ФРАНЦИЯ | ||||||
Интервью официального представителя МИД России А.В.Яковенко РИА “Новости” по российско-французским отношениям320-08-02-2003 Вопрос: Каковы, на Ваш взгляд, наиболее примечательные тенденции в отношениях России с Францией? Ответ: Между нашими странами сложился хорошо отлаженный механизм регулярных политических контактов на всех уровнях, который способствует интенсификации российско-французского диалога по всем направлениям двустороннего сотрудничества и взаимодействия на международной арене. Важной предпосылкой для углубленного международного партнерства России и Франции является близость или совпадение их подходов по широкому кругу внешнеполитических вопросов. В их основе - сходное видение будущего мироустройства как многополярной системы при верховенстве международного права, центральной роли ООН и его Совета Безопасности, неделимости международной безопасности. В Москве с удовлетворением констатируют, что за последнее время российско-французское взаимодействие в международных делах приобрело новое качество. Россия и Франция перешли от согласования позиций к скоординированным действиям по принципиально важным проблемам мировой политики. Для более тесной координации усилий двух стран в вопросах обеспечения стабильности и международной безопасности был создан российско-французский Совет сотрудничества по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны. Первое заседание Совета (ноябрь 2002 г., Париж) позволило на основе общности интересов определить дальнейшие шаги по наращиванию двустороннего взаимодействия в области международной, в т.ч. европейской безопасности, включая вопросы борьбы с терроризмом и другими новыми угрозами и вызовами. Вопрос: Естественно, что Россия и Франция совместно принимают активное участие в решении сложнейших международных проблем. И тем не менее, каким из них в последнее время уделяется приоритетное внимание в двусторонних контактах? Ответ: Современный российско-французский диалог включает в себя обсуждение развития стратегической ситуации в мире, отношений Россия - Европейский союз, взаимодействия двух стран в рамках "Группы восьми", где в текущем году председательствует Франция, вопросов международ-ного антитеррористического сотрудничества, нераспространения оружия массового уничтожения, путей урегулирования ситуации вокруг Ирака, на Корейском полуострове, на Ближнем Востоке и на Балканах.Вопрос: Россия и Франция активно сотрудничают друг с другом в экономической, культурной и гуманитарной областях. Не могли бы Вы привести несколько примеров такого сотрудничества? Ответ: Действительно, Франция входит в десятку важнейших торговых партнеров России (7-е место). Российско-французский внешнеторговый оборот за 9 месяцев 2002 г. составил 3,17 млрд. долл. Положительное для России сальдо внешней торговли за данный период достигло 534,1 млн. долл. Большим потенциалом обладают российско-французские межрегиональные связи. Одной из форм их государственной поддержки стало проведение в Тулузе в ноябре 2002 года заседания двусторонней комиссии по вопросам сотрудничества на уровне глав правительств. В настоящее время большинство действующих в России французских предприятий сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Однако в последнее время заметен интерес французских предпринимателей к другим российским регионам. В 2003 г. планируется визит делегации деловых кругов Франции в Сибирский федеральный округ. Заметно активизировался межкультурный диалог. С французской стороной прорабатывается вопрос о проведении "Года французской культуры в России" в 2005 г. и "Года российской культуры во Франции" в 2006 г. Ожидается, что в мае с.г. Франция примет участие в мероприятиях, посвященных празднованию 300-летия Санкт-Петербурга. СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ
220-29-01-2003 29 января заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Ю.В.Федотов принял посла Франции в Москве К.Бланшмезона по его просьбе. В ходе беседы состоялось обстоятельное обсуждение ситуации вокруг Ирака, вопросов, связанных с решением КНДР о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия, а также проблематики Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН по изменению климата. По Ираку, в частности, было высказано единое мнение о необходимости урегулирования ситуации политико-правовыми средствами и продолжения в этих целях инспекционной деятельности по линии ЮНМОВИК и МАГАТЭ. 29 января 2003 года СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ
183-26-01-2003 24 января в Париже прошли политические консультации первого заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации В.И.Трубникова с Генеральным секретарем МИД Франции ё.Колен де Вердьером. В ходе консультаций состоялось обсуждение ряда ключевых вопросов международной повестки дня, включая развитие ситуации в Афганистане, вокруг Ирака, на Корейском полуострове, в СНГ. С французской стороны была также поднята африканская проблематика в контексте ее известных инициатив в УвосьмеркеФ. При рассмотрении обстановки в Афганистане стороны подтвердили твердую поддержку Переходной администрации Афганистана. Они подчеркнули свою общую заинтересованность в возвращении Афганистана в международное сообщество в качестве единого, предсказуемого и миролюбивого государства, живущего в гармонии со своими соседями. Конкуренции и соперничеству на афганском политическом и экономическом пространствах должно быть противопоставлено многостороннее взаимодействие при центральной координирующей роли ООН и ее Совета Безопасности. Было отмечено, что общая стратегия международного противодействия афганской наркоугрозе должна опираться как на принятие скоординированных с афганскими властями шагов по ограничению и последующему полному искоренению культивирования опийного мака в стране, так и на укрепление внешних антинаркотических Упоясов безопасностиФ по периметру Афганистана. Была подчеркнута принципиальная важность сохранения ключевой роли ООН и ее Совета Безопасности в урегулировании кризиса вокруг Ирака, обеспечении международного мира и безопасности. В ходе консультаций были предметно рассмотрены вопросы российско-французского взаимодействия в антитеррористической сфере. Достигнута договоренность о создании двусторонней Рабочей группы по противодействию новым вызовам и угрозам. Первое заседание Группы намечено на осень этого года в Москве. В целом консультации подтвердили высокую степень совпадения или близости подходов двух стран к наиболее актуальным проблемам международной повестки дня. 26 января 2003 года Стенограмма выступления
|
МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ И.С.ИВАНОВ |
МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ Д.ДЕ ВИЛЬПЕН |
8 июля 2002 года
1402-08-07-2002
8 июля в Москве с рабочим визитом находился Министр иностранных дел Франции Доминик де Вильпен.
Главу французской дипломатии принял Президент России В.В.Путин. Состоялись переговоры Д.де Вильпена с Министром иностранных дел России И.С.Ивановым, а также встречи с секретарем Совета Безопасности Российской Федерации В.Б.Рушайло и Министром обороны России С.Б.Ивановым.
Стороны обменялись мнениями по вопросам взаимодействия между Россией и Францией, обсудили актуальные международные проблемы, представляющие взаимный интерес.
