БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА
 
СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

Об утверждении нового состава Совета министров
Боснии и Герцеговины

93-16-01-2003

13 января Палата представителей Парламентской ассамблеи Боснии и Герцеговины утвердила новый состав Совета министров БиГ на основе результатов общебоснийских выборов, состоявшихся в октябре 2002 года.

Отмечаем, что программное выступление Председательствующего Совета министров А.Терзича свидетельствует о стремлении руководства страны брать на себя все большую ответственность за судьбу БиГ, добиваясь обеспечения верховенства закона, укрепления государственных органов, создания единого экономического пространства, улучшения социальной обстановки. Во внешнем плане намечается продолжить курс на интеграцию в европейские структуры, развитие регионального сотрудничества, участие в международной антитеррористической коалиции. Все эти задачи совпадают с приоритетами международного сообщества в его линии на последовательное выполнение Мирного соглашения как основы формирования БиГ в качестве стабильного мультиэтнического государства.

Выражаем надежду, что члены правительства БиГ, представляющие три народа страны и ее ведущие партии, проявят приверженность Мирному соглашению, слаженность в усилиях по достижению заявленных целей во взаимодействии с Высоким представителем, другими международными структурами в БиГ. Повышенная ответственность с учетом отмены принципа ротации главы Совета министров ложится на его Председательствующего А.Терзича.

Россия как участник Совета по выполнению Мирного соглашения будет и впредь всемерно содействовать процессу боснийского урегулирования. Готовы к самому широкому взаимодействию с новым правительством БиГ и в деле продвижения взаимовыгодного двустороннего сотрудничества.

16 января 2003 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О завершении мандатов Миссий ООН в Боснии и Герцеговине (МООНБГ) и на Превлакском полуострове (МНООНПП)

2579-15-12-2002

12 декабря на официальном заседании Совета Безопасности ООН в связи с предстоящим завершением мандатов Миссии ООН в Боснии и Герцеговине (31 декабря 2002 года) и Миссии ООН на Превлакском полуострове (15 декабря 2002 года) были приняты официальные заявления Председателя СБ ООН.

Выразив благодарность Генеральному секретарю ООН и руководству МООНБГ за их усилия и вклад в осуществление Мирного соглашения, СБ ООН подчеркнул, что главная ответственность за дальнейшее успешное осуществление этого соглашения лежит на самих властях Боснии и Герцеговины. Совет призвал Боснию и Герцеговину сохранять приверженность содействию миру и стабильности в регионе, в том числе путем активизации политического и экономического сотрудничества. Совет Безопасности обратился к Европейскому Союзу с просьбой о регулярном информировании его о деятельности Полицейской миссии Евросоюза в БиГ.

СБ ООН дал высокую оценку деятельности МНООНПП на Превлакском полуострове в содействии созданию условий, способствующих урегулирования спора между Хорватией и СРЮ па основе переговоров и достижению договоренности о временном пограничном режиме.

Россия с удовлетворением отмечает, что успешная деятельность этих двух миссий является наглядным свидетельством результативности миротворческих усилий ООН.

Мы разделяем мнение Генерального секретаря ООН К.Аннана о том, что ООН останется активно вовлеченной в процессы урегулирования на Балканах во взаимодействии с региональными организациями-партнерами в Европе.

15 декабря 2002 года



Ответы официального представителя МИД России А.В.Яковенко
на вопросы российских СМИ в связи с предстоящим визитом в Россию Высокого представителя в Боснии и Герцеговине П.Эшдауна

2554-11-12-2002

Вопрос: 11 декабря ожидается визит в Россию Высокого представителя в Боснии и Герцеговине Пэдди Эшдауна. В чем состоит российская позиция по боснийскому урегулированию?

Ответ: Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что Россия будет продолжать оказывать всемерное содействие становлению Боснии и Герцеговины как единого многоэтнического государства, состоящего из двух равноправных Образований - Республики Сербской и федерации БиГ. Намерены и впредь активно участвовать в международных усилиях по обеспечению выполнения Дейтона, работе Руководящего комитета Совета по выполнению Мирного соглашения (РК СВМС), деятельности размещенных в БиГ международных Сил по стабилизации.

Приоритет международного сообщества в боснийском урегулировании - создание условий для самостоятельного обеспечения политическими силами этой страны стабильности, демократии, экономического, социального и культурного развития. Дейтон остается основой мирного процесса, обеспечивая баланс интересов в БиГ. Его размывание может подорвать фундамент пока еще непрочной стабильности в отношениях между двумя Образованиями и тремя государствообразующими народами. Вместе с тем исходим из того, что насущные изменения в политико-экономической системе БиГ должны осуществляться исключительно на основе свободно выраженного консенсуса всех боснийских сторон.

