соглашение о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Конвенция об избежании двойного налогообложения, Соглашение по борьбе с экономическими преступлениями.

Учреждены генеральные консульства России - в Салониках и Греции - в Санкт-Петербурге и Новороссийске. Назначен почетный консул России на Крите.

В области взаимной торговли обозначается тенденция к росту. В 2000 г. объем товарооборота достиг 1 млрд. 220 млн. долл. (1997 г. - 788 млн. долл., 1998 г. - 835 млн. долл., 1999г. - 892 млн. долл.).

Стабильность и долговременную перспективу отношениям в экономической сфере придает, в частности, реализация Соглашения о поставках в Грецию российского природного газа. В январе 1997 г. введен в эксплуатацию построенный российской стороной на территории Греции магистральный газопровод. Важное экономическое значение приобретает находящийся в настоящее время в стадии разработки проект сооружения при участии России, Греции и Болгарии нефтепровода Бургас-Александруполис для транспортировки нефти из Новороссийска в Европу. Осуществление этих крупных совместных проектов служит долговременным интересам России и Греции, отвечает задаче их более тесного экономического взаимодействия, создания основы новой топливно-энергетической инфраструктуры на Балканах.

Налаживается сотрудничество на региональном уровне. Связи Греции с Югом России (в частности, Краснодарский край) опираются на достаточно прочную договорно-правовую базу. Круг регионов, активно взаимодействующих с Грецией, включает также Кемеровскую, Волгоградскую, Нижегородскую, Саратовскую, Пермскую, Калининградскую области. Активно подключаются к сотрудничеству Ставропольский край, Волгоградская и Ростовская области, Татарстан, города Москва (в 1995 г. мэрами столиц России и Греции подписано соглашение о сотрудничестве) и Санкт-Петербург. Имеют намерение установить отношения с греческими партнерами Свердловская, Тульская и Астраханская области.

Работает Смешанная российско-греческая межправительственная комиссия по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству. Ее последнее заседание состоялось 19-21 ноября 2001 г. в Афинах с участием заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И.Матвиенко.

Развиваются обмены между вооруженными силами двух стран. Стали регулярными визиты кораблей Военно-Морского Флота России для участия в ежегодных мероприятиях, посвященных Наваринскому сражению (октябрь 1827 г.).

В целом успешно развиваются связи в сфере науки и техники, культуры, средств массовой информации, туризма. Между Россией и Грецией действует авиационное, автомобильное и автобусное сообщение.

Поддерживаются постоянные контакты между русской и греческой православными церквами. В июне 1992 г. Грецию посетил с официальным визитом Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В мае 1998 г. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял участие в церемонии интронизации Архиепископа Афинского и всей Греции Христодулоса. В мае 2001 г. в России Христодулос находился с визитом в России, в ходе которого был принят Президентом В.В.Путиным.

6 декабря 2001 года



Интервью официального представителя МИД России А.В.Яковенко РИА “Новости” по российско-греческим отношениям

2274-05-12-200

Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать российско-греческие отношения?

Ответ: Укрепление разностороннего взаимодействия с Грецией отвечает долгосрочным интересам России. Развитию политического диалога служат активизировавшиеся в последние годы и ставшие регулярными контакты на уровне министров иностранных дел. Последняя встреча между главами внешнеполитических ведомств России и Греции состоялась 1 октября в Москве. Регулярной практикой стали политические консультации между МИДами двух стран. Они содействовали наращиванию российско-греческого сотрудничества по актуальным вопросам современной международной политики, по которым позиции двух стран традиционно близки или совпадают. Существует основа для продолжения координации совместных усилий на Балканах, включая стабилизацию положения в Республике Македонии. Тесные контакты России и Греции осуществляются в рамках ООН, по тематике кипрского урегулирования. Россия и Греция активно взаимодействуют в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества.

Вопрос: Насколько успешно продвигается сотрудничество с Грецией в сфере экономики и торговли?

Ответ: В области взаимной торговли четко обозначилась тенденция к росту. В 2000 г. объем товарооборота достиг 1 млрд. 220 млн. долл. (в 1999 г. - 892 млн. долл.). Работает Смешанная российско-греческая межправительственная комиссия по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству, последнее заседание которой состоялось 19-21 ноября с.г. в Афинах с участием заместителя Председателя Правительства России В.И.Матвиенко.

Стабильность и долговременную перспективу российско-греческим отношениям придает в экономической сфере, в частности, реализация Соглашения о поставках в Грецию российского природного газа. В январе 1997 г. введен в эксплуатацию построенный российской стороной на территории Греции магистральный газопровод. Важное экономическое значение приобретает находящийся в настоящее время в стадии разработки проект сооружения при участии России и Греции нефтепровода Бургас-Александруполис для транспортировки нефти из Новороссийска в Европу. Осуществление этих крупных совместных проектов служит долговременным интересам России и Греции, отвечает задаче их более тесного экономического взаимодействия, создания основы новой топливно-энергетической инфраструктуры на Балканах.

Вопрос: Насколько развита юридическая база российско-греческих отношений?

Ответ: Российско-греческие связи опираются на развитую договорно-правовую основу. Продолжается работа по ее совершенствованию. В 1999 г. были заключены межправительственных соглашения о сотрудничестве в области ветеринарии, сельского хозяйства, а также почтовой и электрической связи. В 2000 г. подписаны Соглашение о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Конвенция об избежании двойного налогообложения, Соглашение по борьбе с экономическими преступлениями.

Учреждены генеральные консульства России - в Салониках и Греции - в Санкт-Петербурге и Новороссийске.

Вопрос: Характерны ли для отношений России с Грецией связи между регионами двух стран?

Ответ: Сотрудничество на региональном уровне строится давно и весьма активно. Связи Греции с Югом России (Краснодарский край) опираются на достаточно прочную договорно-правовую базу. Круг регионов, тесно взаимодействующих с Грецией, включает также Кемеровскую, Волгоградскую, Нижегородскую, Саратовскую, Пермскую, Калининградскую области. Подключаются к сотрудничеству Ставропольский край, Волгоградская и Ростовская области, Татарстан, города Москва (в 1995 г. мэрами столиц России и Греции подписано соглашение о сотрудничестве) и Санкт-Петербург. Имеют намерение установить отношения с греческими партнерами Свердловская, Тульская и Астраханская области.

Попутно замечу, что есть также значительные достижения в развитии двусторонних отношений в сфере науки и техники, культуры, средств массовой информации, туризма. Между Россией и Грецией действует авиационное, автомобильное и автобусное сообщение.

3 декабря 2001 года

   Главная         ©