Особое внимание было уделено вопросам деятельности
российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности под председательством министров иностранных дел и обороны, образованного в соответствии с решением президентов двух стран. И.С.Иванов и Д.де Вильпен подписали Совместное заявление о создании Совета сотрудничества, определяющее модальности его работы. Главная цель Совета сотрудничества – актуализация и координация подходов России и Франции в решении вопросов, связанных с обеспечением международной безопасности, противодействием терроризму, адекватными совместными ответами на новые вызовы и угрозы.
На переговорах, прошедших в обстановке взаимопонимания и доверительности, характерной для российско-французских отношений, был обсужден ход подготовки к запланированному рабочему визиту в Россию Президента Франции Ж.Ширака.
8 июля 2002 года
1389-05-07-2002
Отношения с Францией - одно из приоритетных направлений внешней политики России на европейском направлении. Став в декабре 1991 г. правопреемницей СССР, Российская Федерация унаследовала развитый комплекс отношений с Французской Республикой. Дипломатические отношения между СССР и Францией были установлены 28 октября 1924 г.
В феврале 1992 г. был подписан Договор между Россией и Францией, подтвердивший стремление обеих сторон развивать "отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". За истекший период договорно-правовая база двусторонних отношений пополнились 70 соглашениями и протоколами, затрагивающими различные сферы российско-французского сотрудничества.
В октябре-ноябре 2000 г. состоялся официальный визит Президента Российской Федерации В.В.Путина во Францию. Договоренности, достигнутые в ходе российско-французского саммита, позволили подтвердить роль нашего сотрудничества как важного фактора мировой политики, создали необходимые предпосылки для активизации диалога.
В июле 2001 г. Россию с официальным визитом посетил Президент Франции Ж.Ширак, побывавший в Санкт-Петербурге, Москве и Самаре. По итогам состоявшихся переговоров между Ж.Шираком и В.В.Путиным было принято Совместное заявление о стратегической стабильности, подписано новое Соглашение о воздушном сообщении и Дополнительное соглашение о сотрудничестве в области поддержки предпринимательства.
В январе 2002 г. состоялся краткий рабочий визит Президента Российской Федерации В.В.Путина во Францию. Обе стороны высказались в пользу формирования новых рамок стратегической стабильности, опирающихся на юридически обязывающие договоренности с надежными механизмами контроля за их соблюдением. Президенты подчеркнули необходимость углубления диалога по этой тематике в рамках "пятерки" постоянных членов Совета Безопасности ООН. Президенты также приняли решение о создании российско-французского Совета по вопросам безопасности.
В июле с.г. в Сочи состоится встреча Ж.Ширака с В.В.Путиным.
1-3 июля в Париже находился М.М.Касьянов для участия в 131-й сессии Генеральной Ассамблеи Международного бюро выставок. В ходе поездки он встретился с Ж.Шираком, Председателем Сената К.Понселе, премьер-министром Ж.-П.Раффареном, министром иностранных дел Д.Галузо де Вильпеном, министром экономики, финансов и промышленности Ф.Мером.
Регулярный характер носят встречи на уровне министров иностранных дел. Очередные переговоры были проведены в Париже 15 февраля с.г.
В мае в Рейкьявике состоялась встреча И.С.Иванова с новым министром иностранных дел Франции Д.Галузо де Вильпеном (назначен на этот пост 7 мая), в ходе которой была подтверждена заинтересованность обеих сторон в дальнейшем развитии российско-французского сотрудничества.
В июне в рамках министерской встречи “Группы восьми” в Уистлере (Канада) состоялась очередная встреча И.С.Иванова с министром иностранных дел Франции Д.Галузо де Вильпеном.
7-8 июля предстоит рабочий визит Д.Галузо де Вильпена в Россию.
В международных делах отмечается значительная близость подходов России и Франции к ключевым вопросам современности. В ее основе лежит приверженность наших стран многополярному устройству мировой системы, стремление к сохранению стратегической стабильности.
Россия и Франция выступают за обеспечение и поддержание мира на базе международного права и универсальных принципов ООН, прерогатив Совета Безопасности, в котором Россия и Франция в качестве постоянных членов играют важную роль. Обе стороны являются принципиальными сторонниками использования коллективных усилий в борьбе с международным терроризмом.
В свете новых угроз и вызовов у правоохранительных органов России и Франции имеется немало точек соприкосновения. Компетентные российские министерства и ведомства завершают рассмотрение французского проекта двустороннего Соглашения о сотрудничестве по обеспечению внутренней безопасности.
Устойчиво развиваются межпарламентские обмены. Плодотворно работает Большая российско-французская межпарламентская комиссия, возглавляемая председателями нижних палат парламентов двух стран. Очередное заседание Комиссии состоялось в ноябре 2001 г. в Париже. На сентябрь 2002 года намечен визит в Россию председателя Сената Франции К.Понселе.
Франция входит в десятку важнейших торговых партнеров России, хотя потенциал двусторонних экономических связей используется не в полной мере. По данным российской статистики, внешнеторговый оборот в 2001 г. составил 3,704 млрд. долл. США (в 2000 г. - 3,1 млрд. долл.), из которых экспорт - 2,19 млрд. долл., импорт -1,51 млрд. долл. Положительное для России сальдо внешней торговли товарами составило 675,5 млн. долл.
Сегодня по объёму накопленных инвестиций в России Франция занимает четвёртое место после Германии, США, Великобритании. По объему прямых инвестиций (230 млн. долл.) Франция находится на восьмом месте среди стран-инвесторов, работающих на российском рынке. В последнее время отмечается тенденция к росту этого показателя.
Наиболее перспективными направлениями двустороннего сотрудничества являются космос, авиастроение, ядерная энергетика, связь, автомобильная и нефтяная промышленность, АПК, жилищно-коммунальное хозяйство. Научно-техническое сотрудничество охватывает широкий спектр областей, покрывая практически все направления науки и техники. Развиваются связи в области фундаментальных наук, физики, математики, химии, биологии, а также в прикладных областях - аэрокосмической, энергетике, океанологии, информатике и вычислительной технике, научно-технической информации.
Основным руководящим органом, определяющим стратегию и направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической и научно-технической областях, является Российско-Французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств, учрежденная в феврале 1996 г. Седьмое заседание Комиссии прошло в октябре 2001 г. в Москве в рамках официального визита в Россию Премьер-министра Франции Л.Жоспена. При Комиссии действуют Комитет по научному и технологическому сотрудничеству, Комитет по сотрудничеству в области агропромышленного комплекса, Комитет по военно-техническому сотрудничеству и Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК). Девятая сессия СЕФИК прошла в октябре 2001 г. в Москве.