Отмечаем достигнутый в последнее время прогресс в реализации Мирного соглашения. Высоко оцениваем роль Высокого представителя в этом деле. Сформулированные П.Эшдауном приоритеты - обеспечение верховенства права, экономическая реформа, создание рабочих мест, укрепление государственности в целом - адекватны нынешней ситуации. Готовы участвовать в их реализации.

Позитивно оцениваем решение ЕС взять на себя проведение полицейской операции, которая придет на смену Специальным международным полицейским силам (СМПС) ООН. Приветствуем намерение Евросоюза привлечь в нее представителей ОБСЕ и неЕСовских государств, в том числе России, накопивших значительный практический опыт в рамках СМПС и других подобных операций на Балканах.

Вопрос: Какие конкретные шаги, по мнению Москвы, должны быть предприняты для закрепления стабилизационных процессов в БиГ?

Ответ: Важная задача сейчас - скорейшее формирование органов власти БиГ и Образований на основе результатов состоявшихся 5 октября с.г. всеобщих выборов. В рамках этого процесса ключевым моментом развития боснийской государственности должна стать последовательная реализация принятых парламентами Образований поправок к конституциям энтитетов, обеспечивающих равный статус трех государствообразующих народов на всей территории страны. При этом нельзя допустить снижения эффективности работы парламентов и правительств Образований.

Особо отмечаем необходимость последовательного проведения линии на поэтапную передачу самим боснийским властям ответственности за положение в стране. Поддерживаем энергичный настрой Высокого представителя П.Эшдауна на продвижение к этой цели посредством реформирования политической и социально-экономической системы БиГ, укрепления правоохранительных органов и правосудия. При этом необходимо без излишнего давления продолжать кропотливую работу по выработке общенационального консенсуса относительно дальнейшего выполнения Мирного соглашения, реализации одобренных РК СВМС приоритетов.

Остается в силе наша инициатива о формировании правовой основы региональной стабильности в виде юридически обязывающих договоренностей между странами с соответствующими гарантиями СБ ООН. Ведем дело к тому, чтобы ее основные моменты были включены в план деятельности Высокого представителя.

Предлагаем провести балканскую конференцию с международным участием для закрепления принципов нерушимости границ и многоэтнического характера государств региона.

11 декабря 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О предстоящем визите в Москву Высокого представителя
в Боснии и Герцеговине П.Эшдауна

2547-10-12-2002

11 декабря в Москве с рабочим визитом будет находиться Высокий представитель в Боснии и Герцеговине П.Эшдаун.

Запланирована встреча Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова с П.Эшдауном, в ходе которой предполагается обсудить актуальные вопросы боснийского урегулирования.

10 декабря 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О выборах в Боснии и Герцеговине

2026-08-10-2002

5 октября в Боснии и Герцеговине (БиГ) проведены общебоснийские выборы. Тот факт, что они, по заявлению Миссии ОБСЕ в БиГ и международных наблюдателей, прошли в спокойной атмосфере, в соответствии с боснийским избирательным законодательством, общеевропейскими нормами, свидетельствует о продвижении мирного процесса в стране.

Главной задачей после окончательного подсчета голосов станет скорейшее формирование органов власти на всех уровнях, их включение без паузы в работу по решению стоящих перед страной задач улучшения социально-экономического положения, проведения реформ, достижения межнационального согласия.

В Москве обратили внимание на заявления руководителей лидирующих по предварительным итогам выборов партий об их настрое конструктивно сотрудничать с международным сообществом в деле полномасштабной реализации Рамочного соглашения о мире в БиГ. Исходим из того, что эти заявления воплотятся в конкретные шаги в интересах продвижения боснийского урегулирования, укрепления стабильности в регионе. Со своей стороны готовы и далее конструктивно содействовать этому процессу.

8 октября 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

В связи с предстоящими общебоснийскими выборами

1993-04-10-2002

5 октября в Боснии и Герцеговине состоятся общебоснийские выборы. Впервые после подписания в 1995 г. Мирного соглашения по БиГ органы власти будут избираться не на два, а на четыре года. Поэтому значительно возрастает ответственность тех, кому население страны отдаст свои голоса, за закрепление процесса урегулирования, придание ему действительно необратимого характера, осуществление необходимых реформ, направленных на решение непростых социально-экономических проблем.

В Москве исходят из того, что предстоящие выборы, основная работа по подготовке которых на сей раз проводится местными властями лишь при содействии со стороны международного сообщества, должны стать важным этапом на пути к главной цели - реализации Мирного соглашения в полном объеме. Со своей стороны Российская Федерация готова и впредь конструктивно содействовать этому.

4 октября 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О встрече заместителя Министра иностранных дел России С.С.Разова с Председателем Правительства Республики Сербской Боснии и Герцеговины М.Иваничем

1701-03-09-2002

3 сентября заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации С.С.Разов принял Председателя Правительства Республики Сербской Боснии и Герцеговины М.Иванича, находящегося в России по приглашению Мэрии Москвы.