Успешно развивается двустороннее сотрудничество в области государственного строительства и реформы госслужбы. В рамках подписанного в мае 2001 г. Соглашения о сотрудничестве в области государственной службы предусматриваются такие формы двустороннего взаимодействия, как обмен информацией о госслужбе двух стран, стажировки российских госслужащих во Франции, проведение совместных семинаров, сотрудничество российских и французских образовательных учреждений.
Заметно активизировался культурный диалог. С французской стороной прорабатывается вопрос о проведении “Года французской культуры в России” в 2005 г. и “Года российской культуры во Франции” в 2006 г.
Франция примет участие в мероприятиях, посвященных празднованию 300-летия Санкт-Петербурга. Особое внимание уделяется проблемам сохранения и популяризации во Франции российского историко-культурного наследия (Дом-музей И.С.Тургенева), защите прав России в наследственных делах (М.Ларионов, З.Серебрякова и др.).
Российское культурное присутствие во Франции отмечено многочисленными выступлениями российских творческих коллективов, театров, цирков, отдельных исполнителей; в музеях и галереях широко представлены мастера отечественного изобразительного искусства, на экранах - работы российской кинематографической школы, на книжных полках -произведения наших классиков и современных авторов и т. д.
5 июля 2002 года
1381-04-07-2002
Вопрос: 7 июля в Москву прибывает Министр иностранных дел Франции Доминик Галузо де Вильпен. Что Вы могли бы сказать по существу этого визита?
Ответ: Глава французской дипломатии прибывает в Москву впервые после формирования нового правоцентристского правительства Франции. Д.Галузо де Вильпен уже встречался с И.С.Ивановым в Рейкьявике и Уистлере. Очередная двусторонняя встреча в Москве станет важным шагом на пути дальнейшего углубления российско-французского партнерства. О приоритетном характере этой задачи Президент Франции Ж.Ширак заявлял в ходе своей предвыборной кампании. За последние годы политический диалог между нашими странами заметно активизировался. Стороны исходят их того, что эта тенденция ещё более укрепится в новых внутриполитических реалиях Франции.
В ходе предстоящих переговоров Д.Галузо де Вильпена с Министром иностранных дел России И.С.Ивановым планируется обсуждение актуальных вопросов международной жизни и двусторонних отношений, в частности, касающихся деятельности российско-французского Совета по вопросам безопасности под председательством министров иностранных дел и обороны, создаваемого в соответствии с решением президентов России и Франции.
Российско-французское взаимодействие во внешнеполитической сфере опирается на близость подходов двух стран к ключевым проблемам стратегической стабильности и международной безопасности, урегулированию региональных конфликтов (Ближний Восток, Афганистан, индо-пакистанское противостояние).
Министры обменяются мнениями о путях реализации решений последних встреч на высшем уровне “Группы восьми”, России-ЕС и России-НАТО.
Будет рассмотрен ход подготовки к предстоящему визиту в Россию Президента Франции Ж.Ширака.
Вопрос: Имеется ли в виду в ходе переговоров мининдел двух стран затронуть проблематику отношений Россия-ЕС?
Ответ: Успех российско-французского взаимодействия, в том числе торгово-экономического, напрямую связан с тем, насколько успешно будут развиваться отношения между Россией и Евросоюзом. Президент Ж.Ширак неоднократно высказывался в пользу более тесного взаимодействия Евросоюза с Россией, рассматривая нашу страну как глобального партнера ЕС. Такой подход отвечает интересам как России, так и ЕС.
Соответственно, на переговорах министров важное место займет обсуждение прозвучавшего на майском саммите Россия-ЕС заявления руководства Комиссии Европейских Сообществ о готовности предоставить России статус страны с рыночной экономикой. Россия за то, чтобы это заявление было как можно скорее реализовано на практике и в самом ближайшем будущем данная проблема исчезла из повестки дня наших отношений с Евросоюзом.
В рамках взаимоотношений России с Евросоюзом будут обсуждаться и гуманитарные проблемы. В частности, недавний московский саммит Россия-ЕС особенно ярко продемонстрировал остроту проблемы жизнеобеспечения Калининградской области. Поддержка Францией решения этой проблемы стала бы реальным примером российско-французского привилегированного партнерства.
В России исходят из того, что в такой стране, как Франция, имеющей собственные заморские департаменты и территории, в большей степени, нежели в других государствах ЕС, должна восприниматься соответствующая российская озабоченность.
Не менее остро стоит для России и вопрос о положении русскоязычного населения в странах Балтии, особенно в контексте расширения Евросоюза. Хотя определенные сдвиги под давлением России и международного сообщества произошли, в частности, в законодательстве Латвии, курс на постепенную ассимиляцию т.н. "нетитульных" наций в Балтии продолжается, не говоря уже о проблеме "неграждан".
Вопрос: Какое место на предстоящих переговорах займет тема культурного сотрудничества?
Ответ: Предполагается, что стороны обсудят различные аспекты российско-французского взаимодействия в области культуры.
В частности, Франция в числе первых выступила с инициативой участия в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга. В настоящее время согласовывается формат двусторонних юбилейных проектов.
4 июля 2002 года
1372-03-07-2002
7-8 июля в соответствии с достигнутой договоренностью Министр иностранных дел Франции Доминик Галузо де Вильпен посетит Россию с рабочим визитом. Глава французской дипломатии прибывает в Москву впервые после формирования нового правоцентристского правительства Франции.
Программой визита французского министра предусмотрены его переговоры с Министром иностранных дел России И.С.Ивановым, встречи с секретарем Совета Безопасности Российской Федерации В.Б.Рушайло и Министром обороны России С.Б.Ивановым.
И.С.Иванов и Д.Г.де Вильпен обсудят ход подготовки к предстоящему визиту в Россию Президента Франции Ж.Ширака.
Планируется также обсуждение актуальных международных проблем и вопросов двусторонних отношений, в частности, деятельности российско-французского Совета по вопросам безопасности под председательством министров иностранных дел и обороны, создаваемого в соответствии с решением президентов двух стран.
3 июля 2002 года
1210-13-06-2002
12 июня в Уистлере (Канада) в рамках встречи министров иностранных дел “большой восьмерки” состоялась беседа Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова с Главой внешнеполитического ведомства Франции Д.Галузо де Вильпеном.
Министры обсудили актуальные вопросы двустороннего взаимодействия в области безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам, а также в сфере торгово-экономического сотрудничества.