Подтверждена обоюдная заинтересованность в продолжении российско-боснийских политических контактов на всех уровнях, налаживании экономического сотрудничества, в том числе в рамках прямых связей Республики Сербской с субъектами Российской Федерации. В фокусе беседы находились вопросы укрепления договорно-правовой базы российско-боснийских отношений, ход реализации совместных проектов в торгово-экономической области, а также перспективы расширения и диверсификации товарооборота между Россией и БиГ в части, приходящейся на РС.

Обсуждалось положение в БиГ в свете подготовки к предстоящим 5 октября с.г. общебоснийским выборам, ход выполнения Мирного соглашения, остающегося основой боснийского урегулирования, фактором укрепления стабильности в регионе Балкан.

3 сентября 2002 года



CООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О встрече заместителя Министра иностранных дел России Ю.В.Федотова с заместителем Министра иностранных дел Боснии и Герцеговины Ж.Еркичем

1453-16-07-2002

16 июля заместитель Министра иностранных дел России Ю.В.Федотов принял находившегося в Москве заместителя Министра иностранных дел Боснии и Герцеговины Ж.Еркича. В ходе беседы был обсужден широкий круг вопросов, входящих в повестку дня 57-й сессии ГА ООН, включая ситуацию в БиГ. Была выражена взаимная заинтересованность в укреплении сотрудничества в ООН.

Ж.Еркич проинформировал о действиях правительства БиГ по стабилизации ситуации в стране и интеграции БиГ в международные структуры.

С российской стороны была отмечена важность позитивных демократических изменений, происходящих в БиГ для нормализации положения на Балканах в целом.

16 июля 2002 года



О боснийском урегулировании
(Справочная информация)

1110-30-05-2002

21 ноября 1995 года в г.Дейтон (США) конфликтующие стороны парафировали Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине (Мирное соглашение), вступившее в силу 14 декабря 1995 года после его подписания в Париже представителями БиГ, Хорватии, СРЮ, Великобритании, России, США, Франции, ФРГ и Европейского союза. По завершении реализации основных компонентов военной операции, обеспечившей прекращение вооруженного конфликта, на первый план вышла имплементация гражданской части соглашения.

В целом, главные задачи первого этапа боснийского урегулирования выполнены: созданы два Образования (Федерация БиГ и Республика Сербская), центральные государственные органы, пограничная служба, объединены коммуникационные системы, управление воздушным сообщением, сформирован Постоянный комитет по военным вопросам. Босния обрела свой флаг и герб, введена национальная валюта. Приоритетами урегулирования на данном этапе являются: укрепление центральных институтов власти, проведение социально-экономических преобразований, возвращение беженцев, продолжение реорганизации полицейских сил, судебная реформа.

Для продвижения процесса урегулирования приходится преодолевать сопротивление националистически настроенных элементов в обоих Образованиях. Зачастую это требует задействования полномочий Высокого представителя (нынешний Высокий представитель [ВП] в БиГ англичанин П.Эшдаун, утвержденный на этот пост резолюцией СБ ООН № 1396 от 5 марта 2002 г., вступил в должность 27 мая 2002 года), вводящего своими постановлениями в силу законы и осуществляющего другие меры. При этом ряд решений предыдущего ВП В.Петрича принимался в отсутствие консенсуса между самими боснийцами, что в определенной степени противоречило принятой им ранее концепции "переноса ответственности" за продвижение мирного процесса и за положение в стране на сами боснийские стороны.

Проблема Брчко (населенный пункт, включенный первоначально по Дейтонскому соглашению в состав Республики Сербской. В силу своего географического положения [расположен в узком "коридоре", связывающем восточную и западную части РС] имеет для сербского Образования стратегическое значение), в отношении которого шел спор между Республикой Сербской и Федерацией БиГ, разрешена после длительных разбирательств в специально созданном международном арбитраже. В составе довоенной общины Брчко создан особый район (дистрикт), формально поставленный под совместное управление Федерацией БиГ (ФБиГ) и Республикой Сербской (РС), а фактически полностью контролируемый международным наблюдателем (супервизором). Линия разграничения между РС и ФБиГ осталась неизменной. Жители дистрикта Брчко не проходят ни обязательную, ни добровольную военную службу в армиях Образований БиГ. “Разумные” передвижения в этом районе подразделений армии РС не ограничиваются.

Важными этапами в процессе боснийского урегулирования стали Боннская (1997 г.) и Мадридская (1998 г.) конференции Совета по выполнению Мирного соглашения (СВМС). В Бонне, в частности, были конкретизированы полномочия Высокого представителя и четко зафиксирован механизм его отчетности. В мае 2000 года в Брюсселе состоялось заседание СВМС на уровне мининдел. Ввиду того, что на данную встречу не была приглашена Югославия, Россия отказалась от участия в ней, рассматривая ее формат как не соответствующий Мирному соглашению. Россия заявила о том, что не будет считать себя связанной принятыми в ее отсутствие документами.

В июле 2000 года Конституционный суд БиГ принял ряд решений об обеспечении конституционности трех народов на всей территории Боснии и Герцеговины. ВП принял решение о формировании конституционных комиссий в обоих Образованиях для выполнения решений суда.

27 марта 2002 года после многомесячных переговоров руководителей крупнейших партий БиГ (от “националистических” до “мультиэтнических”) достигнут компромисс по конституционной реформе в Образованиях, определяющий механизм обеспечения прав трех народов в обоих энтитетах. Однако влиятельная бошнякская Партия демократического действия и обладающее поддержкой абсолютного большинства боснийских хорватов Хорватское демократическое содружество (ХДС) БиГ отказались присоединиться к соглашению. В свою очередь, лидеры сербских партий подписали его с определенными оговорками. 18 и 19 апреля 2002 г. парламенты Образований приняли конституционные поправки во исполнение достигнутых договоренностей. Оставшиеся незначительные пробелы в законодательстве были устранены решением Высокого представителя. Эти меры призваны обеспечить эффективную подготовку и проведение намеченных на 5 октября 2002 г. общебоснийских выборов.

Наметился некоторый прогресс в деле возвращения беженцев и перемещенных лиц, которых насчитывается до 1 млн. чел. В 2001 году свыше 90 тыс. чел. вернулись в районы, в которых представители их национальности составляют меньшинство. Сравнительно невысокие темпы возвращения вызваны не только недостаточными гарантиями безопасности, но и отсутствием социально-экономической инфраструктуры, а также нерешенностью вопроса о размещении проживающих в РС сербов - беженцев из Хорватии, что сдерживает возвращение в Республику Сербскую бошняков и хорватов.

Наблюдаются определенные подвижки в сотрудничестве сторон с Международным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ). Выступая по-прежнему против антисербского крена в его деятельности, руководство РС информирует Трибунал о преступлениях, совершенных бошняками и хорватами против сербов в 1991-1995 гг., МТБЮ требует от хорватов и бошняков прекратить укрывательство обвиняемых в военных преступлениях. В развитие этой линии парламент РС принял соответствующий закон о сотрудничестве с Трибуналом. В марте 2001 года произошло обострение так называемого "хорватского вопроса". На съезде “Хорватского народного сабора” была выдвинута платформа, подрывающая всю дейтонскую конструкцию БиГ. В ответ Высокий представитель принял решение о снятии со всех постов члена Президиума БиГ, председателя ХДС БиГ А.Елавича и о запрете на занятие им любых государственных или партийных должностей.

Однако напряженность сохраняется. В целях регистрации для участия в предстоящих в октябре 2002 года выборах руководство ХДС БиГ, не отказываясь от своих основных требований, приняло решение о возвращении ее представителей в парламенты БиГ и Федерации. 16 мая 2002 года А.Елавич оставил свой пост, сняв формальное препятствие для участия ХДС БиГ в выборах.

В августе 2001 года Парламентской ассамблеей БиГ был принят общенациональный избирательный закон, с которым увязываются перспективы интеграции БиГ в европейские институты, прежде всего приема в Совет Европы (БиГ формально вступила в СЕ в апреле 2002 года). Однако важные главы, определяющие порядок формирования представительных органов власти Образований и Палаты народов парламента страны, были введены в силу лишь в апреле 2002 года решением ВП в рамках конституционной реформы в Образованиях.

Важнейшее значение придается реализации соглашения о разделе активов и пассивов СФРЮ, подписанного в Вене в июне 2001 года министрами иностранных дел бывших югореспублик. В результате многолетних переговоров сторонам удалось прийти к взаимоприемлемому компромиссу, согласно которому к БиГ переходит 15,5% финансовых авуаров и 15% дипломатических и консульских представительств бывшей Югославии за рубежом. В мае 2002 г. соглашение было ратифицировано обеими палатами боснийского парламента.

Эффективность дальнейшего хода имплементации Дейтона будет зависеть от осуществления реструктуризации международного присутствия в БиГ. 28 февраля 2002 года Руководящий комитет СВМС утвердил ее общую схему, предусматривающую формирование общей направленности деятельности в стране международных организаций при сокращении их финансовых расходов и численности персонала.

В феврале 2002 г. ЕС принял решение о проведении в БиГ новой полицейской миссии по окончании 31 декабря 2002 года мандата Специальных международных полицейских сил ООН. При этом до четверти персонала (т.е. около 120-130 из немногим более 500 человек) предполагается набрать из третьих стран, которые будут самостоятельно их финансировать в полном объеме. Представители ряда неесовских стран уже выразили заинтересованность принять в ней участие. Модальности подключения России к данной операции прорабатываются.