13 июня 2002 года
1182-06-06-2002
6 июня состоялись телефонные разговоры Министра иностранных дел России И.С.Иванова с Министром иностранных дел Франции Д.Галузо де Вильпеном и Министром иностранных дел Японии Ё.Кавагути.
Центральное место в беседах было уделено ситуации, сложившейся в отношениях между Индией и Пакистаном. И.С.Иванов проинформировал своих иностранных коллег о российско-индийской и российско-пакистанской встречах на высшем уровне, состоявшихся в рамках алма-атинского Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Министры выразили удовлетворение, что в результате контактов Президента России В.В.Путина с Премьер-министром Индии А.Б.Ваджпаи и Президентом Пакистана П.Мушарафом наметилась тенденция к снижению напряженности в Южной Азии.
В беседах была подчеркнута важность преодоления нынешней опасной ситуации и координации усилий международного сообщества с тем, чтобы не допустить эскалации напряженности и вернуть урегулирование индо-пакистанского конфликта в политическое русло.
В связи с предстоящей поездкой Ё.Кавагути на Ближний Восток министры обсудили также вопросы российско-японского взаимодействия в целях разрядки ситуации в этом регионе.
6 июня 2002 года
1129-31-05-2002
31 мая заместитель Министра иностранных дел, политический директор России в “восьмерке” Г.Э.Мамедов принял посла Франции в Москве К.Бланшмезона по его просьбе.
Состоялся обмен мнениями по итогам официальных визитов в Россию и Францию Президента США Дж.Буша, а также встреч в верхах Россия-НАТО и Россия-ЕС.
Было выражено обоюдное убеждение, что достигнутые в последнее время на различных форумах важные военно-политические договоренности и понимания создают хорошие предпосылки для продвижения всего многостороннего процесса разоружения и нераспространения, для укрепления стратегической стабильности. Россия и Франция будут и впредь активно содействовать этому, прежде всего в ООН, а также в рамках большой “восьмерки”, следующий саммит которой состоится в Кананаскисе (Канада) 26-27 июня.
Особо затрагивался обостряющийся индийско-пакистанский конфликт и возможные шаги по его урегулированию.
31 мая 2002 года
1010-18-05-2002
18 мая заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации, политический директор России в “восьмерке” Г.Э.Мамедов принял посла Франции в Москве К.Бланшмезона по его просьбе.
Состоялась обстоятельная беседа, в ходе которой французская сторона была, в частности, информирована о переговорах между Россией и США по СНВ-ПРО в преддверии визита Президента Буша в Москву. К.Бланшмезон выразил удовлетворение прогрессом, достигнутым за последние месяцы в этой области.
Обсуждалась также проблематика подготовки саммита “большой восьмерки” в Кананаскисе (Канада) 26-27 июня с.г. Собеседники согласились, что важное место на этой встрече в верхах будет принадлежать вопросам стратегической стабильности, включая борьбу с новыми угрозами, и нераспространения. По мнению российской стороны, особое внимание стоит уделить также проблематике глобальной энергетической безопасности.
18 мая 2002 года
930-07-05-2002
По результатам состоявшегося в воскресенье 5 мая второго тура президентских выборов во Франции президент Жак Ширак переизбран на второй, на этот раз пятилетний срок. За него проголосовали 82% избирателей. Его противник, председатель партии "Национальный фронт" Жан-Мари Ле Пен получил 18%.
Итоги второго тура, в отличие от первого, в который вместе с Ж.Шираком неожиданно вышел Ж.-М.Ле Пен, ни для кого не стали сюрпризом: противодействие крайне правым силам привело к объединению - в тактических целях - почти всех политических сил Франции. Победа Ж.Ширака была предопределена также неудачей в первом туре лидера социалистов, премьер-министра Лионеля Жоспена, причем не только из-за проявившейся разобщенности левых - от социалистов и "зеленых" до коммунистов и троцкистов, - но и явной недооценки социалистами смещения ценностных приоритетов во французском и в европейском обществе.
Углубление процессов глобализации породило у значительной части населения во многих западноевропейских странах, включая Францию, чувство неуверенности и незащищенности. Не случайно одной из главных тем прошедших президентских выборов стала борьба за обеспечение личной безопасности французов, которую весьма успешно эксплуатирует в течение всей своей политической карьеры Ле Пен, в то время как традиционные партии представили избирателям трудноузнаваемые, малопривлекательные и в целом схожие идеологические установки центристского толка.
Как представляется, тема обеспечения безопасности личности не потеряет своей актуальности и на предстоящих вскоре во Франции парламентских выборах (9 июня - первый тур, 16 июня - второй тур), результаты которых пока непредсказуемы.
Президент сейчас прилагает усилия по мобилизации правых сил, рассчитывая на волне одержанной им победы обеспечить себе большинство на парламентских выборах. Подобный вариант развития событий вполне вероятен при том, что социалисты идут на парламентские выборы после провала Л.Жоспена фактически без общепризнанного лидера, хотя и будут пытаться взять реванш за поражение на президентских выборах.
7 мая 2002 года
645-05-04-2002
3 апреля в Париже прошли российско-французские консультации по латиноамериканской проблематике, в которых приняли участие директор ЛАД МИД России В.И.Морозов и директор Департамента Северной и Латинской Америки и Карибского бассейна МИД Франции Ж.М.Госса.
Состоялся обмен мнениями по вопросам, касающимся общей ситуации и основных тенденций развития в регионе, динамики интеграционных процессов, обеспечения региональной безопасности, в т.ч. в контексте борьбы с новыми вызовами. Участники консультаций обсудили положение вокруг отдельных стран, в частности Аргентины, Венесуэлы, Колумбии, Кубы, обменялись информацией о состоянии двусторонних отношений России и Франции с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна, развитии связей с региональными организациями и интеграционными объединениями Западного полушария.
Российско-французские консультации состоялись в соответствии с существующей практикой регулярного обмена мнениями между министерствами иностранных дел двух стран, в т.ч. по региональной проблематике. Достигнута договоренность о проведении очередного раунда в Москве в 2003 г.
5 апреля 2002 года
612-01-04-2002
1 апреля Министр иностранных дел России И.С.Иванов провел телефонные разговоры с министрами иностранных дел Египта А.Махером, ФРГ Й.Фишером, а также с Ж.Пике, министром иностранных дел Испании - страны, председательствующей в ЕС.