30 мая 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

В связи с официальным вступлением в должность нового Высокого представителя в Боснии и Герцеговине лорда П.Эшдауна

1095-28-05-2002

27 мая официально вступил в должность новый Высокий представитель в Боснии и Герцеговине лорд П.Эшдаун.

Период пребывания на этом посту его предшественника В.Петрича ознаменовался заметным продвижением БиГ по пути реализации Мирного соглашения, укреплением боснийской государственности, оживлением процесса возвращения беженцев и перемещенных лиц. Свидетельством становления демократических основ БиГ стало ее недавнее принятие в полноправные члены Совета Европы.

Вместе с тем, еще остается немало кардинально важных задач в деле имплементации Мирного соглашения. Убеждены, что деятельность П.Эшдауна в качестве верховного представителя международного сообщества в БиГ будет подчинена главной из них - созданию современного, демократического, многоэтнического боснийского государства. Серьезным рубежом на этом пути станут запланированные на октябрь выборы в БиГ. Не менее сложной будет работа по продвижению намеченных реформ в сфере экономики, законодательства, в судебно-правовой системе. Это потребует от нового Высокого представителя кропотливой, взвешенной работы с представителями всех боснийских сторон в целях обеспечения переноса на них всей полноты ответственности за ситуацию в стране. Исходим из того, что в этой работе он будет опираться на согласованную линию Руководящего комитета Совета по выполнению Мирного соглашения.

Со своей стороны Россия готова и далее вносить свой вклад в процесс боснийского урегулирования, рассматривая его как существенную составляющую постконфликтной стабилизации в Юго-Восточной Европе.

28 мая 2002 года



СООБЩНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О поздравлении Министра иностранных дел России И.С.Иванова Министру иностранных дел БиГ З.Лагумджии в связи с принятием этой страны в Совет Европы

857-26-04-2002

24 апреля Министр иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванов направил поздравительную телеграмму Министру иностранных дел Боснии и Герцеговины З.Лагумджии по случаю обретения БиГ полноправного членства в Совете Европы.

Как отмечается в послании, принятие Боснии и Герцеговины в члены Совета Европы, в пользу чего последовательно выступала Российская Федерация, является свидетельством признания достигнутого боснийскими сторонами прогресса в осуществлении Мирного соглашения, значительного продвижения в деле строительства государственности и создания механизмов обеспечения демократии, верховенства закона, соблюдения прав человека.

И.С.Иванов выразил убеждение, что участие Боснии и Герцеговины в деятельности Совета Европы будет содействовать усилиям властей государства всех уровней по формированию климата доверия и взаимопонимания между гражданами БиГ независимо от национальности и вероисповедания, и пожелал народам Боснии и Герцеговины успехов в демократическом строительстве и экономическом развитии, благополучия и стабильности.

26 апреля 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О встрече заместителя Министра иностранных дел России Е.П.Гусарова с послом Боснии и Герцеговины в Москве Н.Иваштанином

2408-21-12-2001

21 декабря заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Е.П.Гусаров принял Чрезвычайного и Полномочного Посла Боснии и Герцеговины в Российской Федерации Н.Иваштанина в связи с завершением его миссии.

Состоялся обмен мнениями о перспективах развития отношений между Россией и Боснией и Герцеговиной (БиГ), подчеркивалась необходимость скорейшего формирования их современной договорно-правовой базы, в особенности в сфере торгово-экономического сотрудничества, потенциал которого используется пока недостаточно интенсивно.

Обсуждались аспекты выполнения Мирного соглашения, подтверждена общность подходов к путям решения основных проблем, препятствующих дальнейшему поступательному продвижению процесса боснийского урегулирования. С российской стороны подчеркивалась готовность и далее содействовать становлению БиГ как единого многоэтнического государства, состоящего из двух равноправных. Образований - Федерации БиГ и Республики Сербской.

21 декабря 2001 года



Стенограмма выступления Министра иностранных дел России И.С.Иванова на совместной пресс-конференции с Председательствующим Совета Министров, Министром иностранных дел Боснии и Герцеговины З.Лагумджией в Москве
11 декабря 2001 года

2335-11-12-2001

И.С.Иванов: Мы рады приветствовать в Москве Председательствующего Совета Министров, Министра иностранных дел Боснии и Герцеговины З.Лагумджия. В центре наших переговоров были вопросы двусторонних отношений, проблемы боснийского урегулирования и стабилизации ситуации на Балканах в целом.

Россия твердо выступает за укрепление Боснии и Герцеговины как целостного многоэтнического государства. Мы готовы и в дальнейшем поддерживать боснийско-герцеговинское руководство в его усилиях по строительству демократического государства, свободного от проявлений этнического и религиозного экстремизма.

Полагаем, что курс возглавляемого г-ном З.Лагмуджия альянса на формирование в стране единого экономического пространства, решение накопившихся социально-экономических проблем закладывают хорошую основу нормально функционирующего самодостаточного государства.