Основное внимание было уделено опасному развитию ситуации на Ближнем Востоке. Выражена глубокая обеспокоенность резкой эскалацией напряженности вокруг палестинских территорий, отмечена необходимость сделать все возможное для того, чтобы остановить насилие и кровопролитие. В этой связи было подчеркнуто, что сейчас надо добиваться скорейшего выполнения принятой 30 марта резолюции 1402 СБ ООН. В конкретном плане речь идет о немедленном прекращении огня, отводе израильских войск, продолжении сотрудничества израильтян и палестинцев с международными посредниками с тем, чтобы начать реализацию плана Дж.Тенета и рекомендаций комиссии Дж.Митчелла.
И.С.Иванов заявил, что в этих целях Россия намерена поддерживать интенсивные контакты с правительством Израиля, руководством Палестинской национальной администрации, а также США, ЕС, ООН, другими заинтересованными сторонами.
Все собеседники высказали общее мнение о том, что силовые методы решения даже самых острых противоречий, существующих между израильтянами и палестинцами, бесперспективны. Выход из кризиса нужно искать на путях возобновления политического диалога.
1 апреля 2002 года
279-16-02-2002
И.С.Иванов: Прежде всего, хотел бы выразить чувство удовлетворения состоявшимися переговорами, которое мы всегда испытываем после переговоров с нашими французскими коллегами.
Был рассмотрен широкий круг вопросов, по многим из которых мы выступаем с близких и, можно сказать, с общих позиций. Мы активно взаимодействуем на международной арене. Важно, что в последние годы это взаимодействие усилилось. Это важно как для европейской безопасности, так и для международной стабильности.
Наши контакты носят регулярный характер. Сегодня мы условились, каким образом дальше будем действовать на основе тех договоренностей, которые были достигнуты во время последней встречи президентов двух стран. Полагаем, что созданный Совет по вопросам безопасности, придаст дополнительную динамику нашим контактам. Все это подчеркивает стратегических характер двусторонних отношений.
В России высоко ценят отношения с Францией. Франция для нас - один из важнейших внешнеполитических партнеров, с которым мы намерены и дальше тесно взаимодействовать на международной арене.
Не мало времени было уделено рассмотрению вопросов двусторонних отношений. И здесь у нас имеются хорошие перспективы. Мы подчеркиваем важность не только расширения политического диалога, который ведется очень активно, но и взаимодействия в конкретных областях. Например, в том, что касается совместных усилий в борьбе с новыми угрозами и вызовами. По линии соответствующих министерств и ведомств двух стран уже сейчас ведется и будет расширяться взаимодействие по вопросам, связанным с борьбой с отмыванием незаконно получаемых средств и т.д. Во всех этих областях мы считаем важным расширять наше взаимодействие и сотрудничество.
Как министры иностранных дел, основное внимание в ходе переговоров мы уделили рассмотрению международных проблем, среди которых и совместные усилия международного сообщества в борьбе с терроризмом. Полагаем, что здесь особое значение имеют коллективные усилия. В борьбе с терроризмом, который носит транснациональный характер, только совместные усилия могут дать желаемый результат. Поэтому следует укреплять эту коалицию. Необходимо действовать таким образом, чтобы совместные усилия все больше основывались на прочной правовой основе и позволяли на длительную перспективу выстраивать такое сотрудничество, которое сформировалось после известных трагических событий 11 сентября 2001 года.
В ходе переговоров были также рассмотрены вопросы стратегической стабильности. Позиции России и Франции здесь очень близки. Мы выступаем за укрепление стратегической стабильности, и в этом смысле я проинформировал французских коллег о тех переговорах, которые Россия сейчас ведет с Соединенными Штатами по вопросам радикального сокращения стратегических наступательных вооружений. Важно, чтобы Россия и США вышли на конкретные договоренности, которые носили бы обязательный характер для сторон. Это позволило бы продолжить двусторонний и многосторонний процессы в вопросах контроля над вооружениями.
Естественно, мы обсудили и актуальные международные проблемы, по которым тесно взаимодействуем. Была рассмотрена ситуация на Ближнем Востоке, вокруг Ирака, на Балканах. Важно, что мы приняли совместное заявление по ближневосточному урегулированию, т.к. ситуация действительно нас всех тревожит. Нельзя занимать пассивную позицию. Необходимо искать и предпринимать такие шаги, которые позволили бы найти выход из тупика. Мы считаем, что необходимо и дальше укреплять международное взаимодействие на этом направлении. Важным является и тот факт, что “четверка” работает в составе России, США, Европейского Союза, ООН. Я думаю, что и в дальнейшем международное сообщество должно действовать скоординировано.
Хотя наши переговоры были непродолжительными, я удовлетворен их результатами. Личные встречи всегда позволяют обменяться мнениями по ключевым, наиболее важным вопросам. Главное определить ориентиры нашего дальнейшего взаимодействия по этим проблемам.
Вопрос: Игорь Сергеевич, в последние дни все чаще говорят о возможности начала военной акции против Ирака. Какова позиция Москвы по этому вопросу, и насколько она совпадает с позицией Парижа?
И.С.Иванов: Россия всегда выступала за урегулирование ситуации вокруг Ирака на основе строгого выполнения всех соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН. Эта тема является предметом постоянного обсуждения, в том числе с участием России и Франции как постоянных членов СБ ООН. И мы считаем, что любые шаги могут предприниматься только в рамках Совета Безопасности ООН. Односторонние же действия, тем более противоречащие резолюциям и с решениям СБ ООН, могут только еще более осложнить, ситуацию как вокруг Ирака, так и в регионе в целом. В этой связи мы обсуждали развитие ситуации под углом зрения активизации совместных усилий в рамках Совета Безопасности ООН для того, чтобы вывести ближневосточное урегулирование из того тупика, в котором оно сейчас находится, и наметить пути политического урегулирования. По мнению России, только политическое урегулирование может обеспечить стабильность в регионе. В этом отношении мы будем и дальше работать как в Совете Безопасности ООН, так и на двустороннем и многостороннем уровнях.
Вопрос: Вы только что говорили о борьбе с терроризмом. Имеется ли у Вас информация, подтверждающая нахождение российских граждан в Гуантанамо?
И.С.Иванов: Предварительная информация об этом имеется, однако необходимо получить официальные данные. Мы находимся в контакте с американской стороной для того, чтобы сделать окончательные выводы.
Вопрос: Хотел бы вернуться к вопросу об Ираке. Насколько я понял, Франция и Россия не согласны с односторонними действиями американцев. Возможно ли представить такую ситуацию, когда Россия и Франция будут взаимодействовать в рамках Совета Безопасности, чтобы воспрепятствовать односторонней американской акции?
И.С.Иванов: По этому вопросу Россия и Франция давно тесно взаимодействуют в Совете Безопасности ООН. У нас общая позиция – соответствующие резолюции СБ ООН должны выполняться. Они предполагают целый набор мероприятий, включая и вопросы возвращения международных наблюдателей в Ирак. Эти резолюции также включают и условия снятия санкций в отношении Ирака. Именно поэтому, Россия недавно представила свои соображения: эти неофициальные предложения касаются вопросов возвращения наблюдателей, которые должны выполнить свои функции и подтвердить наличие или отсутствие оружия массового уничтожения в Ираке. Но вместе с тем этот процесс должен открывать ясную перспективу снятия санкций с Ирака. Поэтому мы выступаем за комплексный подход, который вытекает из соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН. Вы спрашиваете об односторонних действиях. Односторонние действия никак не соотносятся с Советом Безопасности ООН. Решения Совета Безопасности уже предполагают многосторонние решения, Поэтому любые односторонние действия противоречат логике решений Совета Безопасности,
Вопрос: Один из французских министров недавно осудил преступления российских войск в Чечне. Обсуждался ли вопрос Чечни в ходе нынешних переговоров?
И.С.Иванов: В том, что касается развития событий в Чеченской республике, я думаю, можно высказывать разные суждения, но ни один объективный наблюдатель не скажет, что здесь российское руководство не действует открыто, транспарентно. Сегодня в Чеченской республике имеются представительства всех международных организаций, начиная от ООН, Красного Креста, Совета Европы, Европейского союза, ОБСЕ и т.д. Представлено большое число неправительственных организаций. Да, они могут критиковать или с чем-то не соглашаться. Но они там находятся. И если они объективно оценивают ситуацию, а мы надеемся, что они выполняют именно эту миссию, то не могут не видеть, что наряду с теми проблемами, которые сохраняются и которые мы не скрываем, идет процесс политического урегулирования. Сегодня в Чеченской республике есть временное руководство - это чеченское руководство. В республике имеются местные органы власти, правоохранительные органы, которые созданы временным чеченским руководством, судебные органы, которых не было, работают школы, больницы, начинает постепенно восстанавливаться экономика. Это те факты, которые вы сами можете там увидеть.
Проблемы есть, и их причины известны. Если бы террористические группы, которые действуют в Чечне, не получали бы поддержки извне, тогда проблемы Чеченской республик решались бы значительно быстрее.
В прессе появилось, может быть, сенсационное сообщение о местонахождении Бен Ладена - не исключается, что он находится в Панкисском ущелье или на Северном Кавказе. Для кого-то это может быть сенсация. А кто сказал, что его там нет? Есть другие данные о том, что боевики, которые были вынуждены покинуть Афганистан, ищут убежища, чтобы скрыться. А то, что там были чеченцы, арабские наемники сегодня уже никто не отрицает. Некоторые из них находят убежище в Панкисском ущелье Грузии, некоторые в других, по их мнению, безопасных местах. Поэтому здесь требуется максимальное взаимодействие международного сообщества. Оно необходимо в любом месте, где нужно вести борьбу с терроризмом: будь то в Афганистане или других регионах, скажем, на Балканах или на Кавказе. И только совместными усилиями мы сможем добиться общей цели - побороть терроризм. Я думаю, что если мы будем руководствоваться этой общей главной целью, то по остальным вопросам всегда сможем найти взаимопонимание.
Вопрос: Будете ли Вы продолжать поддерживать антитеррористическую коалицию, если США перейдут к действию и нанесут удар по Ираку?
И.С.Иванов: Антитеррористическая борьба - это не монополия какого-либо государства. В этой антитеррористической борьбе Россия поддерживает не США. Россия защищает свои собственные интересы и интересы международного сообщества. В свою очередь интересы России, США, Франции, и всех тех, кто участвует сегодня в антитеррористической коалиции, объективно совпадают. Это совершенно новое, особое явление на международной арене, которое сформировалось в силу объективных причин впервые после Второй мировой войны. Его уникальность состоит в том, что международное сообщество перед лицом совместной угрозы смогло возвыситься над противоречиями, разногласиями и объединить усилия, чтобы бороться с этим общим злом. Это принципиально важно, этим надо особо дорожить, и в своих действиях учитывать мнение других членов антитеррористической коалиции, чтобы ее укреплять, а не ослаблять.
Полагаем, что односторонние действия без учета мнения других членов антитеррористической коалиции, конечно же, не укрепляли, а ослабляли бы единый фронт борьбы с терроризмом и другими угрозами, и вызовами. Вряд ли это играет на руку кому бы то ни было. Скорее всего, это было бы выгодно только тем, кто хотел бы продолжать подобные действия против международного сообщества.
Вопрос: Россия поддерживает контакты с Ираком. Вы уже дважды принимали заместителя премьер-министра Ирака. С другой стороны, Вы поддерживаете контакт с американцами. Удается ли Вам добиться прогресса с иракской стороной? И чувствуете ли Вы движение в сторону ослабления санкций со стороны США?
И.С.Иванов: Я не случайно сказал, что мы выступаем за полное выполнение всех резолюций Совета Безопасности ООН. Для того, чтобы говорить о снятии санкций, международное сообщество должно быть уверено, что Ирак не располагает оружием массового уничтожения, а также потенциалом его производства. Именно поэтому, мы считаем, что международные наблюдатели должны вернуться в Ирак и выполнить свою миссию. После того, как мы получим соответствующие заключения, необходимо перейти к процедуре снятия санкций. Это не только позиция России. Все это вытекает из соответствующих резолюций СБ ООН, которые Ирак должен точно также выполнять. Поэтому мы настаивали и настаиваем, чтобы Ирак возобновил диалог с Генеральным секретарем ООН, занял позицию, восприимчивую к обращениям международного сообщества относительно возвращения международных наблюдателей. Все это компоненты единого пакета.
Совершенно очевидно, что снять санкции можно только через Совет Безопасности, который эти санкции ввел. Поэтому необходим конструктивный диалог со стороны Багдада, и в этом мы убеждаем иракское руководство. Мы и дальше намерены таким образом действовать. Как бы это ни было сложно, нам необходимо вести последовательный политический диалог, который может привести к желаемому результату. Повторяю, любые силовые акции не только не решат главной задачи, они еще больше могут обострить ситуацию. И в этом мы имели возможность убедиться в декабре 1998 года. Эту работу, какая бы она сложная не была, мы будем последовательно продолжать, взаимодействуя как с Багдадом, который, с нашей точки зрения, должен твердо выполнять свою часть обязательств по резолюциям, так и в рамках Совета Безопасности ООН. В Багдаде должны быть уверены, что как только Ирак выполнит свои обязательства, будет ясная перспектива снятия санкций.