Целью усилий России и всего международного сообщества в боснийском урегулировании является создание условий для самостоятельного обеспечения политическими силами страны стабильности, демократии, экономического, социального и культурного развития и интеграции в европейские структуры.

Мы подробно обсудили вопросы развития двусторонних торгово-экономических связей. Имеется обоюдная заинтересованность наращивать сотрудничество на взаимовыгодной основе, и мы будем действовать таким образом.

Хотел бы подчеркнуть, что наши переговоры, которые будут продолжены, подтвердили заинтересованность обеих сторон в развитии сотрудничества в политической, экономической и культурной областях. Это отвечает и интересам России и БиГ, и интересам укрепления стабильности на Балканах.

Вопрос: Затрагивался ли в ходе переговоров вопрос о пересмотре Дейтонских соглашений?

И.С.Иванов: Мы обсуждали развитие ситуации в Боснии и Герцеговине в целом. Исходим из того, что на сегодня Дейтонские соглашения являются хорошей основой для укрепления государственности, политических и экономических институтов. Вместе с тем, мы не являемся догматиками и не рассматриваем Дейтонские соглашения как нечто окончательное, которое нельзя изменять, если этого потребует ситуация. Соглашения должны служить интересам укрепления единой, стабильной и процветающей Боснии и Герцеговины. Готовы рассматривать в рамках политического диалога все, что потребуется для этого.

Вопрос: Как оценивается деятельность миротворческого контингента и каковы сроки его пребывания в Боснии и Герцеговине? Как бы Вы могли прокомментировать появившиеся в СМИ сообщения о возможности участия России в миротворческой операции в Афганистане?

И.С.Иванов: По нашим оценкам миротворческий контингент в БиГ сыграл и продолжает играть положительную роль в интересах укрепления стабильности в этой стране. По мере перехода полномочий от международных институтов к местным органам власти, а мы считаем, что этот процесс должен развиваться активно, будут определяться сроки пребывания и численность контингента миротворческих сил в БиГ. Этот вопрос будет решаться на основе договоренностей между законными органами властями БиГ и соответствующими международными структурами. При этом нельзя допустить дестабилизации обстановки. Миротворцы будут находится в стране до тех пор, пока этого требует ситуация.

Сформированная на конференции в Бонне временная администрация Афганистана высказала заинтересованность в том, чтобы ООН приняла мандат о направлении международного военного контингента для обеспечения безопасности в этой стране. В ближайшее время в Совете Безопасности ООН будут рассмотрены вопросы выработки мандата и сроков пребывания международных сил в Афганистане. Ряд стран уже официально заявили о готовности направить туда свои контингенты, если будет принята соответствующая резолюция СБ ООН. Россия такого решения не принимала. Как это неоднократно подчеркивалось российскими представителями, в том числе и Президентом России В.В.Путиным, мы принимаем участие в операциях по оказанию гуманитарной помощи афганскому населению. Естественно, в Афганистане находятся подразделения, обеспечивающие безопасность российских граждан, выполняющих гуманитарную миссию.

11 декабря 2001 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О переговорах Министра иностранных дел России И.С.Иванова с Председательствующим Совета Министров, Министром иностранных дел Боснии и Герцеговины З.Лагумджией

2334-11-12-2001

11 декабря прошли переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова с находящимся в Москве с рабочим визитом Председательствующим Совета Министров, Министром иностранных дел Боснии и Герцеговины З.Лагумджией.

При обсуждении состояния и перспектив развития отношений между Россией и Боснией и Герцеговиной было особо подчеркнуто значение формирования их современной договорно-правовой базы, а также необходимость расширения торгово-экономического сотрудничества. Стороны с удовлетворением констатировали, что в самое ближайшее время состоится окончательное завершение внутригосударственных процедур по заключению межправительственного соглашения об инвентаризации двусторонних договоров, подписанных между бывшими СССР и СФРЮ в период с 1945 по 1991 гг. и имеющих отношение к БиГ. Следующим важным шагом станет подписание двусторонних соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве и создании соответствующей российско-боснийскогерцеговинской межправительственной комиссии, что положит начало формированию необходимого инструментария для решения практических вопросов активизации разностороннего торгово-экономического взаимодействия между Россией и БиГ. Министры акцентировали актуальность поиска новых и восстановления нарушенных связей между деловыми кругами обеих стран, что может быть достигнуто, в частности, участием российских компаний в реконструкции и приватизации предприятий в БиГ, в особенности построенных в доконфликтный период при техническом содействии СССР.