16 февраля 2002 года
278-16-02-2002
Нас радует, что российско-французские отношения находятся на подъеме. Франция традиционно является одним из наших ведущих партнеров. Это особенно важно сейчас, когда в мире происходят активные процессы. Важно поддерживать интенсивный диалог со всеми нашими партнерами, в числе которых и Франция, для того, чтобы наш голос был услышан, чтобы участвовать и влиять на эти процессы.
Известно, что российско-французский политический диалог активно развивается. Еще недавно в Париже состоялась очередная встреча президентов наших стран. По линии министерств иностранных дел налажен регулярный диалог по актуальным международным проблемам. Мы также условились о регулярном проведении в Москве и Париже такого рода консультаций с моим коллегой Министром иностранных дел Франции.
Сегодня мы проведем обстоятельные переговоры по всему комплексу вопросов и по итогам проинформируем вас об их результатах. Намерены обсудить такие вопросы, как борьба с терроризмом, стратегическая стабильность, региональные конфликты – Ближний Восток, Ирак, Балканы, строительство европейской архитектуры безопасности, взаимоотношения России с НАТО, Европейским Союзом. Есть ряд вопросов двустороннего характера.
Вопрос: Будет ли в ходе переговоров подниматься вопрос по “делу Захаровой”?
И.С.Иванов: Российская позиция по этому вопросу известна французской стороне. Возможно, в ходе переговоров французская сторона проинформирует нас о каких-то новых деталях, касающихся деятельности официальных властей.
16 февраля 2002 года
276-15-02-2002
Стороны выражают глубокую обеспокоенность дальнейшим обострением ситуации на Ближнем Востоке и, в первую очередь, продолжением палестино-израильской конфронтации. Они твердо убеждены в необходимости наращивать международные усилия по преодолению кризиса и возобновлению мирного процесса. Этому могут способствовать дальнейшие согласованные действия Организации Объединенных Наций, Российской Федерации, Европейского союза и его стран-членов, Соединенных Штатов Америки и наиболее заинтересованных арабских государств.
Россия и Франция в этом контексте призывают правительство Израиля и Палестинскую национальную администрацию безотлагательно и без каких-либо предварительных условий принять эффективные меры, направленные одновременно на прекращение насилия и возобновление переговорного процесса.
Россия и Франция считают, что разрядке напряженности способствовало бы возобновление диалога между Израилем и Палестинской национальной администрацией. В интересах искоренения терроризма, создания условий безопасности и установления мира требуется тесное сотрудничество между Израилем и Палестинской национальной администрацией во главе с ее законным лидером Ясиром Арафатом.
Палестинская национальная администрация должна сделать все возможное, чтобы демонтировать инфраструктуру террористов, арестовать и предать суду виновных в совершении террористических актов. Израильское правительство должно снять блокаду, а также разного рода ограничения, введенные им в отношении палестинского народа и представителей Палестинской национальной администрации, восстановить свободу передвижений и действий Главы ПНА.
Стороны подтверждают свою приверженность всеобъемлющему урегулированию ближневосточного конфликта на базе резолюций Совета Безопасности ООН 242 и 388, принципов, заложенных Мадридской конференцией, в частности, принципа “земля в обмен на мир”, и имеющихся договоренностей. Такое урегулирование предполагает установление мира, основанного на равной безопасности для Израиля и других государств и народов региона, на возвращении оккупированных арабских территорий, а также реализацию национальных прав палестинского народа, включая право на самоопределение и создание жизнеспособного и суверенного государства.
15 февраля 2002 года
265-14-02-2002
Вопрос: Какое значение придается в Москве ожидающейся на днях поездке И.С.Иванова во Францию?
Ответ: Предстоящий визит И.С.Иванова в Париж - свидетельство хорошо отлаженного механизма регулярных политических консультаций глав внешнеполитических ведомств двух стран, являющегося одной из важнейших составляющих всего комплекса углубленного политического диалога, традиционно присущего многогранным отношениям России и Франции. Он вписывается в намерение сторон продолжать интенсивный российско-французский политический диалог даже в тот период, когда во Франции политические круги будут в основном сконцентрированы на участии в кампании по выборам Президента (конец апреля - начало мая) и нового состава Национального Собрания (июнь).
Предстоящая встреча министров иностранных дел России и Франции призвана перевести в плоскость практических действий договоренности о путях дальнейшего упрочения российско-французского партнерства, достигнутые на встрече президентов двух стран в Париже 15 января. В основе этого процесса - обоюдная заинтересованность двух государств в повышении влияния российско-французского взаимодействия на мировые дела.
Вопрос: Каковы приоритеты повестки дня российско-французского диалога в данный момент?
Ответ: В новом международном контексте, сложившемся после известных событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, а также после публично объявленного намерения США выйти из Договора по ПРО, значительно повышается роль российско-французского диалога в формировании новой архитектуры безопасности как в мире в целом, так и в Европе, в частности.
В этой связи на переговорах в Париже будут рассмотрены возможности взаимодействия двух стран в формировании новых рамок стратегической стабильности в развитие Совместного заявления по стратегической стабильности, принятого в ходе июльского (2001 г.) визита в Россию Президента Франции Ж.Ширака. В этом контексте ключевое значение имеет общее стремление двух стран к сохранению сбалансированной системы международной безопасности, основанной на юридически обязывающих договоренностях и надежных механизмах контроля за их выполнением.
В ходе переговоров министров предстоит обменяться мнениями о конкретизации декабрьской (2001 г.) инициативы Президента Франции об установлении "глобального партнерства" между Россией и Евросоюзом, формирования в Европе единого пространства безопасности, общего европейского экономического, культурного, образовательного и правового поля. В числе центральных вопросов обсуждения в рамках этой темы будут проблемы Калининградской области в связи с предстоящим расширением ЕС и сохраняющиеся препятствия в торгово-экономических отношениях между Россией и Евросоюзом.
Министры рассмотрят ход работы по созданию Совета по внутренней безопасности России и ЕС - предложения, выдвинутого Президентом Франции на декабрьской (2001 г.) встрече Евросоюза в верхах в г.Лакене (Бельгия).
Предполагается детально рассмотреть проблематику отношений России с НАТО с учетом позиции Франции в пользу равноправного участия России в диалоге с государствами-членами Альянса в рамках "двадцати", в т.ч. по вопросам совместного проведения операций по урегулированию кризисов.
Вопрос: Какие аспекты борьбы с международным терроризмом могут быть затронуты на переговорах?
Ответ: Вопросам сотрудничества в борьбе с международным терроризмом будет уделено большое внимание. При этом принципиальное значение имеет единство позиций России и Франции в признании центральной роли ООН в правовой кодификации и координации международных усилий на этом направлении.
В контексте борьбы с терроризмом планируется обсудить ситуацию в Афганистане и вокруг него. Российская сторона исходит из того, что военное присутствие ряда стран НАТО в Средней Азии направлено на решение общей задачи, объединяющей Россию, Францию, весь цивилизованный мир, - искоренение угрозы терроризма с афганской территории, и будет взаимоувязано по времени и целям с задачами, диктуемыми антитеррористической операцией в Афганистане.
Считаем важным обратить внимание на попытки определенных сил во Франции использовать двойные стандарты в оценках террористической угрозы и в этом контексте обыгрывать чеченскую проблематику во внутриполитических целях.
Вопрос: Какое место на переговорах займут вопросы двусторонних отношений, в т.ч. в сфере экономики?
Ответ: С учетом того, что объем российско-французского товарооборота (едва превышает 3 млрд. долл. в год) не соответствует потенциалу двух стран и уровню политического диалога, стороны уделят более пристальное внимание реализации конкретных проектов взаимовыгодного делового, в том числе инвестиционного сотрудничества в аэрокосмической и топливно-энергетической областях, в агропромышленном комплексе.
Не меньшее значение придается активизации двустороннего гуманитарного, культурного сотрудничества, в частности, взаимному распространению во Франции и России соответственно русского и французского языков, сохранению в обеих странах оставшегося русского и французского историко-культурного наследия.
14 февраля 2002 года
255-13-02-2002
15 февраля состоится рабочий визит Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова во Францию.
В ходе переговоров в Париже планируется обсудить широкий круг актуальных международных проблем, а также вопросы расширения российско-французских связей в торгово-экономической и других областях.
13 февраля 2002 года
225-07-02-2002
7 февраля заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации А.В.Салтанов принял посла Франции в России К.Бланшмезона по его просьбе.
В ходе беседы были обсуждены ситуация вокруг Ирака, а также кризисная обстановка на Ближнем Востоке. Констатирована близость позиций России и Франции в оценке перспектив возобновления сотрудничества Ирака с ООН, отмены действующих против этой страны международных санкций и необходимости скорейшего преодоления палестино-израильской конфронтации.
7 февраля 2002 года
154-29-01-2002
25 января в Париже находился А.Закаев - эмиссар А.Масхадова, представитель чеченских сепаратистов. Он был принят официальными лицами страны: министром образования Ж.Лангом, а также заместителем директора Департамента континентальной Европы МИД Франции.
В этой связи 29 января посол Франции в Москве К.Бланшмезон был приглашен в МИД России, где на уровне заместителя Министра иностранных дел ему было сделано представление. Послу было заявлено, что такая акция со стороны официального Парижа противоречит духу сотрудничества и партнерства между нашими странами, в том числе в сфере совместного противодействия международному терроризму.
В Москве задаются вопросом - чем была продиктована встреча с представителем чеченских экстремистов, прямые связи которых с У.бен Ладеном и "Аль-Каидой" подтверждены неопровержимыми доказательствами?
Выражена надежда, что французская сторона сделает из этого представления соответствующие выводы и не будет впредь допускать шагов, противоречащих стремлению наших стран покончить с международным терроризмом, поскольку в борьбе против этого зла, несущего угрозу стабильности и безопасности во всем мире, нельзя использовать двойные стандарты.
29 января 2002 года
Изложены позиции сторон в связи с решением США о выходе из Договора по ПРО.
Подчеркнута важность совместных усилий в интересах сохранения и укрепления международно-правовой базы разоружения и нераспространения, недопущения возникновения правового вакуума в сфере стратегической стабильности.
2384-19-12-2001
19 декабря заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Э.Мамедов принял директора департамента стратегических вопросов безопасности и разоружения МИД Франции Ж.Аро, который находился в Москве в связи с проведением российско-французских консультаций по разоруженческой тематике.
В ходе беседы были еще раз изложены позиции сторон в связи с объявлением США о решении в одностороннем порядке выйти из Договора по ПРО, подчеркнута важность совместных усилий в интересах сохранения и укрепления в складывающейся обстановке международно-правовой базы разоружения и нераспространения, недопущения возникновения правового вакуума в сфере стратегической стабильности, в т.ч. по взаимосвязанным вопросам наступательных и оборонительных вооружений. Важную роль в этих усилиях призван сыграть многосторонний (в частности, в рамках “пятерки” постоянных членов СБ ООН) и российско-американский диалог с целью выработки новых рамок стратегических взаимоотношений, базирующихся на учете взаимных интересов и интересов всех других государств. Собеседники поддержали также скорейшее заключение Россией и США нового договора о дальнейших радикальных контролируемых и необратимых сокращениях стратегических и наступательных вооружений.
Состоялся обмен мнениями по другим актуальным военно-политическим вопросам, включая укрепление режимов ДНЯО, ДВЗЯИ, биологической и химической конвенций, РКРТ и т.п. Было условлено продолжить двусторонние консультации по данной тематике и стимулировать ее многостороннее обсуждение, в том числе в новом формате (“двадцатка”) РФ-НАТО.
19 декабря 2001 года
2255-03-12-200
3 декабря Министр иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванов, находящийся в Бухаресте на заседании Совета министров иностранных дел государств-участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, встретился с руководителем внешнеполитического ведомства Франции Ю.Ведрином.
В состоявшейся беседе центральное место заняло обсуждение актуальных вопросов международной безопасности и стратегической стабильности, дальнейших перспектив деятельности ОБСЕ в новых международных условиях.
Министры обсудили перспективы развития отношений России с ЕС и НАТО. В этом контексте И.С.Иванов позитивно оценил вклад Франции в совершенствование диалога по линии Россия-ЕС, а также Россия-НАТО. Ю.Ведрин высказался в поддержку российской линии на укрепление взаимодействия с указанными структурами на равноправной основе в интересах создания устойчивой системы общеевропейской безопасности.
Министры обменялись мнениями о развитии ситуации в Афганистане и перспективах политического урегулирования в этой стране.
3 декабря 2001 года
Главная | © | |