Состоялся обстоятельный обмен мнениями по важнейшим аспектам выполнения Мирного соглашения, подтверждена общность подходов к путям решения основных проблем, препятствующих дальнейшему поступательному продвижению процесса боснийского урегулирования. Укрепление государственности Боснии и Герцеговины, помощь в преодолении социально-экономических трудностей, создание тем самым условий для нормальной жизни всех народов страны являются главной целью активно поддерживаемых Россией усилий международного сообщества. Целостная и эффективно функционирующая на основе конструктивного и заинтересованного диалога всех боснийских сторон БиГ должна стать важным элементом стабильности всего Балканского региона.

С российской стороны подчеркивались важное значение Мирного соглашения как фундамента в дальнейшем процессе боснийского урегулирования, а также готовность и далее содействовать становлению БиГ как единого многоэтнического государства, состоящего из двух равноправных Образований - Федерации БиГ и Республики Сербской. Последовательно выступая за перенос всей полноты ответственности за ситуацию в стране на ее легитимные органы власти, Россия исходит из своей принципиальной позиции, что любые изменения в дейтонской конструкции Боснии и Герцеговины допустимы исключительно в результате свободно выраженного консенсусного решения всех боснийских сторон, в строгом соответствии с процедурой, закрепленной в Конституции БиГ.

11 декабря 2001 года



Интервью официального представителя МИД России А.В.Яковенко РИА “Новости” по российско-боснийским отношениям

2320-10-12-2001

Вопрос: В связи с визитом мининдел Боснии и Герцеговины З.Лагумджии в Россию не могли бы Вы прокомментировать российско-боснийские отношения?

Ответ: Политические контакты России с Боснией и Герцеговиной имеют тенденцию к устойчивому развитию.

В центре российско-боснийского политического диалога в последние годы в основном находятся вопросы имплементации Мирного соглашения по БиГ. В этих рамках поддерживаются регулярные контакты с руководством БиГ и Образований как на двусторонней основе, так и по линии Контактной группы и Руководящего комитета Совета по выполнению Мирного соглашения.

В марте 1998 года БиГ с рабочим визитом посетил Министр иностранных дел Российской Федерации. Премьер-министр Республики БиГ посещал Москву в марте 1994 года, в феврале и октябре 1995 года. В сентябре 1998 года состоялся рабочий визит в Россию президента и премьера Республики Сербской. В качестве гостя МИД премьер РС вновь посетил Россию в октябре 1999 года, тогда же в Москве с рабочим визитом находился Министр иностранных дел БиГ, в ходе которого подписан Протокол о межмидовском сотрудничестве. 11 ноября с.г. в Нью-Йорке в ходе сессии ГА ООН прошла встреча И.С.Иванова с Председательствующим Совмина, мининдел БиГ З.Лагумджией.

В ноябре 2001 года по приглашению Председателя Госдумы Г.Н.Селезнева Москву посетила делегация лидеров Республики Сербской БиГ, имевшая ряд встреч с руководством МИД, Минэкономразвития, Минобороны, представителями парламентских фракций и комитетов.

Вопрос: Каково участие России в боснийском урегулировании?

Ответ: Российская сторона играет активную роль в международных усилиях по боснийскому урегулированию, основой которого стало подписанное в Париже 14 декабря 1995 года Общее рамочное соглашение о мире в БиГ. В реализации военного компонента Мирного соглашения участвует российский воинский контингент в составе многонациональных Сил по стабилизации в БиГ (на 1 января 2001 года его численность составляла 1166 чел., предстоит плановое сокращение до 600 чел.). Российские представители задействованы в Аппарате Высокого представителя, миссиях ООН и ОБСЕ, международных полицейских силах.

Вопрос: Как развивается сотрудничество в торгово-экономической области?

Ответ: Торгово-экономическое сотрудничество развивается в позитивном направлении. Объем взаимного товарооборота между двумя странами составил в 2000 году 38,4 млн. долл. США, в том числе российский экспорт 34,4 млн. долл. импорт - 4 млн.долл. Главной составляющей российского экспорта в БиГ являются природный газ и нефтепродукты (52%).

В 1996 году Правительство Российской Федерации приняло решение в рамках донорских обязательств предоставить БиГ государственный кредит в размере 100 млн. долл. (по 50 каждому Образованию) для финансирования поставок российских машин и оборудования, других товаров и услуг.

До 1991 года при техническом содействии СССР на территории БиГ построено или реконструировано более 20 объектов. Наиболее крупные из них ТЭС в Гацко и Углевике, металлургический комбинат в г.Зеница, рудник Омарска, коксовая батарея в г.Луковац, глиноземный завод "Бирач", угольные карьеры, свинцово-цинковые рудники и горно-обогатительные комбинаты в городах Сребреница и Вареш, аккумуляторный завод в г. Сребреница. Боснийские фирмы и российские внешнеторговые организации проявляют интерес к налаживанию производственных связей в области энергетики, металлургического машиностроения, к участию в реконструкции ряда объектов электроэнергетики, черной и цветной металлургии, нефте- и газохимии, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности.

Вопрос: Характерно ли для российско-боснийских отношений региональное сотрудничество?

Ответ: В последнее время получили развитие межрегиональные связи двух стран, особенно с Республикой Сербской. В частности, в марте 2000 года подписан Протокол о сотрудничестве между правительством Москвы и мэрией Баня-Луки.

10 декабря 2001 года



Российско-боснийские отношения
(Справочная информация)

2314-08-12-2001

Политические контакты России с Боснией и Герцеговиной имеют тенденцию к устойчивому развитию.

В центре российско-боснийского политического диалога в последние годы в основном находятся вопросы имплементации Мирного соглашения по БиГ. В этих рамках поддерживаются регулярные контакты с руководством БиГ и Образований как на двусторонней основе, так и по линии Контактной группы и Руководящего комитета Совета по выполнению Мирного соглашения.

В марте 1998 года БиГ с рабочим визитом посетил Министр иностранных дел Российской Федерации. Премьер-министр Республики БиГ посещал Москву в марте 1994 года, в феврале и октябре 1995 года. В сентябре 1998 года состоялся рабочий визит в Россию президента и премьера Республики Сербской. В качестве гостя МИД премьер РС вновь посетил Россию в октябре 1999 года, тогда же в Москве с рабочим визитом находился Министр иностранных дел БиГ, в ходе которого подписан Протокол о межмидовском сотрудничестве. 11 ноября с.г. в Нью-Йорке в ходе сессии ГА ООН прошла встреча И.С.Иванова с Председательствующим Совмина, мининдел БиГ З.Лагумджией.

В ноябре 2001 года по приглашению Председателя Госдумы Г.Н.Селезнева Москву посетила делегация лидеров Республики Сербской БиГ, имевшая ряд встреч с руководством МИД, Минэкономразвития, Минобороны, представителями парламентских фракций и комитетов.

Российская сторона играет активную роль в международных усилиях по боснийскому урегулированию, основой которого стало подписанное в Париже 14 декабря 1995 года Общее рамочное соглашение о мире в БиГ. В реализации военного компонента Мирного соглашения участвует российский воинский контингент в составе многонациональных Сил по стабилизации в БиГ (на 1 января 2001 года его численность составляла 1166 чел., предстоит плановое сокращение до 600 чел.). Российские представители задействованы в Аппарате Высокого представителя, миссиях ООН и ОБСЕ, международных полицейских силах.

Развивается торгово-экономическое сотрудничество. Объем взаимного товарооборота между двумя странами составил в 2000 году 38,4 млн. долл. США, в том числе российский экспорт 34,4 млн. долл. импорт - 4 млн.долл. Главной составляющей российского экспорта в БиГ являются природный газ и нефтепродукты (52%).

В 1996 году Правительство Российской Федерации приняло решение в рамках донорских обязательств предоставить БиГ государственный кредит в размере 100 млн. долл. (по 50 каждому Образованию) для финансирования поставок российских машин и оборудования, других товаров и услуг.

До 1991 года при техническом содействии СССР на территории БиГ построено или реконструировано более 20 объектов. Наиболее крупные из них ТЭС в Гацко и Углевике, металлургический комбинат в г.Зеница, рудник Омарска, коксовая батарея в г.Луковац, глиноземный завод "Бирач", угольные карьеры, свинцово-цинковые рудники и горно-обогатительные комбинаты в городах Сребреница и Вареш, аккумуляторный завод в г. Сребреница. Боснийские фирмы и российские внешнеторговые организации проявляют интерес к налаживанию производственных связей в области энергетики, металлургического машиностроения, к участию в реконструкции ряда объектов электроэнергетики, черной и цветной металлургии, нефте- и газохимии, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности.

Налаживаются межрегиональные связи двух стран, особенно с Республикой Сербской. В частности, в марте 2000 года подписан Протокол о сотрудничестве между правительством Москвы и мэрией Баня-Луки.

8 декабря 2001 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О предстоящем визите в Москву Председательствующего Совета Министров, Министра иностранных дел Боснии и Герцеговины З.Лагумджии

2307-07-12-2001

10-11 декабря по приглашению Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова Москву с рабочим визитом посетит Председательствующий Совета Министров, Министр иностранных дел Боснии и Герцеговины З.Лагумджия.

В ходе переговоров глав внешнеполитических ведомств России и БиГ предполагается обсудить состояние и наметить пути активизации двусторонних политических и торгово-экономических связей на основе формирования современной договорно-правовой базы сотрудничества в различных областях. Особое внимание будет уделено рассмотрению хода выполнения Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине и региональной ситуации в целом.

Планируются встречи З.Лагумджии с руководителями ряда федеральных министерств и ведомств, представителями российского делового сообщества, заинтересованными в хозяйственных связях с предприятиями Боснии и Герцеговины.

7 декабря 2001 года

   Главная         ©